Лена Белкина
Колоратурное меццо-сопрано – редкий женский голос, объединяющий змеиную гибкость и бархатный тембр. Самая известная обладательница подобной роскоши из ныне здравствующих и поющих – Чечилия Бартоли. Впрочем, у Украины тоже есть такое сокровище. Зовут сокровище Лена Белкина, ей всего 27 лет, но она уже успела проработать несколько сезонов в Лейпцигской опере, выступить не сценах Венской государственной оперы, болонского «Театро Коммунале», Национального театра Токио, посотрудничать с Рикардо Мути и Еленой Образцовой. Отличные вокальные данные у нее помножены на внешность Белоснежки, а потому ставки на то, что Лену Белкину ждет еще более грандиозное будущее, высоки.
На сайтах всех российских театров, приглашавших Белкину, указано место ее рождения – Ташкент – и диплом Лейпцигской высшей школы музыки и театра. Об Украине – ни слова. В то же время, сама девушка считает себя украинкой, с теплотой вспоминает родной Джанкой и два украинских ВУЗа, в которых она обучалась – Высшее музыкальное училище имени Рейнгольда Глиэра и Национальную музыкальную академию имени Петра Чайковского. В 2008 она победила на нашем конкурсе вокалистов имени Бориса Гмыри, а теперь периодически приезжает сюда с концертами.
На Западе, в отличие от большинства русскоязычных конкуренток, Лена ценится не за Ольг и Полин из опер Чайковского, а за мастерское исполнение итальянских арий. Например, этим летом на Оперном фестивале Джоаккино Россини в Пезаро украинке доверили петь каденции из оперы «Аврелиан в Пальмире», сочиненные Джованни Баттистой Веллути – с момента смерти знаменитого вокалиста в 1861 году их еще никто не исполнял. Соотечественники же Белкиной могут полюбоваться ее талантом в снятом два года назад фильме «Золушка» - экранизации одноименной оперы Россини.
Роман Юсипей
Как и положено баянисту, 35-летний уроженец Херсона Роман Юсипей не дает украинским девушкам спать. Как, впрочем, и мужчинам. Романтика здесь ни при чем – просто все талантливые композиторы или уже написали произведение для Романа по его настойчивым просьбам, или, допоздна засиживаясь за рабочим столом, как раз его сочиняют. Лучшие из партитур вошли в аудиоантологию «Украинская баянная музыка XXI столетия», её удостоили гранта президента Украины и должны были выпустить на CD еще в прошлом году.
Тем временем Роман успел помимо киевской консерватории окончить Ганноверскую высшую школу музыки и театра, завоевать первое место на итальянском конкурсе «Premio di Montese» и американском «Golden Accordion», стать стипендиатом благотворительного фонда Иегуди Менухина, фонда «Русское исполнительское искусство» и международной неправительственной организации «Lions Clubs International». С гастролями Юсипей объездил уже половину Земного шара, но восхищает в нем даже не это, а то, как избалованные лучшими исполнителями немцы не только ходят на концерты баянной музыки, но и наперебой приглашают украинского музыканта сыграть у себя на торжествах. Со стороны забавно наблюдать, как с ним по-приятельски здороваются бургомистры и приветственно сигналят знакомые трамвайщики.
Помимо сольной исполнительской деятельности, дуэтов с уникальной исполнительницей на терменвоксе Лидией Кавиной и замечательным скрипачом Андреем Беловым, организации украинских концертов Гии Канчели и Софьи Губайдуллиной, Роман еще и блестящий музыкальный критик. Его перу принадлежит более 500 публикаций в украинских, российских и литовских СМИ, а бывшая команда газеты «24» до сих пор цитирует перлы из его остроумных и порой скандальных текстов.
Андрей Белов
Биография 33-летнего скрипача Андрея Белова состоит из сплошных грандиозных побед, хотя для признания в нем первоклассного исполнителя достаточно было бы и одного лишь триумфа на мюнхенском конкурсе ARD в 1999 году — победитель этого состязания автоматически попадает в музыкальную элиту.
Впервые взял в руки скрипку он в пять лет, в 11 в нем разглядели недюжинный талант и отправили в Киевскую специализированную музыкальную школу имени Мыколы Лысенко, и с этого времени и года не проходило, чтобы хулиганского вида белокурый мальчуган не привез с очередного конкурса очередную победу. С 15 лет юный музыкант обучался у Кшиштофа Вегрзиня в Ганноверском университете музыки и драмы, затем поступил в Парижскую консерваторию, а в 2005-м — основал организацию Musik Braucht Freunde для оказания финансовой поддержки студентам университета в Ганновере и стал лидером известного Струнного квартета имени Кароля Шимановского.
К этому времени конкурсные победы перестали быть самоцелью, а помогали знакомиться с выдающимися музыкантами современности — Гидоном Кремером, Владимиром Крайневым, Юрием Башметом и другими, с кем ему посчастливилось играть. Победа в 2003 году в конкурсе немецкого фонда Deutsche Stiftung Musikleben принесла ему возможность получить в пользование уникальную скрипку Гварнери, благодаря чему украинские композиторы теперь могут услышать исполнение своих пьес голосом уникального итальянца.
Несмотря на то, что Белов живет в Германии, он – постоянный участник наших филармонических программ и первый исполнитель партитур маститых украинских авторов.
Антоний Барышевский
Победителем одного из самых престижных музыкальных состязаний – конкурса пианистов имени Артура Рубинштейна, проходящем раз в три года в Тель-Авиве – в этом году стал украинец Антоний Барышевский. Примечательно, что документы на участие в нем украинский пианист подавал три раза – дважды не допускался даже к первому туру, зато с третьего попал сразу в дамки. К этому времени у исполнителя было за плечами больше двух десятков побед в других состязаниях – на конкурсах в Берне и Париже, Люксембурге и Касабланке, серебро на итальянском конкурсе имени Ферруччо Бузони и украинском – имени Владимира Горовица.
В свои 26 лет Барышевский является солистом Национальной филармонии, что в атмосфере царящего в наших госучреждениях тотального кумовства и взяточничества может свидетельствовать лишь о непререкаемо фантастическом уровне его мастерства. Антоний – фигура непубличная, но при этом все – от консерваторских студентов до филармонических бабушек – говорят о нем с трепетом и придыханием.
Особенно удается ему музыка композиторов-мистиков – Скрябина и Мессиана, а он сам больше похож не на дерзкого солиста, а на заблудившегося в веках алхимика, который вот-вот изобретет нужное зелье, чтобы вернуть себя назад в давно ушедшую эпоху.
Дмитрий Радзецкий
Бурлящее творчество 25-летнего гитариста Дмитрия Радзецкого – резной мостик между классической и экспериментальной музыкой. У него консерваторская выучка, академический ногтевой стиль игры, еще и отец – один из известнейших украинских исполнителей на акустической гитаре и знаменитый композитор. В студенческие годы Дмитрий заслушивался и засматривался записями с игрой музыкантов из King Crimson – Тони Левином, вытворяющим чудеса на гитаре, состоящей из одного только грифа с натянутыми на него струнами (Chapman Stick) и Треем Ганном, играющим на Warr guitar как на контрабасе.
Тогда украинский исполнитель решил изобрести что-то свое – изучил разные варианты гитар, преимущества того или иного расположения струн и их количества, применение гитарных синтезаторов, и в 2007 году с помощью местных днепропетровских мастеров создал MIDI Радз-гитару. На своем десятиструнном изобретении, сочетающем классическую гитару, электрогитару, акустическую бас-гитару и синтезатор Радзецкий играет как минимум в семи ансамблях и сольно. Исполняет музыку эпохи барокко и contemporary, джаз, рок и даже фольк. Он уже сыграл со своим кумиром Тони Левином, а еще – Пэтом Мастелотто, Алексеем Козловым, Сергеем Летовым и десятком-другим легендарных музыкантов.
Радзецкий – фокусник. Во время выступлений он с легкостью перескакивает из лирики в трюкачество и назад, в нежность и покой. Обожает Сальвадора Дали и любит доводить концертные выступления до сюрреалистического пика. С последующим сюрреалистическим катарсисом. В автоаннотации к одному из сольных произведений – «Ленин в невесомости» – весь Радзецкий: «У человека, при длительном пребывании в невесомости, рост увеличивается на пять сантиметров. Рост Владимира Ленина – 165 сантиметров, рост Ленина в невесомости – 170 сантиметров. Это равно росту Брюса Ли на Земле. Соответственно, Брюс Ли – реинкарнированный Ленин в невесомости».
Алексей Шмурак
27-летний композитор, пианист и, как бы это пафосно ни звучало, музыкально-общественный деятель Алексей Шмурак – слишком яркая персона в замкнутом интровертном мире академической музыки. Кому-то эта яркость режет глаза, кого-то манит, но нужно еще поискать такого отшельника и столпника, который бы совсем ничего о нем не знал. Орешек творчества Шмурака состоит из двух половинок. Первая – это русло академических традиций. Здесь Алексей, несмотря на привычку сочинять партитуру за вечер-два, добился подтвержденных дипломами результатов – он победитель самого, если так можно выразиться, европейского российского конкурса «Шаг влево» и швейцарского состязания «Convergence». При этом самые титулованные и удачные его работы вроде «Шагов под снегом» или «Потерял я Эвридику» представляют собой написанные современным языком любовные письма ушедшим композиторам и эпохам. Уже на основании заголовков несложно догадаться, что первая из перечисленных пьес шлет воздушные поцелуи Клоду Дебюсси, а вторая – Кристофу Виллибальду Глюку.
Есть и вторая половина орешка – это импровизационная музыка совместного с Олегом Шпудейко дуэта «Блук», сотрудничество с донецким джаз-роковым коллективом «DOK», трэшевые и одновременно меланхолические тексты под зудящий синтезатор в рамках сольного проекта «истерический дог». Две самых популярных работы в русле трэш-эстетики – это «Болезнь куклы» и пьеса для немузыкальных инструментов «ето котік» с брутальным использованием резиновой игрушки в акустических целях. Весь кайф сочинения в том, что на нотном пульте перед исполнителем стоит самая настоящая партитура, построенная по всем законам музыкальной композиции.
Обе створки орешка до того крепко срощены, что невозможно отсоединить одну без ущерба для другой. Кроме того, Алексей – незаурядный пианист, играющий в ансамблях «Блук» и «Ensemble Nostri Temporis» (он же является их сооснователем), координатор киевских международных мастер-классов новой музыки «COURSE», сооснователь и координатор фестиваля «Гольфстрим». В последние полгода он изо всех сил открещивается от организаторской деятельности, однако большинство его знакомых воспринимает это лишь как очередную игру и ждет от Шмурака новых, желательно безумных, проектов.
Максим Коломиец
В свои 33 Максим Коломиец, музыкант с двумя высшими – по классу гобоя и композиции, решил, что ему недостает образования и поступил в Кельнскую высшую школу музыки и танца. Пятнадцать лет назад он уже предпринимал такую же попытку, с треском провалившись. В этот же раз члены экзаменационной комиссии сами сообщили абитуриенту, какие из его партитур они уже знают.
В двадцать лет Максим писал настолько сложно, что его называли «украинским Фернихоу», имея в виду самого известного представителя направления New Complexity. Но после того как в 2007 он стал одним из основателей Ensemble Nostri Temporis, почерк его работ заметно изменился. От конструктивизма он ушел в область передачи состояний, теперь его идеал – пьеса, в которой, по сути, ничего не происходит – один и то же материал кружится подобно карусели от начала и до самого конца, и только переживания сидящего на лошадке ребенка становятся все сильнее и ярче. Впрочем, и раннее творчество не брошено в печь – его сверхвиртуозные произведения, считавшиеся украинскими музыкантами неисполнимыми, теперь звучат на самых крупных музыкальных фестивалях – Летних курсах новой музыки в Дармштадте и World Music Days.
В этом году Коломиец основал еще один ансамбль, теперь уже барочной музыки – Luna Еnsemble. Первым в Украине начав комплектовать концерты из новой музыки и старой, сочиненной три столетия назад, он добился того, чего так жаждет любой современный художник – признания от прежде недоверчивой к новой музыке публики в том, что и современному искусству не чужда красота.
Соня Сульдина
В то, что украинской скрипачке Соне Сульдиной 35, можно поверить, лишь пробежав глазами несколько страниц ее биографии. В то же время купить пиво без предъявления паспорта ей не удается до сих пор. Поэтому неудивительно, что подобно Роме Юсипею и Максиму Коломийцу после тридцати она снова нырнула в студенческую среду, поступив в Высшую школу музыки в Люцерне. Киевскую же консерваторию Соня окончила еще 12 лет назад, была концертмейстером студенческого оркестра, потом преподавала в Alma Mater – на кафедре камерного ансамбля.
Соня – автор и участник филармонического цикла «Музыкальная культура Европы» из 17 концертов. Кроме того, она основала и является художественным руководителем одного из лучших столичных ансамблей – струнного квартета Post Scriptum. Как и подобает коллективу с подобным названием, он – один из тех немногочисленных ансамблей, которым доверяет премьеры своих произведений Валентин Сильвестров. Всего Соня провела 5 концертов, посвященных его творчеству.
Сам же автор не устает восхищаться Сониными талантами: «Соня принадлежит к виртуозным Музыкантам, абсолютно преданным своему искусству. Её исполнение сольных, камерных и симфонических произведений, в глубоком погружении и внутреннем созерцании, - всегда будто разворачивающийся мистический процесс сочинения музыки здесь и сейчас, сочинения post scriptum, после того, как она записана композитором. Трагическое и романтическое, мимолётность и молчание каким-то непостижимым образом передаются восхитительно красивой Сониной игрой».