Один из самых интересных моментов – это, конечно, проверка прогнозов. Год назад, как мы помним, мы жили в совсем других реалиях, Майдан, можно считать, только начался. Мы пережили разгон Евромайдана и штурм баррикад в ночь на 11-е, но еще не знали, что нас ждет Грушевского и события 18-20 февраля.
Очевидно, что прогноз, который дал историк по образованию и арт-критик Константин Дорошенко в нашем с ним интервью "Опыт Средневековья", оказался не совсем точным.
“Очень многим людям после этого Майдана придется пережить серьезную ломку и серьезную фрустрацию – для того, чтобы понять, что каждому необходимо отвечать за свой выбор и за свои действия, и брать ответственность за свою жизнь на себя; что смена власти и правительства, подписание того или иного международного договора ничего на самом деле в лучшую сторону ни в чьей жизни – по мановению волшебной палочки – не изменит”.
Очень многие действительно пришли к осознанию того, что ответственность за свою жизнь нужно брать самим, но это произошло не из-за фрустрации после Майдана. Майдан не стал оглушительной и бескровной победой, поэтому и ломки после головокружительного успеха украинцы не ощутили. Майдан стал прививкой самоорганизации, об чем уже мало кто помнит после аннексии Крыма и событий на Донбассе, которые сопровождаются риторикой “это все из-за вашего Майдана”. В эту риторику поверили и, собственно, некоторые участники Майдана, забыв, чему научились за три месяца событий в центре Киева. Опыт Майдана дался нам огромной ценой, а потом он бесценен и, кажется, что единственный путь его дальнейшего существования – не заглушение спекуляциями на тему “Небесной сотни”, а конструктивная работа общества и власти.
В связи с этим интересно заново прочитать интервью с Владом Троицким и Александром Ройтбурдом. Один из самых ценных тезисов – о Юго-Востоке, непониманием которого отличается Киев.
“Я должен сказать, что непонимание Юго-Востока - один из диагнозов, который я бы поставил Киеву. Это непонимание исходит, как мне кажется, от запада Украины, который считает, что на Юго-Востоке – Оркланд. Маркер очень простой: язык. А вони там російською мовою розмовляють, вони всі з Росії, вони – п’ята колона. Все. Давайте, мол, их отделять.
На самом деле все гораздо сложнее. Возможно, одна из причин предраскольного состояния Украины – в том, что Центр не нашел месседжа для Юга и Востока”.
Добавить тут нечего.
Некоторые из прогнозов в украинском кино на 2014 год тоже оказались весьма симптоматичны:
- Денис Иванов: Я жду, что хотя бы один украинский фильм сможет возглавить строчку кассовых сборов в прокате, и что Украина будет участвовать в полнометражном конкурсе на Каннском кинофестивале.
- Иван Козленко: За умови, що продюсери нарешті, крім власне виробництва фільму, спрямують свої зусилля також на його дистрибуцію, цілком вірогідно, що в українського нового кіно з'явиться масовий глядач, який, здебільшого авансом, прихильно ставиться до національного кінопродукту.
- Елена Чередниченко: Государство свою благородную миссию в любом случае выполнило – завертело заржавевший национальный кинопроектор. Дальнейшее во многом зависит от самоорганизации самих кинематографистов.
- Игорь Грабович: Сподіваюся, що суспільні зміни вплинуть і на наш консервативний кінопрокат, і на боягузливе телебачення, яке нарешті виявить зацікавлення в новому українському кіно, і, можливо, долучиться до його виробництва.
Как видим, надежды на то, что в украинском кино запустится процесс реформирования, не оправдались. Бюджет на кино в 2015 году сократился еще больше, политика Госкино в плане развития отрасли не совсем понятна, телеканалы к созданию контента активно не подключились.
События и герои в культуре – 2014
Начало создания и постановка документальной пьесы драматурга Натальи Ворожбит “Дневники Майдана”. Дарья Слободяник поговорила с Натальей в январе, когда работа над пьесой только началась, а затем написала материал о том, как пьесу поставили в театре им. Ивана Франко.
Фильм Ларса фон Триера “Нимфоманка” успел наделать шуму еще до наступления 2014-го – его премьера состоялась в Дании в декабре 2013. Но именно в феврале 2014-го режиссерскую версию первой части показали на Берлинском кинофестивале, где его посмотрели два критика – автор этого текста и Мария Тетерюк. Мария написала о “Нимфоманке” большой и хороший культурологический анализ, который можно прочитать на украинском и русском языках. К слову, еще одна рецензия Марии – на шведский фильм "Турист" – взяла приз в конкурсе текстов на гендерную проблематику.
На Майдане регулярно выступало украинское фрик-кабаре Dakh Daughters, которое, безусловно, стало одним из удивительных открытий в украинской культуре. Уже в январе девчонки отправляются на гастроли по Украине, а в середине января выступают в Нидерландах. В конце марта с дочерьми “Даха” поговорила музыкальный критик Любовь Морозова.
В ноябре зрителям представили новую постановку Влада Троицкого, создателя театра “ДАХ” и групп ДахаБраха и Dakh Daughters. На этот раз Троицкий взялся за “новую оперу”, поставив пьесу Уильяма Шекспира “Кориолан”. Исполнители ролей в спектакле набирались на кастинге, а музыку писали общими силами. Анализировала “Кориолана” критик Любовь Морозова.
К слову, Влад Троицкий стал одним из первых, кто заговорил о необходимости создания гуманитарной и культурной стратегии развития для Украины – в своем тексте “Победить Молоха”.
Еще одним важным театральным событием стала международная балетная постановка “Великий Гэтсби”, продюсером и исполнителем главной роли в которой стал Денис Матвиенко. Инсценизацию знаменитого романа Фрэнсиса Скотта Фитцджеральда можно будет посмотреть еще раз в феврале следующего года, а интервью с Денисом Матвиенко, взятым в марте этого года – перечитать сейчас.
В академической музыке прорывом стала деятельность музыкального агентства “Ухо”, чьи концерты начали собирать полные залы и превратились в по-настоящему модные (в хорошем смысле этого слова) событя. С основателями агентства Сашей Андрусик и Евгением Шимальским разговаривала Валентина Клименко.
Одним из самых интересных концертов “Уха” стало исполнение хорового произведения украинского композитора Виктории Полевой в бассейне. Любовь Морозова беседовала с Викторией перед концертом.
Кроме того, Саша Андрусик и Женя Шимальский ведут у нас блог, в котором можно послушать отличную музыку.
Важным событием стал Форум издателей во Львове. Во время войны на Донбассе у многих возникали сомнения насчет того, уместно ли его проводить, но Форум состоялся и показал, что культурные события и искусство становятся важными составляющими в попытках осмысления того, что же с нами происходит.
LB.ua участвовал в работе жюри литературного конкурса Форума издателей, а также присоединился к процессу осмысления, вместе с президентом Форума издателей Александрой Коваль, замначальника управления по вопросам культуры Львовской горадминистрации Ириной Магдыш и российским публицистом и карикатуристом Андреем Бильжо.
Александра Коваль, к слову, стала инициатором проведения конференции по развитию книжной сферы в Украине и популяризации чтения. Конференция прошла в июне в Киево-Могилянской академии и стала редким примером конструктивной и консолидированной работы профессионалов. Сама Александра написала для нас колонку о том, что же делать с многострадальной программой “Украинская книга”.
Одним из важнейших событий в литературе стал выход романа Софии Андрухович “Феликс Австрия”, ставшего в декабре лучшей книгой года по версии “Книги года BBC”. Что же такого особенного “Феликс Австрии”, объясняла литературный критик Евгения Нестерович.
В мае в Каннах прошел 68-й кинофестиваль, один из дней на котором был в буквальном смысле украинским. В один день на Круазетт представили два фильма – документальный фильм Сергея Лозницы “Майдан” и дебютный полный метр Мирослава Слабошпицкого “Племя”.
Рецензия на “Племя” вышла сразу после триумфа фильм Слабошпицкого, а с режиссером поговорила Дарья Слободяник в преддверии украинского проката картины в сентябре.
“Майдан” Лозницы стал отличным поводом для споров в украинской среде киноманов: оказалось, что режиссер снял не тот Майдан, который многим бы хотелось увидеть. Так вышло, что обе рецензии, вышедшие у нас, отстаивают право Лозницы снимать и включать в свой фильм то, что он считает нужным, а не то, что от него требуют непосредственные участники событий и долг перед ними: "Химия протеста" и "О чем на самом деле "Майдан" Сергея Лозницы?"
Вопреки здравому медиа-смыслу LB.ua поговорил с Сергеем Лозницей не перед выходом его фильма в июле, а многим позже, в ноябре. Олегу Батурину удалось поймать режиссера на кинофестивале в Таллинне и расспросить его о событиях на Донбассе, их причинах и последствиях, а также о его следующем фильме “Бабий Яр”, который претендует на получение государственного финансирования.
В сентябре стало известно о выдвижении Украиной на “Оскар” фильма Олеся Санина “Поводырь”. Премьера фильма прошла в июле на Одесском кинофестивале – перед этим событием с режиссером, хранившим длительное молчание во время работы над фильмом, поговорила Елена Чередниченко. Рецензия на “Поводыря” вышла вместе с релизом фильма в широком украинском прокате, где он собрал почти 14 млн грн.
Несбывшимся, но ожидаемым, проектом в 2014 стал второй полнометражный фильм режиссера Олега Сенцова. Режиссера задержали в Крыму сотрудники ФСБ по подозрению в терроризме. За это Сенцова уже который месяц удерживают в СИЗО Лефортово в Москве. О самом Олеге и о событиях последних месяцев, с ним происходивших, написала Елена Чередниченко.
После окончания Майдана в обществе естественным образом возникло желание осмыслить полученный опыт и понять, как жить дальше. Время для художественной рефлексии еще не настало, но для публицистической – самое время.
Так, Катерина Липа написала об инициативе “Голубой щит”, о которой украинцы узнали в контексте охраны наследия Крыма и обработки всех находок в резиденции экс-президента в Межигорье. Кроме золотого батона там обнаруживали действительно ценные вещи.
В контексте сохранения наследия в непростых украинских условиях юрист Национального художественного музея Екатерина Бусол объяснила, кому должно вернуться скифское золото с выставки в Нидерландах. Часть экспонатов таки вернулась в родной киевский музей, а объекты, взятые для выставки из крымских музеев до аннексии полуострова, зависли в ожидании решения суда.
Что делать с Майданом? – вопрос, который точно не один раз задавал себе каждый киевлянин. Задаются ли этим вопросом киевские власти, сказать сложно, но мы попытались попробовать помочь им над этим подумать. Дарья Николенко обсудила возможную судьбу Майдана с экспертами.
Одними из самых шустрых на почве производства культурного продукта на тему Майдана стали книгоиздатели. Их деятельность – удачную и не очень – проанализировала Евгения Нестерович.
В контексте войны и жизни украинцев в состоянии боевой готовности важны два текста: интервью Лилии Шутяк с Александром Бойченко, переводчиком книги Тадеуша Боровского “У нас, в Аушвице” и текст Алины Сандуляк, написанный в результате лекции и личного интервью с легендарным украинским документальным фотографом Александром Гляделовым.
Попытку “услышать голос Донбасса” мы предпринимали вместе со всей остальной страной: в обзоре Дарьи Николенко, посвященном художникам и инициативам Донбасского региона, и в интервью с основательницией фонда культурных инициатив “Изоляция” Любовью Михайловой, в котором она, в частности, заявляет, что единого голоса Донбасса нет.
Отдельной, жирной строкой, в украинском культурном годе стали кадровые перестановки в Минкульте. Еще до назначения первого послереволюционного министра мы писали о возможных вариантах развития министерства, а уже после назначений взяли тройное интервью у министра Евгения Нищука, первого зама Олеси Островской-Лютой и Олеся Журавчака, в котором они рассказывали, что нужно в первую очередь реформировать в украинской культуре.
Но руководство изменили и Минкульт рискует стать очагом контрреволюции и откатиться к домайданному состоянию, когда культурой занимаются по остаточному принципу. Это произошло с назначением на пост министра культуры Вячеслава Кириленко, которое мы тоже проанализировали. Дальнейшие действия Кириленко в музейной сфере анализировала Катерина Липа.
***
Для тех, кому интересно, кто в украинской культуре есть молодой и многообещающий, мы сделали серию текстов. Евгения Нестерович написала о молодых украинских писательницах и поэтессах (не было задачи выбрать по гендерному признаку, просто так уж вышло, что сегодня самые многообещающие в литературе - женщины), Екатерина Яременко описала, плюс-минус, фигурантов условной“украинской новой волны” в кино, Татьяна Лысун прошлась по художникам, а Любовь Морозова – по музыкальным исполнителям и композиторам.
Отдельной серией стали обзоры Катерины Липы, посвященные украинским музеям, расположенным вне Киева и туристических зон. В следующем году мы продолжим эти обзоры, а пока что – первые пять обзоров для поклонников внутреннего туризма: "Містечкові перлини", "Музеї музики", "Музеї різних дивовиж", "Патріотичні музеї" и "Немузейні міста".
Еще одна серия – итоги года, в которых мы попробовали подвести итоги последних 365 дней в украинской культуре. Андрей Боборыкин асфальтоукладчиком прошелся по украинскому искусству, Любовь Морозова совершила героическую попытку обзора украинских и мировых тенденций в сфере академической музыки, Евгения Нестерович подвела жирную черту под литературными битвами года, а автор этих строк – под кинематографическими, дополнив обзор топ-10 лучших фильмов уходящего года, который смело можно брать в качестве watchlist на предстоящие праздники.
Самые читаемые тексты за год:
1. Интервью с Александром Положинским о новой власти, запрете российских телеканалов и эффективности Майдана.
2. Беседа с Маратом Гельманом о том, что культура – это мощный сектор экономики, о том, как восстановить Донбасс, и о том, чувствует ли он свою ответственность за происходящее в Украине.
3. Конспект встречи с российским публицистом Виктором Шендеровичем во Львове, где он рассказывал о Владимире Путине и русском менталитете.
4. В годовщину открытия выставки "Великое и величественное" в Мистецьком Арсенале, перед которой директор Арсенала Наталья Заболотная закрасила мурал Владимира Кузнецова, Андрей Боборыкин подвел итоги года работы Заболотной.
5. "Все має бути велике і золоте" – текст Катерины Липы, в котором дана исчерпывающая характеристика объектов, найденных в резиденциях Виктора Януковича и Виктора Пшонки.
***
Хочется надеяться, что все эти буквы мы написали не зря. С наступающим вас новым годом, и да пребудет с вами сила.