19 сентября в Киеве прошла конференция Blockchain & Bitcoin Kyiv, ставшая площадкой по обсуждению тематики криптовалют, технологии блокчейн и законодательного регулирования всего, что с этим связано. На конференции выступили ведущие криптоэксперты Украины и не только, финансовые аналитики, предприниматели, инвесторы, юристы, представители государственной власти, основатели стартапов, трейдеры и маркетологи.
Примечательно, что на прошедшей конференции совсем мало говорили о том, как «заработать на криптовалютах». В самом деле, криптовалютный хайп уже давно позади, курсы криптовалют упали и не поднимаются, и потому спекулятивный заработок на них более не актуален. Зато актуально применении технологии блокчейн в работе различных государственных ведомств, а также введение криптовалютного бизнеса в правовое поле страны.
14 сентября, в Верховную Раду был внесен законопроект о классификации цифровых активов, за подписью 23 депутатов от различных фракций. Инициатор и главный разработчик законопроекта – депутат Алексей Мушак, который известен, в частности, тем, что первым в Украине задекларировал криптовалютные доходы. Теперь его задача, с одной стороны, – прописать в законодательстве все понятия, связанные с блокчейном, криптовалютами и ICO, с другой – определиться с налогообложением криптовалютных операций, а с третьей – минимизировать роль государства в криптовалютной сфере.
Алексей Мушак считает: «Главная задача законопроекта – четко разделить, где государство может вмешиваться в криптобизнес, а где – не может. Наша принципиальная позиция – в том, что государство может контролировать лишь момент, когда криптовалюта переходит в фиатные деньги. Но где идет обмен одной криптовалюты на другую, как и прочие сделки, – туда государство лезть не должно. Другой вопрос – налогообложение операций с криптовалютами. Сегодня на доходы по «крипте» распространяется стандартный налог в 19,5%. Но его никто не платит. Мы предлагаем до 2024 года ввести «криптовалютное» налогообложение в размере 5%».
Идея ввести до 2024 г. ввести налог для физических и юридических лиц на прибыль от криптовалютных сделок в размере 5% – одна из самых спорных. Так, замминистра финансов Украины Сергей Верланов считает, что операции с криптовалютами должны облагаться стандартным налогом на доходы физических лиц (19,5%). Алексею Мушаку на конференции задали вопрос: почему ставку налога по операциям с криптой все же нельзя было снизить до 0%, как в соседней Беларуси?
«Ну, скажем так, я не видел еще ни одного криптовалютного бизнесмена, который бы в Беларуси стал миллионером. А вообще, сделки с криптовалютами – это бизнес, а с бизнеса надо платить налоги, – ответил депутат. – Есть, впрочем, альтернатива: вы можете учредить церковь криптоанархистов и тогда законно не платить налоги. Если сейчас сделать 0% налогов на криптовалюту, это будет означать, что завтра ею начнут заниматься все. Будут выпускать не телевизоры, а токены, дающие право на телевизор; газовики будут выпускать токены, дающие право на тысячу кубов газа… В итоге мы все разочаруемся в криптовалютах и предадим их анафеме».
Однако законопроект все же в первую очередь должен решить главную проблему – определить статус криптовалют в Украине. НБУ считает, что криптовалюты не могут быть платежным средством – только гривня. В свою очередь, глава СНБО Александр Турчинов уверен, что правовой вакуум на рынке криптовалют «создает угрозы для экономики и безопасности государства».
Законопроект вводит в юридическую сферу страны понятие «виртуальные активы», которые делятся на криптовалюты и токен-активы. Криптовалюта определяется как «виртуальный актив в форме токена, который функционирует как способ обмена или сохранения стоимости». При этом токен-актив должен «удостоверять имущественные или иные права собственника токена, которые отвечают обязанностям эмитента токена».
Что касается регуляции криптовалютного бизнеса, то предложенный закон должен решить две проблемы. Во-первых – обеспечить безопасность тем, кто занимается криптобизнесом: физическую, финансовую и юридическую. Во-вторых – построить мост между криптоиндустрией и финансовым сектором. Потому что, например, банки в Украине до сих пор не могут работать с криптовалютами.
В законопроекте предусмотрено, что криптобиржи и обменники криптовалют будут обязаны получить государственный сертификат, но рядовых участников криптовалютных сделок это требование касаться не будет. Авторы законопроекта считают, что сертификация профессиональных участников крипторынка защитит их от необоснованных притязаний со стороны государственных (прежде всего правоохранительных органов). Также сертификация позволит операторам криптовалютных сделок платить только 5% налога.
Это же относится и к их клиентам. Криптовалютные биржи будут хранить всю историю транзакций конкретного пользователя, что позволит ему заплатить только 5% налога, избежать обвинения в финансировании терроризма, отмывании денег и т.п.
Алексей Мушак на Blockchain & Bitcoin Conference Kyiv дал также интервью «Левому берегу»:
- Насколько я помню, в Верховной Раде лежит уже 4 законопроекта по криптовалютам. Может, было бы логично сначала принять нормативно-правовой акт, который дал бы определение всем понятиям, связанным с блокчейном, от койнов и токенов до смарт-контрактов?
- Мне кажется, в этом есть смысл, единственное что это надо делать в рамках закона – к этому уже пришли все. Второе: что касается упомянутых 4-х законопроектов, то нынешний проект закона поддержали также авторы всех прежних законопроектов. Потому что он достаточно долго разрабатывался совместно с деятелями криптоиндустрии. На самом деле будет два законопроекта: один по общему регулированию криптовалютной отрасли, второй – по налогам. Потому что таково украинское законодательство: налоги всегда регулируются отдельно.
В «налоговом» законопроекте как раз и прописаны все определения: что такое майнинг, что такое распределенный реестр (мы используем это понятие как более широкое, так как уже есть криптовалюты, которые основаны не на блокчейне), что такое криптовалюта, что такое токены, что такое виртуальные активы, что такое ICO-монеты (токен-активы). Все это мы прописываем, и мы видим, что в других странах идут по тому же пути.
- Из вашего выступления понятно, что вы хорошо знаете идеологию криптовалют.
- Я себя считаю приверженцем криптоанархизма. У меня есть своя версия того, почему в Украине «крипта» столь популярна. Потому что украинцы тысячу лет не имели своего государства, и любая власть считалась оккупационной, ничего хорошего от нее никогда не ждали. Считалось, что чем дальше от государства – тем лучше. Потому генетически у нас склонность к анархии.
Вторая история связана с Виктором Глушковым, который здесь основал сильную математическую, кибернетическую школу. Быть учеником Глушкова было очень круто, отсюда и очень большое количество украинских специалистов с хорошим знанием математики. Так на исконный украинский анархизм наложились очень хорошие математические навыки – так и родилась почва для криптоанархизма.
- Первое применение блокчейна – это была именно криптовалюта, Биткойн. То есть технология первым делом реализовалась в финансовой сфере. Не было ли у вас в этой связи желания позиционировать криптовалюты как финансовый инструмент? И именно в таком виде их имплементировать в украинскую экономику.
- Первоначально так и было: что криптовалюты – это финансовый актив, тогда мы подпадаем под четкое и ясное регулирование, и больше ничего нам не надо. Но мы наткнулись на один момент: тогда не работают договоры мены, то есть нельзя менять одну криптовалюту на другую. Это очень большая доля сделок в данной сфере, но по украинскому законодательству нельзя менять один финансовый актив на другой.
В противном случае придется переделывать все законодательство о финансовых активах. К тому же, как показывает практика, куда больше украинцев имеют на руках криптовалюты, чем акции. То есть криптовалютный рынок для Украины куда более важен сейчас, чем фондовый рынок. Это уже пусть фондовый рынок подтягивается к криптоиндустрии, а не наоборот.
- Оценка, по которой 13% украинцев владеют криптовалютами, – она, по-вашему адекватна?
- Смотрите, в опросе, о котором мы говорим, указывалось, что криптовалютами владеет 13% городского населения Украины, имеющего доступ к интернету. Еще важный момент, что 70% населения поддерживает свободное обращение криптовалют и их законное использование в стране. Это, наверное, самый высокий показатель поддержки какой-либо реформы, такого нет больше нигде в стране. Ни налоговая реформа, ни земельная, ни медицинская, никакая другая не имеют таких показателей поддержки.
- Вы рассматриваете криптовалюту как вид токенов. Но ведь принципиальное отличие криптовалюты от токенов в том, что первая имеет собственный блокчейн, а токены создаются на чужом блокчейне. Почему вы классифицируете именно так?
- То, что вы по традиции называете токенами, в нашем законопроекте обозначено как токен-активы (виртуальные эквиваленты акций). А токен в общем смысле понимается более широко: он может быть как на своем, так и на чужом блокчейне. Токен, по законопроекту, – это виртуальный актив с криптографической защитой.
В мире пока еще нет сколько-нибудь единого, принятого большинством стран, криптовалютного законодательства. Это позволяет Украине, не теряя времени, выработать собственные правила, комфортные именно для ее бизнеса. Это позволит украинским криптобизнесменам стать конкурентоспособными и на мировом, и на внутреннем рынке.