ГлавнаяКультура

Украинские музеи: затмение

Назначения директоров музеев, произведенные Министерством культуры в последнее время, трудно объяснить логически. Разве что солнечное затмение виновато – говорят, оно влияет на неустойчивую психику, и влияние это начинается задолго до события. Вот только ведут себя назначенцы как-то уж очень похоже, их «заходы» в музеи все больше напоминают рейдерские захваты. И это на астрономические явления уже не спишешь.

Солнечное затмение над Софией Киевской
Фото: EPA/UPG
Солнечное затмение над Софией Киевской

Вряд ли год назад культурное сообщество, сыгравшее не последнюю роль в Революции Достоинства, могло ожидать, что на это самое достоинство, и человеческое и профессиональное, будут с таким наслаждением плевать люди, оказавшиеся волею судеб во власти. Музейщики требуют назначения директоров по результатам открытых и прозрачных конкурсов, судьями в которых будут независимые эксперты, а не чиновники Минкульта. Их требования демонстративно игнорируют.

В ответ на возмущенные возгласы следуют новые назначения, еще «краше» прежних. Министра культуры не интересует общественное мнение точно так же, как оно не интересовало, прости господи, Виктора Януковича. Похоже, Вячеслав Кириленко считает, что может «нагнуть» любого и даже целую отрасль. Чем такие действия могут закончиться, даже подумать страшно. Уже сейчас музейщики, информирующие прессу о безобразиях, боятся раскрывать свои имена, просят цитировать крамольные документы, а не публиковать их сканы, по которым информаторов могут «вычислить». Люди боятся, но пока сопротивляются.

Пирогово

Национальный музей народной архитектуры и быта, известный в народе как Пирогово, получил нового директора 31 января нынешнего года.

Биография отца Юрия Бойко (ныне он священник УАПЦ) довольно пестра. Был он и нардепом четвертого созыва от «Нашей Украины», и советником президента Ющенко, и замечательную комиссию по защите общественной морали в свое время возглавлял. А до того был и художником-оформителем, и учителем рисования, и художником-реставратором. Но нас сейчас больше интересует образование директора музея. То, что он бакалавр богословия, в музейном деле не особенно поможет. А касательно более подходящего образования все туманно.

Юрий Бойко
Фото: uapc.org.ua
Юрий Бойко

Википедия сообщает, что будущий директор в 1987 г. закончил Украинский полиграфический институт им. Ивана Федорова как художник-график. Сайт «Офіційна Україна сьогодні» уточняет: учился в вышеупомянутом институте в период 09.1984-06.87. Это, правда, в тексте биографии, а в шапке обозначены 1982 – 1987 гг. И как понять, закончил о. Юрий заведение, или проучился лишь три года? Уж не говоря о том, что профессия книжного графика не предполагает познаний в музейном деле, что немедля и проявилось.

Вот что рассказал сотрудник музея (его имя и должность известны редакции): «Вместе с г-ном Бойко на работу приехала группа молодых людей на «БМВ Х-5» и «Порше-Кайенн». Оказалось – советники директора прибыли. Интернет выдал о них весьма интересную информацию. Итак, Левчук Роман Викторович был директором ООО «Вікна Двері в Вашому Інтер’єрі», директором ООО «Базис капітал», бухгалтером ООО «Дарницяжилбуд» и ООО «Енергокрай». Карабан Дмитрий Борисович трудился бухгалтером в ООО «Екокомсировина» и ООО «Укрростмаш». У Романа Левчука что-то не заладилось и он вывесил свое резюме на сайте work.ua, искал вакансию со ставкой 15 тыс. грн. Интересно, для чего эти люди пришли в музей, в котором директор получает 3 тыс. грн.? Чего они ожидают и что ищут? Сейчас Левчук уже пристроен юристом на полставки, а для Карабана, говорят, «рисуют» должность замдиректора по развитию. И это при том, что Юрий Бойко обещал сокращение штатов на 20%».

Нового директора не заинтересовали протекающие соломенные крыши хат (солому нужно регулярно менять, как это делали наши предки), равно как и существующие музейные правила. Зато очень заинтересовали места, где можно установить дополнительные торговые павильоны.

А еще он дал «добро» на ночные киносъемки в музее, назначив ответственным за мероприятие самого себя. Ведь по правилам, если в музее (любом) ведутся съемки, на них должен присутствовать его представитель, который проследит, чтобы экспонаты не были повреждены, а места (залы), в которых работали киношники, привели в порядок. Сьемки случились ночью, сотрудники, может, ничего и не заподозрили бы, если бы не горы мусора, испорченные дороги да уничтоженное травяное покрытие. Пожаловаться им некуда, Минкульт вопли не услышит. Впрочем, в других музеях ситуация не лучше.

Переяслав-Хмельницкий

Национальный историко-этнографический заповедник «Переяслав» едва ли не первым из крупных музеев Украины получил «постреволюционного» директора, причем именно того, о котором менее всего мечтал – Алексея Лукашевича. Его назначил еще прежний министр культуры Евгений Нищук, так что сотрудники уже в полной мере прочувствовали стиль руководства нового начальства.

 Алексей Лукашевич(слева) и Евгений Нищук
Фото: prostir.museum
Алексей Лукашевич(слева) и Евгений Нищук

Одним из первых действий нового назначенца было сворачивание проводившейся в заповеднике сверки фондов. Еще бы, ведь в процессе сверки, инициированной прежним директором, открылось немало нарушений, самое распространенное из которых – несоответствие реальных экспонатов описаниям в фондовых книгах. Да и сами книги полны исправлений (прежнее закрашено корректорской жидкостью, новое написано), что является недопустимым нарушением.

Г-н Лукашевич пристроил на работу в заповедник (зав. сектором на полставки) своего приятеля Тараса Нагайко, в 2009 г. продавшего заповеднику целую кучу предметов археологии. Что в этом плохого? Лишь то, что подобные вещи не могут находиться на руках у кого попало и не могут продаваться в принципе. Все находки в соответствии с законом фиксируются и передаются в музеи бесплатно археологическими экспедициями. А если гражданин несет подобные предметы на продажу, это означает, что он либо сам черный археолог, либо скупщик краденого. Имела к фондам некоторое отношение и секретарь нового директора Тамара Музыка. В 2012 г. как сотрудник фондов заповедника она не прошла аттестацию и уволилась. Ничего, скоро настанет и ее звездный час.

На сотрудников заповедника оказывается заметное давление. А чтобы они не особенно выносили на люди свое возмущение, директор издал приказ о конфиденциальности внутренней информации. Теперь музейщикам запрещено делиться информацией с прессой и даже сообщать посторонним стоимость услуг заповедника. Этот пункт особенно интересен, но пока остается лишь наблюдать.

Киевские музеи

Киевские музеи жестоко лихорадит. В Национальный музей истории Украины вместо обещанного историка с ученой степенью Юрия Савчука назначена директором Татьяна Сосновская – математик по образованию, недавний директор крошечного Музея-квартиры Павла Тычины, а в юности – сотрудник райкома ВЛКСМ. Учитывая нынешнюю ситуацию в стране и то, как плохо большинство украинцев (вовсе не по своей вине) знает свою историю, назначение в такой стратегический музей человека, который вряд ли знаком с современными концепциями истории Украины и отдельных ее периодов по меньшей мере странно. С директором в музей явилась целая компания молодых людей, представившихся волонтерами. Они беспрепятственно разбрелись по служебным помещениям, а на вопросы сотрудников, в чем, собственно, заключается их волонтерство, так и не смогли ответить.

Татьяна Сосновская
Фото: 4vlada.com
Татьяна Сосновская

И жирная кремовая розочка на вершину этого, с позволения сказать, торта: воцарение Нели Куковальской в Национальном заповеднике «София Киевская». Как ныне принято, она пришла на работу с толпой каких-то людей, представившихся общественностью. Они без всякого постановления суда бросились взламывать двери в кабинет хитроумно уволенного прежнего директора, Елены Сердюк. Трехметровая дверь не поддавалась, поэтому пришлось срезать петли. Естественно, были взломаны и ящики рабочего стола опального директора. Пока сносили дверь, какой-то человек бродил по кабинетам, представлялся помощником не то какого-то нардепа, не то самого президента и заявлял, что расследует «преступные действия руководства заповедника во время Майдана», пытался расспрашивать сотрудников.

Выломанные двери в кабинет бывшего директора Софии Киевской Елены Сердюк
Фото: Предоставлено Викторией Зелюк
Выломанные двери в кабинет бывшего директора Софии Киевской Елены Сердюк

Впрочем, «допросить» людей, немало из которых стояло после работы на баррикадах, так и не удалось. Все они помнят, как в самые тяжелые последние дни противостояния на софийской колокольне был наблюдательный пункт Самообороны, как на территории заповедника устроил штаб-квартиру «Голубой щит». Так что оправдываться никто не стал. А Неля Куковальская в это время взялась за Татьяну Лютую, заместителя директора по музейно-фондовой и научной работе. Именно г-жа Лютая подавала в прокуратуру информацию о кражах и злоупотреблениях в заповеднике времен прошлой каденции Куковальской. Ей предложили эти заявления забрать, став таким образом соучастницей преступлений. Татьяна Лютая отказалась, и чем для нее обернется принципиальность ныне трудно прогнозировать.

Помните, несколько лет назад мы удивлялись-возмущались: «Как человек с двумя судимостями может возглавить страну?» А власти всячески давали понять, что такие вопросы – не нашего ума дело. Сейчас вопросов больше, касаются они довольно узкой (хотя и очень важной) отрасли, но суть их та же. Как человек без специального образования и соответствующего опыта может возглавлять крупный музей со статусом национального да еще вопреки всем правилам приводить с собой в служебные помещения толпу неизвестных? Как директор, уволенный за злоупотребления, отягощенный тремя уголовными делами по фактам хищения и порчи экспонатов может вернуться в музей, из которого эти самые экспонаты украдены? Почему, если директора музея приходится выбирать из математиков, железнодорожников и кандидатов исторических наук, то ученые останутся не у дел?

Последнее, что еще можно раздерибанить в нашей стране, – музейные фонды. Система перетекания экспонатов из запасников на черный рынок, судя по напору участников процесса, уже разработана. Осталось только запустить ее, расставив на ключевые позиции нужных людей. Дамы и господа, революции не было. Забудьте. И сбегайте в ближайший музей, пока в нем еще есть что посмотреть.

Виктория Зелюк, журналист
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram