Журналистка Татьяна Высоцкая сообщила об этом в фейсбуке во второй половине дня в субботу, 2 сентября, после чего новость стремительно распространилась по социальным сетям. Директор Института национальный памяти Владимир Вятрович написал на своей странице, что Институт готовит обращение в Генеральную прокуратуру и полицию, а от одного из популярных блогеров и активистов Майдана Дмитрия Ризниченко прозвучал призыв устроить у магазина в воскресенье акцию протеста. Протест, правда, закончился погромом витрины магазина, сожжением шин под его входными дверями и появлением на стенах надписей, призывающих владельца никогда больше так не делать. Но несмотря на возможные расхождения в вопросе, нужно ли было применять столь радикальные меры, защитников граффити объединяет главная идея – память о событиях Майдана должна быть сохранена в публичном пространстве Киева.
Место и память
Когда говорят о сохранении и защите памяти, подразумевают обычно сразу несколько измерений. Первое – это, прежде всего, законодательное, касающееся материального наследия. Каждое государство имеет определенный свод норм, направленных на сохранение исторических достопримечательностей. Конечно, вопрос, что именно считают историческим памятником в том или ином обществе, зависит от многих факторов. В случае смены политического режима новая власть даже может напрямую атаковать памятники, установленные в предыдущий период, но иногда достаточно не проявлять инициативы в их охране для того, чтобы достопримечательности предыдущей эпохи исчезли как бы сами собой, в следствие «народной инициативы».
Важно понимать, что в вопросе защиты памятников есть и другой уровень – символический. В 1980-х французский историк Пьер Нора предложил такое понятие как «место памяти» (lieu de mémoire), где сохраняется символическая память общества о важных для него событиях. При чем, местом памяти не обязательно может быть именно географическое (материальное) место, но и событие, купюра с изображением исторической личности или почтовая марка, популярная песня или книга – любое узнаваемое явление, за которым стоит целый набор сюжетов. Даже слово может стать таким местом памяти. Например, вряд ли кто-то в Украине не вспомнит о защите Донецкого аэропорта зимой 2015 года, услышав слов «киборг».
Майдан является местом памяти в обоих смыслах. Буквально как площадь, где зимой 2013-2014 годов проходили протесты, строились баррикады и были убиты люди, и как понятие, подразумевающее радикальные изменения в современной украинской истории. Физические трансформации, которые тогда претерпел Майдан как часть городского пространства, являются определенными отмычками к памяти о нем на символическом уровне. Простреленный фонарный столб на Институтской, импровизированные памятники из остатков амуниции защитников Майдана или граффити на стене здания Академии наук актуализируют воспоминания и оживляют их.
Память и диалог
Некоторые пользователи описывали в сети свои ощущения от новости о граффити как физическую боль или тошноту, и это не случайная метафора (напр.). Как пишет немецкая исследовательница памяти Алейда Ассман, воспоминания определяют принадлежность к той или иной Мы-группе и конституируют идентичность человека, его самоопределение. Попытки их уничтожить (даже неумышленные) могут вызывать острую реакцию гнева и злости, поскольку воспринимаются как личные атаки. Человек хочет защитить себя и пространство своих воспоминаний.
Как это можно сделать? Как уже было сказано, память о событиях такого масштаба находится под защитой государства. По информации Тимура Бобровского, одного из сооснователей Музея Майдана, граффити на Грушевского подпадали под действие Закона Украины об охране культурного наследия. Ведь еще в 2014 году всё здание было внесено в Государственный реестр недвижимых памятников истории Украины как связанное с событиями Майдана. Владислава Осьмак, директор Центра урбанистических студий при Киево-Могилянской академии, считает, что одна из причин произошедшего с граффити – это отсутствие налаженной коммуникации между Министерством культуры и местной киевской властью. Ведь после внесения в реестр на здании должна была появиться соответствующая табличка.
Но не следует забывать, что в демократическом обществе государство не является монополистом в сфере памяти. Брифинг по поводу уничтожения граффити, проведенный в понедельник, 4 сентября, в Украинском кризисном медиацентре, собрал представителей самых разных заинтересованных групп и общественных организаций. Почти все они высказывались в оптимистичном ключе – случай с «Иконами революции» обратил внимание общественности на необходимость объединить усилия, чтобы сохранить память о Майдане. Так что, возможно, украинское общество только выиграет от этого акта вандализма, тем более, что сами граффити обещал восстановить их автор по оригинальным трафаретам, еще хранящим следы гари и сажи с улицы Грушевского образца зимы 2014 года.