ГлавнаяКультура

Большая стирка

Спикер Верховной Рады Александр Турчинов поручил сформировать новый Кабмин до четверга. А это означает, что у культурной среды наконец-то появился внятный дедлайн для того, чтобы повлиять на ситуацию и на пост не назначили человека, который никого не устроит, и с которым никто не будет знать, как сотрудничать.

Фото: Дарья Бадьер

Понимания того, каким должен быть профильный министр, нет у многих представителей профессиональной среды, собравшихся на Ассамблею деятелей культуры Украины, чтобы решить судьбу министерского кресла, а заодно и судьбу украинской культуры. Разделившись на цеха, “мытци” начали в хаотичном порядке делиться идеями, каждая из которых носила либо сугубо частный характер (“я - руководитель оркестра, нам негде давать концерты”), либо очень абстрактный (“нужно доносить до людей светлую энергию, а не деньги делить”). Ни то, ни другое в вопросе выбора руководителя Минкульта, равно как и в определении новой культурной политики Украины, помочь, естественно, не сможет. Можно было бы написать саркастический репортаж со вчерашнего заседания Ассамблеи, но, во-первых, лучше посмотрите фильм “Гараж” Эльдара Рязанова, а во-вторых, у нас катастрофически мало времени. Культуру могут слить так же, как это делали правительства всех лет независимости Украины.

О “недопустимости превращения гуманитарного блока в примитивно-идеологический” написал сегодня художник Александр Ройтбурд, и с ним нельзя не согласиться. По тому, как новая власть отнесется к вопросу реформирования культуры, можно будет судить о ее намерениях относительно остальных реформ. Вполне возможно, в четверг на пост министра культуры назначат Богдана Бенюка, и тогда представителям культурной сферы с Майдана можно будет точно не расходиться – нас будет ждать, как минимум, клерикализация и консерватизм партии ВО “Свобода”. А где есть эти два компонента - там будут закрытые выставки, списки запрещенных фильмов и книг и пугалки для Юго-Востока.

Непонимание Киевом Юго-Востока страны исходит, как мне кажется, от Запада Украины, который считает, что на Юго-Востоке - Оркланд

— Александр Ройтбурд

Что делать с министерством культуры? Расформировать - ответит кто-то, и его вполне можно понять, потому что отечественный минкульт ни с чем, кроме прачечной из известного анекдота, не ассоциириуется. Назначить туда Леся Подервянского/Ирену Карпу/Ивана Семесюка, потому что… Потому что это прикольно. Как вы, наверное, понимаете, “прикольно” - это не совсем то, что подходит украинской культуре.

Фото: Макс Левин

Минкульт развалить не получится хотя бы потому, что он и так уже развален. Он работает по инерции, оставшейся с советских времен, не принося в сферу культуры ничего, кроме миазмов пропагандистской зомби-культуры, которой место разве что в отдельных музеях для ностальгирующих членов КПСС. До сих пор не принят закон о меценатстве, до сих пор нет нормальных законов о кинематографе, до сих пор непонятная ситуация с музейными фондами, с “коллекцией” Дмитрия Табачника, которую ему “помогали” собирать наши культурные деятели, - таких нерешенных вопросов множество, каждая из культурных индустрий напишет вам по длиннющему списку.

Решить этот вопрос может только культурный менеджер с опытом работы в профессиональной среде. Не художник, не актер, не “хороший человек”. А профессиональный менеджер, который а) создаст условия для работы всех тех, кто вчера собрался на Ассамблею и пытался сделать за министра его работу; б) будет способен сформулировать концепцию развития украинской культуры.

Стоит ли говорить, что таких менеджеров в Украине можно посчитать на пальцах одной руки. Тем не менее, это не означает, что их нет и что их нельзя привлекать к работе в Министерстве культуры.

Вчера в Верховную Раду направили открытое письмо с критериями отбора такого менеджера на пост главы Минкульта. Критерии в чем-то спорные, но в целом вполне адекватные сложившейся ситуации:

  • опыт управления культурными институциями или долгосрочными проектами, “весомыми для культурного сообщества и аудитории”;
  • знание того, как культурой управляют в Европе, не на штампах и вырванных из контекста примерах (мой любимый - зарабатывающие деньги музеи во Франции, с которыми экс-министр Кулиняк пытался сравнить украинские музеи), а на системном уровне;
  • хорошая репутация и доверие со стороны профсообщества;
  • отсутствие опыта работы госслужащим (спорный пункт, но все же он есть);
  • признание кандидатом в министры желания внедрять принципы демократии и прозрачности министерства. Иными словами: клятва на мизинчиках, только с, надеемся, более серьезными для кандидата последствиями, если клятва не будет исполнена.

Говорят, что письмо есть у Вячеслава Кириленко, главы комитета ВР по вопросам культуры и духовности. Говорят, что Кириленко готов прислушаться к общественности и донести ее глас до тех, кто сейчас с таким рвением пилит министерские портфели. Но, судя по заявлению главы фракции “Батькивщины” Арсения Яценюка о том, что в новый Кабмин войдут “люди Майдана, такие, как Мусий, Богомолец, Квит, Игорь Луценко, Руслана. Это люди, которые ассоциируются с победой”, становится ясно, что понимания того, что означают требования Майдана проконтролировать распределение министерских портфелей, у новоиспеченной власти нет. “Ассоциация с победой” – это, конечно же, прекрасный критерий для выбора министров.

Тем не менее, в разговорах вокруг портфеля министра культуры всплывает несколько фамилий.

Олеся Островская-Лютая, руководитель программы "Динамичная культура" в Фонде "Развитие Украины". Это фонд Рината Ахметова, но за счет этой грантовой программы профинансирована куча всего - от поездок режиссеров на кинофестивали до проекта "Динамический музей". Обо всем этом можно почитать на сайте фонда. Кандидатура Островской активно поддерживается музейщиками, о чем они открыто заявляют по итогам заседания своего цеха в Ассамблее, но не только: по наблюдениям LB.ua, она – один из наиболее поддерживаемых в сообществе претедентов, ко всему прочему, подтвердивший свое желание взяться за дело.

Олеся Островская-Лютая
Фото: www.istpravda.com.ua
Олеся Островская-Лютая

Имя Владислава Троицкого всплывает первым у многих, кто задумывается над кандидатурой министра культуры. Владислав – театральный режиссер, основатель фестиваля Гогольфест, вдохновитель появления музыкальных групп ДахаБраха и DakhDaughters. Свое выдвижение в министры культуры Троицкий не подтверждает, но и не опровергает.

Фото: Макс Левин

Музейщики выдвигают еще двоих кандидатов (в отличие от всех остальных “цехов”, они сподобились оформить свои конкретные пожелания по части претендента на пост главы Минкульта) – Олеся Пошивайло, директора Института керамологии и историка, и Василия Рожко, директора историко-культурного заповедника “Тустань” во Львове.

Олесь Пошивайло
Фото: artarsenal.in.ua
Олесь Пошивайло

На Ассамблее фигурировало еще одно имя – Владимира Африкановича Никитина, человека, судя по отзывам знакомых с ним людей, умного и образованного, имеющего опыт культурного менеджмента, но, увы, затесавшегося со своими публикациями на сайте “Украинского выбора” Виктора Медведчука. Кто знает, является ли это критерием для люстрации, но повод для беспокойства все же имеется. Впрочем, кандидатура Никитина, при всей своей привлекательности для тех, кто его знает, вряд ли является реальной.

Владимир Никитин
Фото: www.archipelag.ru
Владимир Никитин

А вот кто является реальным претендентом на культурный портфель, так это Евгений Нищук, “голос Майдана”, известный украинский актер. Он фигурирует в списках возможных министров будущего правительства как раз как “человек Майдана”. Нищук подходит под определение Арсения Яценюка, но не подходит под критерии, сформулированные сообществом. Есть надежда, что и сам Евгений это прекрасно осознает.

 Евгений Нищук
Фото: reporter.vesti.ua
Евгений Нищук

Игорь Лиховой – это имя тревожно мелькало в новостях, но, судя по всему, безосновательно. Сам Лиховой сообщил, что узнает о своем вероятном назначении из интернета, хотя и Леонид Новохатько когда-то тоже так говорил. Как бы то ни было, Лиховой - из старой гвардии: был министром культуры в правительствах Юрия Еханурова и Виктора Януковича, а до этого служил гендиректором Шевченковского национального заповедника. Сейчас, по его словам, Лиховой занимается экспертной оценкой культурных ценностей, нажитых непосильным трудом Виктором Януковичем в Межигорье.

Игорь Лиховой
Фото: www.radiosvoboda.org
Игорь Лиховой

Если вы думаете, что культура - это где-то далеко, в музейных запасниках, поймите одну простую вещь: Межигорье и дом экс-генпрокурора Пшонки, фотографиями из которых можно пытать людей, – это результаты, прежде всего, культурной катастрофы. Иконы в золотых рамах в сочетании с телефонами “специалистов” по изгнанию бесов, портреты в образе Цезаря из фильма про Астерикса и Обеликса, золотой батон, в конце концов, – это закономерное следствие того, что министр культуры в Украине нужен был только затем, чтобы спеть на открытии международного кинофестиваля.

Не знаю, как вам, а мне уже надоело писать о Министерстве культуры, как о “прачечной”, и надоело, когда на пост главы огромного ведомства прочат кого угодно, лишь бы поржать. У нас есть шанс выработать четкие требования к человеку, который должен заняться тем, о чем мы с вами уже давно говорим - культурной политикой. Давайте его не проморгаем. До четверга еще есть время.

Дарія БадьйорДарія Бадьйор, критикиня, журналістка
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram