Как опустошили казну
Во второй половине июля 2018 года украинские пенсионеры не получили свои деньги в привычный срок. Задержка выплаты пенсий составила от недели до 10 дней, после чего в конце месяца выплаты возобновились. 27 числа Пенсионный фонд отчитался, что завершил финансирование всех пенсий за июль. За счет займа Госканзначейства.
Задержу выплат в Пенсионном фонде назвали «смещением графика в связи с кассовыми разрывами поступлений Единого социального взноса», который является главным источником пополнения Фонда.
На самом деле Пенсионный фонд уже давно не может финансировать себя только за счет ЕСВ. Отчисления работающих граждан не закрывают всех потребностей Фонда в деньгах, поэтому около половины всех пенсионных выплат — это дотации Пенсионному фонду из госбюджета. То есть несмотря на бесконечные «пенсионные реформы», Пенсионный фонд остается дефицитным. Более того, кажется, «пенсионные реформы» приводят к незапланированному росту дефицита Пенсионного фонда.
И правительство, и депутаты в предвыборный год наперегонки стараются подкупить завсегдатаев избирательных участков ростом социальных выплат, не сильно заботясь о том, откуда на эти выплаты деньги берутся. В конце года бюджет верстается на базе заведомо ложных предположений, что приватизация принесет в казну золотые горы или что бизнес вдруг начнет работать по-белому. Лишь бы баланс сошелся. А к середине бюджетного года выясняется, что и с доходами не так гладко, и расходов больше, чем ожидалось.
В итоге незапланированный дефицит Пенсионного фонда за январь-июль 2018 года достиг 8,5 млрд гривен. Такую цифру озвучила главный экономист инвесткомпании Dragon Capital Елена Белан. Расходы на выплаты пенсий выросли за этот период на 43% из-за повышения выплат в рамках «пенсионной реформы», «осовременивания пенсий», увеличение пенсий военным.
Незапланированный рост дефицита Пенсионного фонда автоматически привел к незапланированному росту дефицита госбюджета, потому что нехватку денег в фонде закрывает казна. К концу месяца сумма средств на едином казначейском счете Украины составила всего 1,995 млрд гривен. Это самый низкий показатель с января 2014 года.
Остаток средств на счетах Госказначейства на начало сентября составлял 27 млрд гривен. Много это или мало? Год назад на эту же дату в казне было 63 млрд.
На голодном пайке
Госказначейство можно сравнить с банком, говорит бывший и.о. министра финансов Украины Игорь Уманский. В этом специальном банке держит свои счета не только правительство. Там же хранят деньги местные власти, находятся остатки на НДС-счетах бизнеса. Там же — средства таможни, часть которых — денежный залог для гарантии уплаты таможенных платежей. То есть это средства бизнеса, которые временно резервируются на счетах таможенных органов.
На 1 сентября 2018 года, по подсчетам Игоря Уманского, на счетах Госказначейства должно было отображаться минимум 79 млрд гривен (без учета остатков правительства), из которых 63 млрд гривен местных бюджетов, около 7 млрд гривен НДС и около 7 млрд гривен на счетах таможни, около 2 млрд других клиентов. В наличии лишь 27 млрд, следовательно, денег правительства на казначейский счетах - минус 52-53 млрд гривен. И это еще далеко не худший показатель по этому году.
Говоря фигурально, центральное правительство залезло в карманы местным властям и бизнесу, чтобы поддерживать расходы госбюджета. Теперь если все местные бюджеты одномоментно попробуют снять свои деньги со счетов Госказначейства, ничего не получится — этих денег в казне попросту нет. Точно так же в проблемном банке формально есть деньги вкладчиков, но на деле банк выплаты ограничивает. Это еще не банкротство, ведь банк не отказывается от своих обязательств. Но назвать такое финучреждение надежным и устойчивым язык не поворачивается.
Правительство оказалось в сложной ситуации не только из-за незапланированных пенсионных выплат, хотя это и важный фактор. Растут объемы коммунальных субсидий, буксует программа приватизации госсобственности, не выполняются планы по заимствованиям, перечисления НБУ меньше, чем хотели бы на улице Грушевского, а «Нафтогаз» не спешит выплачивать дивиденды.
Дела так плохи, что в конце августа Кабмину пришлось привлечь 725 млн долл. в обмен на долговые бумаги с выплатой в 2019 году под 9,1%, чтобы уже через несколько дней вернуть 444 млн долл. процентного дохода по долговым бумагам 2015 года.
Надежды на МВФ
Спасением для правительства могло бы быть решение МВФ о перечислении очередного транша в рамках кредитной программы. И хотя средства Фонда пойдут напрямую в резервы Нацбанка, а не в бюджет, это будет знаком для других иностранных инвесторов и кредиторов.
После позитивного решения МВФ по траншу в размере 1,9 млрд долл., говорит бывший министр финансов Александр Данилюк, Украина могла бы разместить долговые бумаги на сумму около 2,5 млрд долл. по приемлемой цене, получить 1 млрд евро макрофинансовой помощи ЕС и 800 млн долл. в виде гарантий Всемирного банка.
Еще 1 июня 2018 года, будучи в кресле министра, Александр Данилюк разослал каждому депутату письмо с просьбой немедленно принять закон об антикоррупционнм суде и разблокировать финансирование от МВФ.
"В случае срыва программы расходы бюджета 2018 года должны быть сокращены на сумму около 4 млрд долларов. Для стабилизации ситуации государство будет вынуждено тратить свои золотовалютные резервы, что приведет к девальвации гривны и скачку инфляции", - писал Данилюк.
Закон об антикоррупционном суде был принят 7 июня, но оставалось еще одно невыполненное обязательство Украины перед МВФ — повышение цен на газ для населения до уровня цен на импортный газ. Правительство должно было постепенно менять цены, но не делало этого под надуманным предлогом. До сих пор нет ясности в этом вопросе, хотя НБУ в своих прогнозах учитывает рост цен на газ для населения на 25% в 2018 году.
Визит миссии МВФ в Украину 6-19 сентября не добавил ясности. Журналист Юрий Дощатов из «Українських Новин» со ссылкой на свои источники написал, что Фонд выдвинул ещё одно требование к Украине — принятие реалистичного бюджета на 2019 год. И хотя чиновники не подтверждают существования нового требования, факт налицо — переговоры c МВФ подозрительно затянулись. Между тем министр соцполитики Андрей Рева уже допустил новые задержки с выплатами пенсий в случае срыва переговоров с Фондом.