«Евромайдан. Черновой монтаж»
Альманах открывал фестиваль DocudaysUA в марте 2014-го и был первой попыткой выстроить хронологию протеста. Среди материалов 11 авторов были как кадры самых жестких противостояний, так и истории отдельных людей. Был и ретроспективный момент – Юлия Гонтарук, к примеру, сняла короткометражку о родном селе Януковича. Оценивать «Черновой монтаж» с точки зрения качества или объективности никто не пытался, показанное тогда никто еще толком не осмыслил. Поэтому показ в Доме кино напоминал скорее коллективный катарсис – людей пришло больше, чем может вместить Красный зал, и все они горько плакали.
«Майдан», Сергей Лозница
Лозница работает с совсем свежим материалом (премьера этого фильма состоялась уже в мае 2014 года) как с архивом — его излюбленный метод. Поэтому «Майдан» – это максимально отстраненный взгляд на события, где главным героем становится народ. Режиссер осознанно выбирает роль наблюдателя – как и в похожей по структуре последней картине «Событие», которая вместе с «Майданом» образовывает диптих. За что, кстати, Лозницу недолюбивает украинский зритель, требуя от режиссера полной включенности. «Майдан» - отчасти о том, как из-за отсутствия политического языка его функцию начинает выполнять символ – будь то гимн Украины или стих, произнесенный со сцены. Кстати, первое время на показах зрители стоя пели гимн каждый раз, когда он звучал в фильме.
«Сильнее, чем оружие», «Вавилон 13»
«Вавилон 13» с самого начала фиксировал происходящее на Майдане, а короткометражки операторов, участвовавших в объьединении, стали естественной частью его культуры: все помнят пианистку в КГГА или священника, беседующего с «Беркутом». Этот материал стал основой полнометражного фильма «Сильнее, чем оружие». Туда же вошли новые работы «Вавилона 13», снятые уже на Востоке Украины, в частности – кадры из Донецкого аэропорта и интервью с бойцом батальона «Азов». К слову, прошлой зимой «Сильнее, чем оружие» показали в московском «Театре.doc». Показ был сорван визитом правоохранительных органов, а театру вскоре пришлось переехать.
«Все пылает», Олександр Течинский, Алексей Солодунов, Дмитрий Стойков
Режиссеры этого фильма начали снимать Майдан по заказу немецкого издания «Frankfurter Allgemeine Zeitung». Лента, в которую превратился этот материал, гораздо больше рассказывает о людях, чем о противостояниях в политическом или хронологическом смысле. «Все пылает» – фильм о неудержимой жажде разрушения и страхе, который она вызывает. Одна из самых впечатляющих сцен в фильме – это свержение Ленина, когда пожилой человек молча обнимает кусок разбитого памятника, пытаясь защитить не его, но самого себя от агрессии, так внезапно вырвавшейся из людей. Герои фильма не разделены на «нас» и «них», поскольку все объединены происходящим вокруг кошмаром – который невозможно ни остановить, ни контролировать.
«Зима в огне», Евгений Афинеевский
Фильм производства американской компании Netflix – некое эпичное (и поэтому – упрощенное) полотно, призванное объяснить западной публике, где находится Украина и что там произошло позапрошлой зимой. Большинство материала режиссеру предоставили украинские операторы. Героического пафоса «Зиме в огне» не занимать, однако он вполне соответствует официальной украинской риторике памяти о Майдане. К тому же, в фильме есть редкие кадры – к примеру, интервью с Сергеем Нигояном и его семьей.
«Евромайдан SOS. Право на достоинство», Светлана Лищинская
Главной героиней фильма стала Олександра Матвийчук – правозащитница и одна из основателей волонтерской организации «Евромайдан SOS». Именно участники этой инициативы, помимо прочего, спасали людей от милицейского беспредела во время Майдана: искали адвокатов для задержанных, помогали разыскивать пропавших, организовывали дежурства в больницах. «Право на достоинство» дает ясный взгляд на масштабы преступлений, совершенных на Майдане, и горькое осознание того, что виновных, – если не вмешается общественность, – скорее всего, не накажут.
«20 свидетельств о переломном дне противостояний на Майдане», Максим Спасов
Это фильм-реконструкция одного дня на Майдане, а именно – 20 февраля, когда на Майдане ранили и убили больше всего протестующих. «20 свидетельств» полностью смонтированы из видео, выложенных на YouTube в тот день, и сюжетов разных телеканалов. Также в фильме есть воспоминания родственников погибших. Авторы «20 свидетельств» предлагают, по сути, доказательства преступлений и в который раз повторяют: полноценное расследование этих дел все еще не началось.
«Киев/Москва», Елена Хорева
С самого начала этот фильм не имел к Майдану никакого отношения. Российские документалисты по заказу портала Lenta.ru собирались сделать российско-украинский проект о том, как в двух странах живут люди одних и тех же профессий – врачей, депутатов, учителей, официантов и уличных актеров-медведей. Но начавшаяся революция добавила коннотаций. Например, оператор, снимая работу киевских врачей скорой помощи, оказался в заложниках Антимайдана.
«Музей «Революция», Наталия Бабинцева
За такой взгляд на украинскую революцию российскую документалистку часто критикуют. «Музей «Революция» - о том периоде Майдана, который не принято вспоминать из-за всего, что произошло потом – веселом периоде. Наталия Бабинцева исследует культуру украинской революции: от «Страйкплаката» и расписанных касок и щитов до фотопроекта Никиты Шаленного с моделями-«беркутовцами». Арт-критик Алиса Ложкина вместе с режиссером совершают путешествие в бывшую резиденцию Януковича за экспонатами для выставки «Кодекс Межигорья», а замдиректора киевского Музея Гончара Игорь Пошивайло с любовью рассказывает об украинской специфике коктейлей Молотова – артефактах будущего Музея Майдана. Надо сказать, возможность вспомнить о революции в таком ракурсе приносит некоторое облегчение – ведь до эскалации насилия Майдан и вправду больше напоминал инсталляцию, чем революцию. А люди наслаждались жизнью в мире, который сами же перевернули – пусть даже в границах одной площади.