Культурная политика
Критика действующего (пока что) министра культура Вячеслава Кириленко стала общим местом, что не может не радовать: хоть толку от это критики пока не видно – Кириленко остается сидеть в своем кресле по прошествии года ничегонеделанья, – мы потихоньку приучаемся внимательней смотреть за тем, что предпринимает власть в сфере культуры.
Первый текст о Кириленко вышел еще в декабре 2014-го – сразу после его назначения в Минкульт. В феврале он уже выступил с первой громкой инициативой – оставить финансирование только культурным событиям, связанным с АТО. В марте – продолжил препирательство с профессиональной средой и объявил список основных реформ в сфере культуры. В августе воз обнаружился на том же месте, где и был в декабре – за 8 месяцев работы нового министра не произошло ни одного ощутимого сдвига в сторону реформирования культуры.
Сам министр, естественно, все претензии в свой адрес считает несправедливым, о чем и рассказал нам аж в двух интервью – в августе и в ноябре.
Критикой работы министерства занимаются не только журналисты – в начале года мы поговорили с народным депутатом от “Самопомощи” Ириной Подоляк – о том, что нужно сделать в культуре, а что уже сделано и почему.
Хоть МИД старается не вступать в публичную конфронтацию с Минкультом, по всему видно, что это министерство делает для украинской культуры больше, чем профильное.
В необходимости развития культурной дипломатии мы удостоверились, съездив в апреле Париж на дни украинского кино (вместе с этим в столице Франции проводилась и “Украинская весна”). А затем, прочитав новость о том, что в программу классического кино Каннского кинофестиваля включили советский фильм “Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен”, продолжили размышления на тему “почему Канны и Берлинале в этом году остались без украинского кино”.
Разговор о культурной дипломатии продолжился в интервью с Ежи Онухом, а болезненный эффект от отсутствия Украины на культурной карте мира мы почувствовали после скандала с голландскими картинами. Катя Липа посвятила этому два текста, в которых развенчивает нашу виктимную картину мира и объясняет, почему история с похищением голландских картин – не такая простая, как может показаться на первый взгляд: "Індіана Джонс і голандські скарби" и "Кримінальне читво по-голландськи".
Тем не менее, кашу после этого скандала Украина будет расхлебывать еще очень долго. Что украинские дипломаты будут предпринимать для того, чтобы восстановить наше реноме в Голландии, рассказал нам в интервью посол МИДа по особым поручениям Дмитрий Кулеба.
Венецианская биеннале
Ну и еще немного о конкретных кейсах – украинском представительстве на больших культурных площадках мира. Леля Гольдштейн писала о перипетиях вокруг украинского павильона на Венецианской биеннале, а Андрей Боборыкин, съездив в Венецию, написал о своих впечатлениях.
Франкфуртская ярмарка
Как ни странно, более резонансным стало участие Украины во Франкфуртской книжной ярмарке – активистам пришлось буквально выбивать финансирование у государства и организовывать все, как это принято в Украине, своими силами. Подробнее об этом – в блоге Ольги Жук, а также в блогах украинских издателей – Юлии Орловой и Виктора Круглова.
Культурное наследие
Одна из самых плачевных в культуре сфер связана с сохранением наследия.
В начале года в Хмельницкой области упала стена замка Меджибожа, построенного в XVI веке. Катерина Липа подняла вопрос стоимости охраны культурного наследия в своем тексте, а в конце года мы поговорили с президентом украинского ИКОМОСА Николаем Яковиной о том, что нужно сделать, чтобы защитить украинские памятники истории – как на оккупированной Россией территории, так и во всей остальной Украине.
Вопрос сохранения наследия оказался тесно связан с кадровой политикой Минкульта в этом году. В апреле Вячеслав Кириленко назначил нового директора Национального заповедника “София Киевская” – Нелю Куковальскую. До этого госпожа Куковальская уже занимала этот пост – при нескольких президентах, и нынешнее ее возвращение раскололо сообщество - часть активистов восприняла это с оптимизмом, а часть – с пессимизмом. У нас выходило несколько текстов – о самой “Софии”, а также о кадровой политике Минкульта по части музеев.
Кроме того, в конце года закончились контракты у двух директоров важных украинских культурных институций – у Ивана Козленко из Центра Довженко и Марии Задорожной из Национального художественного музея Украины.
Иван в этом году отличился тем, что раскритиковал поведение президента и его службы охраны на праздновании 50-летия со дня премьеры “Теней забытых предков”. А затем написал для нас блестящую статью о том, как Украина не хранит свое кинематографическое наследие. А отчет Ивана о своей работе на посту директора Центра Довженко можно почитать в его блоге.
Что касается НХМУ, то Валентина Клименко взяла интервью у теперь уже экс-директора музея, Марии Задорожной, в котором Мария рассказала о своем опыте руководства такой сложной институцией и о том, как музей выживал во время Майдана - как известно, он находился как раз на линии противостояния.
Еще один любопытный кейс из памятникоохранной сферы – археологическая находка на Почтовой площади.
Театр
Театральную сферу ждут небольшие изменения – благодаря закону о контрактной основе для работников учреждений культуры. Согласно нормам еще не принятого во втором чтении законопроекта, все работники будут переведены на контракты, а те, кто находится на бессрочном контракте, будут переведены на срочные в течение полугода. Подробнее о законопроекте – в блоге его инициатора, Ирины Подоляк.
О необходимых реформах в театре мы поговорили со Станиславом Моисеевым.
Самой громкой театральной премьерой года стала постановка пьесы Павла Арье “Баба Прися” в Молодом театре. Главную роль сыграла Ирма Витовская, с которой поговорила Дарья Слободяник.
Кино
Кинематограф тоже ждет своих законопроектов. Но в начале года все было не так радужно – и дистрибьютор Денис Иванов написал для нас колонку о том, как до украинского кино никому нет дела.
Дискуссии, между тем, велись, не только о политике в сфере кино, но и о самих фильмах.
Так, Катя Куницкая поговорила с режиссерами фильма “Все пылает”, ставшим одним из самых важных фильмов года.
Евгения Олейник сделала обзор девяти документальных фильмов о Майдане.
Больше о документальном кино, к слову, можно почитать в блоге кинофестиваля Докудейс.
“Незламна” Сергея Мокрицкого тоже стала поводом для обсуждений. Читайте нашу рецензию и текст Игоря Грабовича.
Еще один громкий украинский фильм – дебют Виктории Трофименко “Братья”. На нее замечательную рецензию написала Мария Тетерюк.
Сюпризом от властей стала выдача прокатного удостоверения фильму “Любовь” Гаспара Ноэ – представить фильм в Киеве даже приехал сам режиссер. Мы посвятили этому знаменательному событию два текста – рецензию Марии Тетерюк и культурологическую колонку Константина Дорошенко.
Другим большим релизом стал новый фильм Паоло Соррентино – “Юность” с Майклом Кейном в главной роли. Мы посмотрели его в Каннах, а перед выходом фильма в украинский прокат попросили нашего музыкального критика Любовь Морозову написать свою рецензию.
Сверить свои кинематографические ожидания и реальность можно по обзору фильмов, которые должны были выйти до конца года – и некоторые таки вышли на украинские экраны.
Еще один любопытный текст – репортаж Кати Куницкой о коммунальных кинотеатрах Киева.
В преддверии юбилейного, 45-го кинофестиваля “Молодость” мы поговорили с его генеральным директором, Андреем Халпахчи.
Литература
В следующем году, возможно, нас ждет создание Института книги – как в Польше. Реформаторское предложение проанализировала Александра Коваль, президент львовского Форума издателей.
Один из самых популярных текстов – анализ Олеком Веремко-Бережным украинских переводов качественной беллетристики. После скандала с переводом двух романов Стивена Кинга украинские читатели стали больше обращать внимание на качество перевода.
Катя Куницкая взяла интервью у двух важных фигурантов книжного рынка – Даны Павлычко и Ольги Жук.
А Евгения Нестерович проанализировала, как живется книжному рынку в Украине.
Наш обозреватель Александр Стукало рассказал об украинских литераторах, имена которых, может, не все и знают, но которые точно заслуживают нашего внимания.
А Анна Улюра сделала интересный обзор литературных путеводителей.
Музыка
В этом году было очень много событий в сфере музыки, и мы сделали интервью с ключевыми ее участниками – с Кириллом Карабицем и основателями музыкального агентства “Ухо” – Сашей Андрусик и Женей Шимальским.
Муралы
Резкое увеличение публичного искусства на улицах Киева вызвало резонанс - особенно это коснулось появления большого количества муралов на стенах, особенно, в центре города.
Евгения Моляр проанализировала типичные ошибки украинского мурализма и иностранный опыт.
Самые популярные материалы
Топ-5 самых популярных материалов, которые еще не упоминались в нашем дайджесте:
1. Интервью с Олегом Скрипкой.
2. Интервью с музыкальным критиком Артемием Троицким, которое записал в Таллинне наш кинообозреватель Олег Батурин.
3. Еще одно интервью – с философом и редактором журнала "Философия" в Париже Мишелем Ельчаниновым, в котором он анализирует философские основы нынешней российской идеологии.
4. Обзор фильмов о второй мировой – списки составляли украинские эксперты в сфере кино.
5. И еще одно интервью – с фотографом Виктором Марущенко.
Итоги года
Ну и, конечно же, в конце года мы выступили с итоговыми материалами:
- литературу подытожил Александр Стукало;
- о кино написала автор этого дайджеста;
- программеры фестиваля Докудейс составили топ-10 лучших документальных фильмов года;
- Любовь Морозова, как всегда, блестяще написала о музыке.
На следующий год обещаем вам не сбавлять, а только наращивать темпы, – будем писать больше и еще интереснее. Поэтому пожелаем нам и нашим авторам все эти тексты написать, вам, нашим дорогим читателям, все эти тексты прочитать. С наступающим Новым годом!