Будет ли дефолт?
Это самый популярный экономический вопрос последних дней. Если отвечать на него просто – да, скорее всего дефолт будет.
Но тут важно отметить, что этот дефолт будет «техническим». Это значит, что деньги у государства на выплату внешних обязательств есть (если проанализировать экономические шаги России за последние годы, можно понять, что агрессор готовился и к войне, и к изоляции от запада). А вот желания выплачивать эти обязательства в валюте – нет.
Ранее 5 марта 2022 года правительство РФ запретило выплачивать большинству кредиторов долги в валюте, а 13 марта министр финансов Силуанов еще раз подтвердил, что РФ если и выполнит обязательства по госдолгу, то будет платить в рублях, пока западные страны не разморозят золотовалютные резервы. Потом сказал, что может и в валюте. Потом снова поменял позицию и окончательно всех запутал.
Поэтому скорее всего 16 марта обязательства должным образом погашены не будут, и дальше запустится срок в 30 дней, после которого инвесторы объявят дефолт России.
Про вероятный дефолт говорят и оценки рейтинговых агенств. Fitch присвоил России суверенный рейтинг С – «дефолт неизбежен». Moodyʼs понизили суверенный рейтинг России до «преддефолтного», как и S&P. Подобную оценку уже открыто озвучивает МВФ, а Morgan Stanley & Co даже назвал дату дефолта - 15 апреля (как раз 30-ть дней после 16-го марта).
Подобные оценки делают и инвесторы. Так, значительно вырос спрос на CDS (упрощенно – страховку от дефолта). По данным ICE Data Services, цены CDS свидетельствуют о том, что вероятность дефолта России в течение пяти лет составляет 82%.
В общем, скорее всего рано или поздно дефолт в России случится. Но если рано, то не из-за отсутствия денег выплачивать долги, а из-за политического решения не выплачивать их (имея при этом финансовую возможность это сделать).
Какие последствия дефолта в РФ?
Последствия дефолта предсказать очень сложно. Да, Россия уже проходила дефолт в 1998 году, но сравнивать эти две ситуации некорректно. Во-первых, тогда была проблема с бюджетом (сейчас же запасы пока есть). Во-вторых, в 1998-м дефолт был по рублевым обязательствам, а не по валютным.
Тем не менее, дефолт есть дефолт. Соответственно, последствиями будут отток инвестиций, подрыв доверия к бумагам РФ и закрытие рынка капитала. Единственным источником поступления валюты в страну останется продажа сырья и энергоресурсов.
Еще есть последствие дефолта как кросс-дефолт. Очень упрощенно, это когда и остальные кредиторы могут потребовать выплатить долги преждевременно. Что только усугубит ситуацию.
Но если говорить объективно, то в следствие «ядерной бомбардировки» российской экономики санкциями все эти последствия настигают Россию уже сейчас. И уже сейчас санкции практически закрыли любые возможности взять в займы денег у нерезидентов, да и на инвестиции рассчитывать не стоит. Россия и ее экономика и так уже превращается в «Северную Корею-2», независимо от объявления дефолта.
Разве что теоретически инвесторы смогут требовать возмещение денег за счет продажи активов РФ за пределами страны и замороженных ресурсов Центробанка, но это весьма длительный процесс.
Получается, дефолт для России не страшен?
Тут вопрос со звездочкой. Факт в том, что в отличие от государственного долга, в РФ большую часть внешних обязательств накопили государственные компании. А суверенный долг без сомнения вызовет и волну дефолтов по их обязательствам.
К тому же, постановление правительства РФ про выплату долгов исключительно в рублях распространяется также и на госкомпании. И тут как раз может пойти каскад очень неприятных для РФ событий.
- Во-первых, сами компании перестанут иметь возможность нормально работать.
- Во-вторых, их имущество заграницей могут изъять в пользу кредиторов.
- В-третьих, корпоративный сектор страны-агрессора в основном полагается на кредиты для финансирования от государственных банков. И дефолт первых может создать настоящий коллапс в финансовом секторе.
- Не следует также забывать, что в России весь более или менее крупный бизнес «живет», в первую очередь, на госзаказах. И банкротство или даже финансовые ограничения заказчика естественно повлекут за собой каскад банкротств и все тех же невыплат долгов банкам со стороны компаний-исполнителей.
В общем, последствия дефолта предугадать сложно, но с большой вероятностью он спровоцирует проблемы на уровне госкомпаний – они, в свою очередь, запустят цепную реакцию банкротств.
И, кстати, не только госкомпаний. Так, из-за санкций и проблем с Лондонской фондовой бирже (LSE) технический дефолт может завтра объявить и VK Company Limited («Вконтакте»). В данном случае опять таки проблема не в деньгах, а исключительно в ограничениях из-за изоляции западом страны-агрессора.
Как это отразиться на рядовом россиянине?
Вряд ли в здравом уме стоит ожидать, что простой русский мужик из Тюмени следит за макроэкономической стабильностью в РФ. Скорее всего, на словах «дефолт», «купон» или «CDS» он уже переключит телевизор на привычную ему передачу Соловьева. Да и сама идея не платить «проклятому Западу» по долгам среднестатистическому россиянину очень нравится.
Но объявления дефолта, пускай и технического, все же будет иметь определенные последствия для жизни этого условного мужика.
Рубль еще больше упадет. Так как сейчас от 300 до 415 млрд долларов золотовалютных резервов РФ фактически заморожены США и ЕС, то курс валюты так или иначе поддерживают компании-экспортеры, продавая свою выручку. Соответственно, с оглашением дефолта проблемы начнутся у экспортеров, и курс взлетит еще больше.
Цены на товары повысятся, инфляция ускорится. Кроме прямой связи роста цен из-за роста курса, есть еще косвенная: наличие самого факта дефолта поднимет цены на всю цепочку поставок – начиная от банальной предоплаты за товар и заканчивая стоимостью страхования.
Процентные ставки по кредитам взлетят еще больше и, скорее всего, на какое-то время сам факт кредитования бизнеса или ипотека перестанет существовать как явление.
Бюджет тоже придётся сокращать, делать бездефицитным – и все это в условиях падения экономики минимум на 10%. А значит – грядет сокращение социальных выплат и прочих бюджетных стимулов, что напрямую коснется населения.
Рабочие места точно сократятся как в государственном секторе, так и среди компаний, ориентированных на госзаказы. В результате повысится уровень безработицы.
Ну и, конечно, само слово «дефолт» точно будет негативно резонировать в обществе. Многие россияне прекрасно помнят дефолт 1998-го и вряд ли будут разбираться в его концептуальном отличии от дефолта 2022-го.
Все это будет. Главный вопрос в том – как быстро это произойдет. Существует вероятность, что последствия будут проявляться годами.
Повлияет ли это на мировую экономику?
Непоправимое влияние дефолта в России на мировую экономику – это страшилка русских пропагандистов.
Экономика России далеко не самая большая в мире. Она даже в 10-ку самых больших не входит, уступая по объему ВВП Франции, Италии и даже Корее.
ВВП России составляет всего 3% мирового ВВП. Дефолт такой экономики будет иметь какой-то эффект, но весьма ограниченный и точно не повлечет за собой новую волну финансового кризиса. Разве что может повлиять на цену энергоресурсов.
Да и кредитов России с 2014 года никто из стран и финансовых институтов особо не дает, считая ее весьма рисковым активом, поэтому волны мирового банкротства ожидать не стоит.
Является ли это концом России?
Пока о таких масштабных последствиях говорить рано. Более того, дефолт вряд ли успокоит военные амбиции шизофреников в кремле.
Точно оценить влияние дефолта не может никто. В первую очередь из-за отсутствия достоверной и достаточной статистики по состоянию российской экономики.
Более того, многие факторы свидетельствуют о том, что Путин не сообщил о своих планах воевать в Украине ни своему министру финансов Алексею Силуанову, ни главе Центробанка РФ Эльвире Набиуллиной. А они, в свою очередь, не смогли подготовить финансы страны к новой реальности и понимают возможные последствия. Например, предупредить кремль, что большая половина золотовалютных резервов может стать резко недоступной. Именно поэтому пока, по не подтвержденным данным, оба они подали в отставку, и у обоих эта отставка не была принята.
Даже если все последствия окажутся максимально плачевными для РФ, то период для наступления эффекта – это месяцы или даже годы. И ожидать изменения на следующий день после 16 апреля или даже на следующий месяц – весьма наивно.
Более того, Россия в самом деле готовилась к войне и определенной изоляции от мировой экономики. Конечно, они сделали ошибки, но не такие, что ведут к однозначному краху от одного слова «дефолт». Чтобы свалить экономическое подспорье новоявленного диктатора, надо еще побороться.