ГлавнаяКультура

Итоги года в музыке: Оправданные амбиции

Главные музыкальные достижения 2015 года лежат в области менеджмента, и в таком объёме это у нас происходит впервые. Выступление I, CULTURE Orchestra с авангардной программой на Майдане в День Независимости и появление новых фестивалей, активизация музыкальной жизни в регионах и цикл в Национальной опере с участием отечественных звёзд мировой сцены, освоение десятков неконцертных помещений и ландшафтов и создание «Ухо-ансамбля» под управлением итальянца Луиджи Гаджеро. Успех целого ряда амбициозных проектов в году уходящем позволяет надеяться на стратегию развития, а не абстрактное чудо в 2016 году.

Фото: nv.ua/Александр Медведев

Планы музыкального агентства «Ухо» на ближайшие полгода более чем конкретны. Это несколько концертов «Ухо-ансамбля», в том числе впервые – на сцене Национальной филармонии, возвращение цикла «Архитектура голоса», два цикла музыки «аутсайдеров», барочные песни и танцы на Книжном Арсенале, уличные аудиоинсталляции в Славутиче во время фестиваля «86», международная академия для молодых дирижёров и много чего ещё. Минувшие проекты «Уха» – это такая необарочная щедрость, «вертоград многоцветный», и сравнение с садом неслучайно: уж очень много концертов объединили музыку с травой, листвой и певчими птицами. Боги-олимпийцы современного вокала, Neue Vocalsolisten Stuttgart выступали в оранжерее, киевский ансамбль Alter Ratio совершил музыкальное шествие с песней вместо факела во главе толпы слушателей по склонам Владимирской горки, ноябрьский фестиваль в Довженко-центре включал массу партитур с природной тематикой, а на полу соседней с залом комнаты выстелили живой газон.

Самыми важными можно назвать как минимум три момента. Первый – вызвучивание Киева. Исполнение вокальной музыки в самых разных, часто не предназначенных для концертов помещениях, было похоже на какой-то ритуал. Но если отбросить мистическую составляющую, то это путешествие музыки по городу заставило его жителей иначе взглянуть на место, в котором они живут, даже тех, кто так и не дошёл до [не]концертных залов. Второй – выстраивание мирового контекста для отечественных авторов, соседство в программах с западноевропейскими аксакалами, благодаря чему проявились вовсе не слабые черты украинцев, а то «национальное», которое мы всё никак не можем сформулировать. Третий момент – создание своего ансамбля.

Фото: www.facebook.com/VogueUkraine

Об этом нужно рассказать подробнее, потому как иначе неясно, чем же очередной ансамбль новой музыки, которых в Украине и без того немало, так хорош. Это первый подобный коллектив, который был собран на основе прослушиваний – было подано около 100 заявок и в результате принято 19 инструменталистов. Впервые его возглавил иностранец – итальянец Луиджи Гаджеро, которого киевляне до этого уже слышали в качестве отменного цимбалиста и руководителя вокального ансамбля La Dolce Maniera. Первый раз украинский коллектив сделал заказ отечественным авторам – Алексею Ретинскому, Игорю Завгороднему, Остапу Мануляку и Максиму Коломийцу – оплатив его. Что касается мастерства ансамбля – настоящий разговор об этом ещё впереди, но уже сейчас ребята осуществили два по-настоящему шедевральных исполнения. Это «Drawing» Тошио Хосакавы на первом концерте и «Derive 2» Пьера Булеза на втором. Лучших интерпретаций этих пьес пока не существует – по крайней мере, в доступных записях.

«Ухо» задали до того высокую планку, что новый молодёжный фестиваль «Kyiv Contemporary Music Days» выглядел совсем не так уверенно, как если бы он стартовал 3-4 года назад. Тем не менее, благодаря удачно проведённой пиар-компании фестиваль прошёл при аншлагах, а мастерство музыкантов не осталось незамеченным – слушали их напряжённо, аплодировали бурно.

Незабываемой получилась музыкальная программа на ГОГОЛЬFEST – молитвами и трудом её куратора Юлии Ваш. Среди лучших концертов – совместная программа российского баяниста Сергея Черкова и одесского электронщика Станислава Мензульского «MIN+MAX», чередующая медитативность с действенностью, в которую вошли пьесы украинских и российских молодых авторов, а также мировая премьера – «ACCording to Dynamics» норвежского автора Арнта Хокона Онесена. Хедлайнером всего фестиваля выступил знаменитый британский пианист Ян Пейс, которого по ошибке чуть не разрекламировали как одноименного барабанщика Deep Purple.

Фото: Facebook / Гогольфест

Пейс привез с собой целую историю – хрестоматию новой фортепианной музыки XX-XXI века, куда включил и партитуру молодого украинского композитора Максима Коломийца «Отторжение», долгое время считавшуюся на родине неисполнимой. Концерт Пейса из рафинированно-утонченных виртуозных партитур, слушать которые у нас не привыкли даже филармонические завсегдатаи, завершал программу ГОГОЛЬFESTа, ввергнув часть слушателей в панику и бегству, а другую часть – в благоговейный трепет и восхищение. Но уже сам факт, что именно это событие, бесконечно далекое от балаганной развлекательности, стало закрытием фестиваля на главной сцене, свидетельствовал об очень важных изменениях в организации всего ГОГОЛЬFESTа.

Пальму первенства среди государственных структур выхватила Национальная опера, запустив в этом сезоне насыщенный событиями цикл, в рамках которого на её сцене выступают отечественные вокалисты, добившиеся вершин в известнейших театрах мира. В частности, здесь уже спели Людмила Монастырская, Ольга Микитенко, Евгений Орлов, Андрей Бондаренко и Александр Цымбалюк. Последний взошёл на столичные подмостки впервые, хоть на сегодняшний момент является одним из самых востребованных басов, пел на всех легендарных площадках и работал с главными дирижёрами современности. Большой плюс театру состоит в том, что певцы выступают не в режиме гала-концерта, как это обычно происходит, а в рамках репертуарных спектаклей, тем самым освежая постановки и подтягивая уровень труппы. Например, в «Борисе Годунове» пело сразу три лучших украинских баса – Цымбалюк (Годунов), Тарас Штонда (Варлаам) и Сергей Магера (Пимен), что было вызовом не только для них троих, но и для всего исполнительского состава.

Больше всего копий в этом году было сломано вокруг двух проектов с участием Кирилла Карабица. Самый успешный за всю украинскую историю отечественный дирижёр в рамках турне привёз в Киев оркестр I, CULTURE Orchestra, арт-директором которого он является. I, CULTURE Orchestra – во многом политический проект, объединяющий молодых исполнителей из стран Восточного партнёрства. В этом году его программа носила ярко выраженный украинский акцент, и идея сыграть её на Майдане в День Независимости выглядела абсолютно логично, хоть и очень смело. Впрочем, дирижёр пошёл ещё дальше, включив в концерт ряд авангардных партитур – таких, как Симфония №3 Авета Тертеряна и «Завод» Александра Мосолова, иконы советского авангарда и уроженца Киева.

Фото: www.facebook.com/icultureorchestra

Мнения разделились: часть украинцев радовалась этой дерзости и тому, что во время трансляции по всему миру нас увидят как культурно продвинутую нацию. Другая часть негодовала, что выбраны слишком сложные для восприятия произведения, причём, эта мысль посещала и профессионалов – дескать, людей к высокому надо приобщать мягче. Тем не менее, это был очень важный опыт, суть которого состояла не только в приобщении, но и в том, чтобы постепенно приучить соотечественников к мысли, что исполнение такой музыки – это нормально, даже если её не все понимают.

Фактически, то же упражнение на воспитание толерантности, только музыкальное.

Второй концерт спустя две недели состоялся во Дворце «Украина» – эстрадная музыка Ивана Карабица в исполнении молодых украинских звёзд, но в аутентичных аранжировках маэстро. С одной стороны, это был взгляд культуры академической на эстрадную. С другой – попытка примирить стили и эпохи, пускай не во всём убедительная, но точно очень красивая в музыкальном плане.

Наконец, ещё одной важнейшей тенденцией этого года была децентрализация культуры. Это пока что одиночные события, но они проводятся как осознанная политика организаторов столичных событий. Фестиваль новой музыки «Уха» и «Kyiv Contemporary Music Days» сделали выездные концерты в регионах, Киевские мастер-классы новой музыки «COURSE» переехали во Львов, кроме того, был запущен первый проект фонда «Мистецькі надра» – «Донкульт». Около 80 его мероприятий во всех отраслях искусства, призванные расширить представление о донбасской культуре, сначала прошли в Киеве, а затем – во Львове, в коллаборации с местными жителями. Следующий шаг – знакомство Харькова с культурой Галичины, запланированное на октябрь 2016. После него итоги года будут, наверное, ещё более впечатляющими, чем в этот раз.

Любов МорозоваЛюбов Морозова, журналістка, музичний критик
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram