Парад пошлости
"Парадом пошлости" называл в своем знаменитом тексте "Похороны Гулливера" петербуржский критик Виктор Топоров интеллигентскую истерику вокруг смерти Бродского. За последний год украинская культурная среда, и до того пребывавшая в таком перманентном параде, усугубила свое положение истерикой, связанной с турбулентными общественно-политическими событиями.
Как писали нацистские классики пропаганды, в войну самым гуманным методом является тот, который быстрее всего достигает цели. Украинские культурные менеджеры прислушались к этому совету, перепутав редуцированную до простейших смыслов популистскую карту, которую пытается разыгрывать официальная власть для поддержания правильных массовых настроений, с духом времени. В результате почти каждое заведение культуры - от музея до пригалерейной кофейни – устроило выставку (многие – не одну) на популярные нынче темы войны, Майдана, "небесной сотни" и т.д.
Едва ли стоит говорить о качестве этих проектов.
В стране, где толком не смогли переварить потрясение от собственной независимости, не говоря уже о событиях "Оранжевой революции", вдруг сформировался аттракционный в своей конъюнктурности запрос на рефлексию в реальном времени.
Вполне ожидаемо спрос этот получил и продолжает получать щедрое предложение в виде череды бессмысленных и пошлых экспозиций.
В авангард этих процессов по праву можно поставить Антона Мухарского и его многочисленные инициативы: "Воля или смерть", "Украинский культурный фронт" и "Союз вольных художников". Основанный на ксенофобских умозрениях жлоб-арт, столь прилежно популяризируемый Мухарским на протяжении нескольких лет, в свете последних событий достиг эпического размаха. В клетках сидят теперь не жлобы, а "русскіє" оккупанты, российской пропаганде противостоит "лагідна українізація". В остальном же ничего не изменилось. Успешно монетизируя своих художников и накопленный мерчандайз за счет благоприятной для него ситуации в стране, Мухарский и компания, тем не менее, не имеют ничего общего с актуальным культурным процессом, а относятся как раз к процессам отходящим – мещанскому декоративно-прикладному хохмачеству.
Но не жлоб-артом единым полон парад пошлости в этом году. Повинуясь ярмарочным настроениям, на свет повыходили многочисленные репрессированные доселе энергии. Графические дизайнеры, многие из которых в связи с нарощенным резюме считают себя и художниками, желающие скорейшего доступа хоть к какой-то аудитории, не успевают клепать все новые работы к очередной антологии современного революционно-патриотического плаката. Фотографы-профессионалы, полупрофи, да и откровенные любители, наполняют своими кадрами живо печатаемые по случаю и без альманахи, повествующие о революции духа и ликах войны.
Не отставали и более респектабельные институции. PinchukArtCentre, к примеру, собрал лауреатов своей премии для молодых украинских художников Никиту Кадана, Жанну Кадырову и Антона Волокитина под вывеской "Страх и надежда", но результатами другой своей премии доказал, что надежды – на обновление украинского искусства – как раз нет.
Порой чрезмерно амбициозный проект Владимира Кадыгроба и Катерины Тейлор Platform for Contemporary Art в этом году расцвел в этой своей избыточности, проведя за рубежом сразу несколько выставок на тему текущих событий, последняя из которых, "Through Maidan and Beyond", прошла в Вене под патронатом министерств иностранных дел Украины и Австрии. Кроме как из-за иронично перекликающихся аббревиатур PAC и PCA, проекты Пинчука и Кадыгроба с Тейлор обвинить в пошлости не в чем. Но все же кажется неуместным подпирать благими намерениями прорехи в экспозиционной программе, как это делают в ПинчукАртЦентре, или свои чрезмерные творческие планы, как это делают в "Платформе для современного искусства".
Примечательно, что в сегодняшней гонке за актуальностью по-настоящему критическое высказывание на тему текущих событий рискует быть подвергнуто остракизму, как это случилось, к примеру, с выставкой "Украинский зигафолк" в галерее Bereznitsky Project.
Музей друзей
Когда в конце 2012 года министр культуры Михаил Кулиняк под давлением художественной общественности назначил Марию Задорожную на должность директора Национального художественного музея Украины, решение это общественностью приветствовалось. Фигура Татьяны Мироновой, некоторое время исполнявшей обязанности директора, вызывала слишком много вопросов и коллективом музея принята не была. Тем не менее, оценивая результаты работы Задорожной за два года на посту, и к ней вопросов возникает не меньше.
Вместо того, чтобы, наконец, стать прогрессивным местом интеграции истории украинского искусства с актуальным процессом, НХМУ превратился в удобное пространство для реализации посторонних стратегий. Выставки, очевидно, направленные на монетизацию художников, сотрудничающих со Stedley Art Foundation ("Paradiso Perdutto" Павла Макова, "Ориентация на местности" и др.), Павлом Гудимовым ("Тишина" Альбины Ялозы), фондом культурной дипломатии UART ("(R)Evolution" Эрика Буве) и многими другими, редко и обычно условно вписанные в коллекцию музея, едва ли такой интеграции способствуют. Не случится ее и благодаря тревожно регулярному размещению культурного продукта от традиционных западных импортеров – Польского (выставки лауреатов Премии Малевича, "Конгресс рисовальщиков" и др.), Немецкого ("Герои. Попытка инвентаризации") и Французского институтов ("Жак Шапиро. Киев-Париж").
Конечно, обвинять в конъюнктурщине НХМУ сложно – в наиболее кризисные моменты зимнего противостояния сотрудники каждый день охраняли здание музея от критической опасности, а после этого еще нужно прийти в себя. Но с другой стороны, пост-травматический синдром едва ли оправдывает почти год довольно странной экспозиционной политики – начиная от монструозной выставки предметов из резиденций Виктора Януковича и Виктора Пшонки кураторства Александра Ройтбурда и Алисы Ложкиной и заканчивая камерным проектом "Война. 11 портретов" Тараса Палатайко, а также фантазиями Влодко Кауфмана на тему музея Майдана.
Хотя все эти вопросы, вероятно, нужно адресовать не столько директору Задорожной, сколько Юлии Вагановой, которая заведует выставочной работой и международным сотрудничеством музея. Следует прекратить предоставлять залы одного из центральных музеев Украины под исполнение культурных программ других государств, а особо активных представителей частного капитала - пригласить к спонсорству проектов внутренних, направленных на пополнение и поддержку коллекции музея.
Если НХМУ не выстроит правильные отношения с партнерами и меценатами, на фоне сокращений и без того негустых бюджетов, он рискует редуцировать собственный авторитет до уровня обыденных выставочных площадей.
Другой, далеко не последний в стране музейный комплекс, – Мыстецький Арсенал – уже не раз фигурировал на страницах LB.ua. Судя по деятельности институции за последние полгода, на критику в свой адрес директор Наталья Заболотная реагирует в свойственной большинству украинских чиновников манере тотального игнорирования. Одна из флагманских выставок в экспозиционном календаре Арсенала в этом году – "Украинский пейзаж" под кураторством галериста Евгения Карася – представляла собой на скорую руку скомканный винегрет из 300 работ на тему пейзажа новой страны. С таким понятным наверное только ему одному подходом галерист Карась вполне может готовить выставку "Украинский натюрморт" или "Украинский портрет" на следующий год – о том, что у новой страны на столе и в зеркале. Только вот пользы от этих проектов не будет никому, кроме послужного списка куратора. Продолжает деградировать и форум Art Kyiv Contemporary, скорей всего уже окончательно отказавшийся от статуса ярмарки и предоставляющий пространство под частные выставочные проекты.
Если руководители НХМУ и Арсенала будут придерживаться выбранного курса, то ничего хорошего возглавляемые ими институции в грядущем году не ожидает - их ждет статус "клубов друзей", а не музейных площадок. Впрочем, Арсенал, который весь репутационный капитал давно растерял, может на данной позиции лишь укрепляться.
Коллективные бездействия
Одним из трендов уходящего года следует отметить кризис так называемого критического искусства. Несмотря на повышенную актуальность критического высказывания ввиду очевидного реванша ультраправых настроений, активисты с противоположной стороны спектра пока что ничего внятного противопоставить не смогли, хоть и пытались.
Помимо выставки "Локаут", открывшей новое помещение Центра визуальной культуры, о которой мы уже писали ранее, в этом году был реализован проект "Референдум по выходу из состава человечества" близкой ЦВК кураторской группы Худрада. Роскошная метафизическая концепция проявилась, к несчастью, в довольно унылом проекте, который наполовину состоял из работ самих участников кураторской группы (Евгении Белорусец, Никиты Кадана, Леси Хоменко, Ларисы Венедиктовой, Юрия Кручака, Юлии Костыревой, Лады Наконечной и группы Р.Э.П.), все сильнее оторывающейся от реальности и уходящей в теоретизирования.
Кризис переживает и флагман украинского критического искусства нулевых – группа Р.Э.П., в этом году отметившая свое десятилетие. Многочисленные околоистерические высказывания Никиты Кадана по поводу локального художественного процесса на фоне очередного присуждения ему и коллеге по Р.Э.П. Жанне Кадыровой премии Виктора Пинчука, теперь уже международной, говорят явно не о критичности их искусства. А скорей, о том, что центральные участники группы – Кадан, Кадырова, Владимир Кузнецов, Леся Хоменко и Лада Наконечная будут строить успешные сольные карьеры за рубежом, в то время как сформировавшийся вокруг них круг художников и активистов будет все глубже уходить в мифотворческий маргинез – ограждаясь от остального мира все новыми стенами понятных только себе и своему кругу смыслов.
Мастера искусства ассамбляжа
Неудачей обернулась масштабная попытка самоорганизации профессионального сообщества в Ассамблею деятелей культуры Украины. Созданная в феврале этого года общественная платформа открытого обсуждения проблем культурной сферы, как это часто бывает, дальше обсуждений этих не продвинулась - государственная политика в отрасли формируется без учета общественного мнения, как и раньше.
Некоторые энтузиасты АДКУ имеют за плечами опыт "ассамбляжа" в рамках Инициативы Самозащиты Трудящихся Искусства, активно проявлявшей себя в конфликте профессионального сообщества с Мыстецьким Арсеналом. Но несмотря на это, пробы прямой демократии в культуре обернулись провалом и довольно быстро скатились в некое симулятивное существование, складывающееся исключительно из заседаний и обсуждений, преимущественно, в фейсбуке.
Тем временем, в реальном мире действующая власть совершенно беспрепятственно совершает удобные себе назначения и стратегические решения, не особо считаясь с мнениями заседателей. Предыдущий министр культуры, "голос" Майдана Евгений Нищук, чья кандидатура, к слову, как и кандидатура нового министра Вячеслава Кириленко, точно также была спущена сверху, к диалогу шел. На счет карьерного политика Кириленко, который к тому же недавно обмолвился о том, что не против сделать Антона Мухарского своим вторым заместителем, есть большие сомнения.
Что дальше?
Тем не менее, есть и те, за кем стоит следить в новом году. К ним, в первую очередь, относится переместившийся в Киев в связи захватом своей территории донецкий фонд Изоляция. Будем надеяться, что Изоляции удастся превозмочь связанные с переездом фантомные боли в новых проектах. Одним из таких проектов могло бы стать представительство Украины на Венецианской биеналле, от которого фонд отказался в октябре. Особенно это актуально в свете слухов об отказе правительства от финансирования украинского проекта из-за нехватки бюджетных средств, а также об угрозе того, что нашу страну будет представлять дизайнер из Франции, единственный примечетальный факт в биографии которой – дружба с другим французским дизайнером Филиппом Старком.
Активно стартовало в декабре пространство Bereznitsky Aesthetics – новое предприятие на стыке галереи и архитектурного бюро легендарного деятеля украинской арт-сцены Людмилы Березницкой. Имея за плечами своей создательницы ряд успешных локальных и международных проектов, у Bereznitsky Aesthetics есть все шансы вдохнуть новую жизнь и новые стандарты в украинский арт-рынок, а потому заслуживает внимания художественного сообщества в следующем году.
Среди крупных институций стоит отметить Национальный музей Тараса Шевченко, в котором, в противовес не совсем внятной критике, директор Дмитрий Стус уже несколько лет проводит политику, последовательную в приближении традиционно консервативного музейного пространства к актуальности. В этом контексте можно выделить прозвучавшие в этом году проекты "Четвертое парадное" художника Никиты Шаленного (куратор – Константин Дорошенко) и "Т.Г." Влады Ралко, Владимира Будникова и Александра Бабака (куратор – Валерий Сахарук).
***
Процитированный вначале нашего обзора текст Виктора Топорова открывал в издательстве "Лимбус-Пресс" серию с тонким названием "Инстанция вкуса". Сейчас в Украине впору говорить об установившей свое верховенство инстанции безвкусицы. Но будем надеяться, что инстанция эта временная, промежуточная, уж точно не последняя. Как и все, что связано с периодом перемен.