Сегодня на Форуме издателей пройдет круглый стол, посвященный взаимодействию украинской и российской интеллигенции в сегодняшней ситуации. Вы в нем участвуете – каким будет ваш тезис?
У меня очень простой тезис. Который в советском мультфильме произносил кот Леопольд: давайте жить дружно. Я за то, чтобы не воевать, а обсуждать какие-то вещи, сидя за столом. Например, спорить о Гоголе – все-таки, он писатель русский или украинский? Мне это ближе.
Сегодня утром у меня был прямой эфир на радио Коммерсант ФМ – каждое утро я делаю включения. Я рассказал, что нахожусь во Львове, что сейчас вот пойду и куплю себе вышиванку (на интервью Андрей Георгиевич пришел уже в вышиванке - авт.), что здесь люди говорят на украинском и русском языках, и что мне приятно, когда со мной говорят на украинском, я им отвечаю на русском и меня понимают, и что вчера мы шли по Армянской улице, Грузинской, а потом по Староеврейской. Сидели в еврейском ресторане с людьми всех национальностей. Вот это меня радует. Все это я говорил в прямом эфире людям, которые совершенно сошли с ума от этой чудовищной пропаганды.
Когда я сказал, что еду во Львов, мне говорили: “будь осторожен”, я ответил, что да, буду, ведь еду в логово бандеровцев. А сегодня в эфире сказал, что вчерашний день прошел совершенно бессмысленно, потому что ни одного бандеровца во Львове я не встретил.
Как, на ваш взгляд, можно найти общий знаменатель между украинцами и россиянами? В Украине ведь тоже есть пропаганда, и она также работает на ожесточение по отношению к жителям России.
В этом конфликте важно, кто первый начал. Первые начали все-таки русские. Я понимаю, что у вас есть пропаганда, но она является ответом на ту чудовищную пропаганду, которая существует в России.
В России я телевизор не смотрю с февраля, ни одной новостной программы, мне противопоказано это смотреть. Но мы приехали сюда (вместе с Андреем Бильжо на Форум приехали поэт Лев Рубинштейн и публицист Игорь Свинаренко, уроженец Донбасса, живущий нынче в России - авт.), русскоязычные. Сегодня я гулял по улице один и даже показал кому-то дорогу – по-русски, разумеется, по-украински я не говорю и не понимаю. Пока что я не встретил во Львове никакой отрицательной эмоции – ни со стороны официантов, ни от прохожих, ни со стороны продавцов, у которых я покупал эту вышиванку. Кстати, я купил ее возле огромного бюста Степану Андреевичу Бандере. О котором знаю больше, чем многие другие люди в Москве. Потому что мне важны знания. Как только начался разговор о бандеровцах и Бандере, я залез в интернет и стал читать о нем.
Серость и незнание с обеих сторон продолжают этот конфликт. Эту серость нужно каким-то образом уничтожать и растворять. С помощью культуры, конечно, с помощью знаний, с помощью Гоголя, с помощью откровенных и искренних слов. Потому что не может быть кровавой границы между простыми думающими людьми.
Как можно воевать и убивать людей под прикрытием того, что это защита русских и русского языка? Это же чистое вранье. Люди, которые это делают, не знают ни русского языка, ни русской культуры, только прикрываются этим.
Я задам личный вопрос. В российской интеллигенции произошел серьезный раскол во время Майдана и после него. Вам лично случалось расставаться с другом из-за того, что он поддался пропаганде?
Да, был случай. Я расстался со своим довольно близким другом. Сначала в фейсбуке. Мы здороваемся, конечно, потому что нас многое связывает. Но он ушел в другую сторону, стал говорить лозунгами и призывами: “Донбасс, ура” и так далее. Мы расстались, мне было очень больно, я написал ему большое письмо, в котором объяснил, почему наш дальнейший контакт невозможен.
Почему умные и думающие люди поддаются пропаганде, как вы считаете?
Не знаю. Есть вопросы, на которые у меня нет ответа. Есть люди, которые не анализируют информацию, у них примитивное сознание, они мало читают, всему верят. Такие люди неинтересны. Но когда лозунгами начинают разговаривать умные и начитанные люди... В психиатрии есть такое понятие – “индуцированный бред”. Это когда есть один больной, который продуцирует бредовые идеи, а остальные ему верят, потому что он обладает некой харизмой. Вот то, что сейчас происходит, – это индуцированный бред.
Трудно ведь объяснить, почему, когда Сталин умер, умные, анализирующие люди плакали и не знали, как жить дальше. Моя собственная мама, беременная мною на шестом месяце, хотела пойти на похороны Сталина. Мама моей мамы была сослана в лагеря, а отца расстреляли, а она хотела пойти на похороны Сталина, где были сотни тысяч людей и страшная давка. Как объяснить это поведение? Потом приходит время отрезвления, но сейчас это состояние какого-то массового психоза, что ли.
В Украине популярно мнение, что причина того, что сейчас происходит в России – некий вирус имперскости, попытка возродить Советский Союз. Вы согласны с этим?
Дело в том, что до этой войны, до победы на Олимпийских играх в Сочи, в России не могли найти национальную идею. И вот методом тыка ее нашли. Я все время говорил, что для инфантильных народов – таким является народ России, и украинский народ тоже – опасны победы. Можно пройти через огонь и воду, но очень трудно через медные трубы. И вот эти медные трубы мы, конечно, не прошли. Представьте себе этот дикий эмоциональный подъем: Олимпиада, а потом Крым, теперь история на Донбассе. Причина здесь – инфантилизм и психоз.
До этой войны, до победы на Олимпийских играх в Сочи, в России не могли найти национальную идею. И вот методом тыка ее нашли
Но если вспомнить Гумилева, есть положительная пассионарность, а есть отрицательная. У украинцев положительная пассионарность – откуда все эти Оранжевые революции, Майдан, нежелание подчиняться, а желание некой свободы – оказалась выше, чем у российского народа. В России мощная пассионарность, но она, к сожалению, с отрицательным знаком. В России – да, подъем, да, имперское сознание, да, русский мир. Но для меня это все звучит довольно страшновато.
Что читать, чтобы не сойти с ума. Список Андрея Бильжо
Из современных книг я бы посоветовал читать, конечно же, Владимира Георгиевича Сорокина. Его последние три вещи: “День опричника”, “Сахарный Кремль” и “Теллурия”, которая очень много всего объясняет.
В его трилогии “Лед” тоже многое есть – в “Голубом сале”, например. “Теллурия” – потрясающая штука, там очень много всего.
А вот по поводу недавней идеи мэра Казани отменить теорию эволюции Дарвина, я нашел стихотворение Алексея Константиновича Толстого. В 1872 году министр печати хотел запретить издание работ Дарвина. На что ему Алексей Константинович ответил. Вот это его стихотворение очень актуально и сегодня.
Очень актуален Некрасов во многих своих вещах. Вообще, если читать русскую классику, особенно, Гоголя, то голова становится на место, безусловно. Гоголь ведь раскрылся не только в “Ревизоре” и “Мертвых душах”, но и в повестях “Шинель” и “Нос”. Там очень многое сказано про человека.
Классика ведь потому и называется классикой, что актуальна и сегодня. Я вот никогда не подозревал, что слово “комиссар” появилось еще у Гоголя в “Вечерах на хуторе близ Диканьки”. Это очень актуальная литература. Читать нужно, в общем, от Достоевского до Сорокина и наоборот.