ГлавнаяКультура

Берлин – Киев

В субботу в Берлине раздали призы 64-го кинофестиваля. С решением международного жюри во главе с продюсером Джеймсом Шамусом практически никто из критиков не согласился. Это нормально: предпочтения жюри на кинофестивалях, как правило, редко совпадают с личными симпатиями кинокритиков (в этом плане прошлогодние Канны – едва ли не историческое исключение из правила). При этом основной конкурс Берлинале многим показался очень слабым – фильм-победитель “Черный уголь, тонкий лед” тоже никто особо не жаловал.

Чтобы купить билет на нужный сеанс, зрители занимают очередь с вечера и ночевали возле касс
Фото: Дарья Бадьер
Чтобы купить билет на нужный сеанс, зрители занимают очередь с вечера и ночевали возле касс

Вообще Берлин оставляет впечатление очень домашнего киносмотра, вроде нашей “Молодости” (не зря же ее в ее программе можно найти много фильмов из Берлина) или кинофестиваля в Лондоне. Отчасти – это из-за того, что Берлинале, равно как фестивали в Киеве и Лондоне, предназначен в том числе и для зрителей (в отличие от Канн). В 2013 году Берлинский кинофестиваль стал одним из самых финансово успешных за всю историю: на показы было продано свыше 300 тыс билетов – количество, которое Киеву пока что, к сожалению, даже не снится. Правда, зрительский и журналистский ажиотаж иногда вылезает Берлинале боком: к такой очереди, как выстроилась перед пресс-конференцией с Джорджем Клуни, организаторы явно были не готовы.

Еще одно напоминание о родной “Молодости” – разношерстность конкурса. Тут вам и хит (Уэс Андерсон), и очевидный фаворит (Линклейтер), и куча “темных лошадок”, выходящих вперед разве что на церемонии награждения (три азиатских фильма, взявших в итоге награды), и фильмы, на просмотре которых ты тщетно пытаешься понять, что хотели сказать отборщики Берлинале, взяв их в конкурс одного из самых важных кинофестивалей в мире (“Двое в городе” Рашида Бушареба, “Стратос” Яниса Экономидиса). Директор киносмотра Дитер Косслик говорит, что программа формируется таким образом, чтобы представить все многообразие индустрии – от дебютов до хитов. В общем, Берлинале – это супермаркет кино №1.

Впрочем, концептуальная разница между Берлинским фестивалем и “Молодостью” все равно ощущается. “Молодость” подводит итоги года в кинематографе дебютантов, а Берлинале пытается нащупать тенденции года начинающегося. В этом году в берлинском конкурсе было много фильмов о детях, взрослении и (само)воспитании – темы, очень близкие и “Молодости” в том числе. Будет ли берлинская программа хотя бы частично представлена в Украине, сказать сложно, но мы попытаемся составить список того, что оставило след в душах киноманов и кинокритиков после Берлинского кинофестиваля, и чего все-таки стоит ждать.

Кадр из фильма "Отрочество"
Фото: berlinale.de
Кадр из фильма "Отрочество"

Фильмом номер один в основной программе Берлинале стала драма Ричарда Линклейтера “Отрочество”.

“Отрочество” было негласным фаворитом основного конкурса Берлинале еще до своей премьеры в четверг, 13 февраля. Как и знаменитая трилогия Линклейтера с Итаном Хоуком и Жюли Дельпи (“Перед восходом солнца”, “Перед закатом” и “Перед полуночью”), “Отрочество” снималось очень долго: 12 лет с одними и теми же актерами. Каждый год-полтора Линклейтер возвращался к фильму и снимал очередной эпизод из жизни своих героев. При том, что в фильме не показано ничего особенного - простой быт американской семьи, зрелище, если верить критикам, - завораживающее, с блестящими диалогами и актерской игрой. Одним словом, чего этому жюри в голову взбрело не дать Линклейтеру “Золотого медведя” - никто не знает.

Когда ждать в Украине: прошлый фильм Линклейтера, “Перед полуночью”, показывали вне конкурса Одесского кинофестиваля. Очень хотелось бы, чтобы кинофестиваль продолжил традицию с показом фильмов этого режиссера. Никаких подтверждений пока нет, одни пожелания.

Кадр из фильма "Крестный путь"
Фото: berlinale.de
Кадр из фильма "Крестный путь"

Второй фаворит критиков, тоже без наград не оставшийся: немецкая картина “Крестный путь”, снискавшая успеха у журналистов на почве своей антиклерикальности. Это 14 сцен, каждая из которых снята без монтажных склеек, - о том, как 14-летняя девочка Мария, воспитанная в семье религиозных фанатиков, решает принести себя в жертву во имя спасения брата.

Фильмы о разочаровании европейцев в институте церкви снимать стало модным в последние несколько лет: особенно отличился на этом поприще австриец Ульрих Зайдль, чей “Рай: Вера” наделал шуму в Венеции два года назад. Немцу Дитриху Брюггеманну приписывают продолжение славных традиций Зайдля, в связи с чем и хвалят. На пару со своей сестрой Анной, Брюггеманн в субботу получил приз за лучший сценарий.

Когда ждать в Украине: украинцы, в отличие от немцев, в религиозных институтах не разочарованы, но это не значит, что призер Берлинского кинофестиваля окажется без внимания украинских отборщиков. В конце концов, на “Молодости” есть прекрасная программа “Немецкая волна”: если увидите там “Крестный путь”, то будете знать, о чем идет речь.

Кадр из фильма "71"
Фото: berlinale.de
Кадр из фильма "71"

Один из фаворитов LB.ua, который берлинское жюри, к сожалению, оставило без внимания: британский дебют “71” режиссера Яна Деманжа. Деманж пришел в кино с телевидения, сняв популярные в Британии сериалы “Top Boy” и “Criminal Justice”. “71” - это отличный триллер (характеризующийся прекрасным словом “nail-biter”) о том, как солдат внутренних войск попадает в зону гражданского конфликта и пытается там выжить (знакомая тема, не правда ли?). Солдат Гэри - британец, конфликтующие стороны - ирландцы Белфаста времен так называемых Troubles - противостояний 60-70-годов (действие фильма происходит в обозначенном в названии 1971 году). Напарника главного героя убивают молодые революционеры, а на самого Гэри начинают охотиться как протестующие, так и британские спецслужбы, заподозрившие, что шастая по развороченному Белфасту он мог увидеть что-то, что не предназначалось для его глаз.

Дневные сцены сняты на пленку, ночные - на цифровую камеру, что создает до боли знакомое впечатление стрима онлайн-телевидения, все актеры - или подающие надежды, или уже подавшие надежды и не разочаровавшие британцы.

Когда ждать в Украине: поскольку это дебют, и очень хороший, то вполне возможно, его можно ждать в конкурсе “Молодости”, если отборщикам он понравится так же, как и нам.

Кадр из фильма "Голгофа"
Фото: reprisalfilms.com
Кадр из фильма "Голгофа"

Еще одна картина об Ирландии, теперь уже независимой: “Голгофа” Джона Майкла МакДонаха, получившая приз Экуменического жюри в параллельной секции “Панорама”. Джон Майкл - брат Мартина Макдонаха, автора наших любимых пьес про ирландских мизантропов и фильма “В Брюгге”, который утирает нос Квентину Тарантино. Джон Майкл дебютировал в режиссуре два года назад с фильмом “Ирландец” (в оригинале “The Guard”) - криминальной трагикомедией о полицейском, которого сыграл Брендан Глисон. В “Голгофе” главную роль тоже играет Глисон-старший (Глисон-младший, который Домхалл, появляется в картине, на минуточку, в роли каннибала, отбывающего срок в местной тюрьме), но тема выбрана другая. Скажем откровенно: мы попытались пересказать сюжет в двух словах, но поняли, что это бессмысленно. У МакДонаха переплелось и пресловутое разочарование в церкви, и то, что разочарование это иногда имеет довольно печальные последствия, и о том, кем видится фигура священника, и о многом другом.

Когда ждать в Украине: в отличие от остальных фильмов в этом списке, у “Голгофы” есть дата выхода в украинский прокат - 3 июля 2014 года.

Кадр из фильма "Два лика января". Кто бы мог подумать, что это - триллер
Фото: berlinale.de
Кадр из фильма "Два лика января". Кто бы мог подумать, что это - триллер

Внеконкурсный “Два лика января” с Оскаром Айзеком, Вигго Мортенсеном и Кирстен Данст - стилизованный под Хичкока, красивейший олдскульный триллер про афериста, его жену и грекоговорящего красивого американца (тоже нечистого на руку), которому приходится выручать обоих после того, как аферист нечаянно убивает частного детектива, пришедшего его разоблачать.

“Два лика января” - экранизация одноименного романа Патриции Хайсмит (“Незнакомцы в поезде” Хичкока снят по ее первому роману, она же написала пенталогию о талантливом Томе Рипли) и режиссерский дебют Хоссейна Амини, ответственного за сценарии “Драйва”, “47 ронинов” и “Белоснежки и охотника”. Набор странный, спорить не будем, но его собственный фильм от этого нисколько не страдает.

Когда ждать в Украине: выход “Двух ликов января” был назначен на конец января (каламбур случаен), но затем перенесен на неизвестный срок. Дата уточняется, но планы привезти фильм, очевидно, у дистрибьюторов есть, так что ждем.

Кадр из фильма "Во дворе"
Фото: berlinale.de
Кадр из фильма "Во дворе"

Еще один хороший внеконкурсный фильм Берлинале - “Во дворе” Пьера Сальвадори с Катрин Денев в главной роли. Она играет нервную женщину Матильду, чья обеспокоенность трещиной в потолке ее квартиры перерастает в паническую одержимость. Гюстав де Керверн играет флегматичного музыканта, оставившего свою карьеру и ушедшего из дому из-за депрессии. Он устраивается консьержем в дом, где живет Матильда и, как кажется на первых порах, помогает и ей, и себе справиться со своим тяжелым внутренним состоянием.

Если вдруг кому-то показалось, что французы разучились снимать хорошие трагикомедии, то вот пример того, как мы ошибались. “Во дворе” (в российской версии - “Женщина во дворе”) - очень грустный и вместе с этим очень смешной фильм.

Когда ждать в Украине: в России он выйдет в конце июня, у нас, думается, не раньше.

Кадр из фильма "Сквозь снег"
Фото: collider.com
Кадр из фильма "Сквозь снег"

“Сквозь снег” Пон Чжун Хо грозит стать новым guilty pleasure для всех нас - говорят, что это лучший бульварный сайфай со времен “Матрицы”. В Берлине двумя сеансами (что кощунство по отношению к зрителям) показали его режиссерскую версию - ту самую, за показ которой в США сейчас Пон Чжун Хо борется с братьями Вайнштейн. Ох, ну посмотрим, кто кого.

“Сквозь снег” - это основанная на графическом романе Жака Лоба "Le Transperceneige" антиутопия, в котором все оставшееся в живых человечество бесконечно едет в поезде по трансевразийской магистрали. Богатые едут первым классом, бедные, соответственно, в грязных и старых вагонах-трущобах. Революционера, недовольного такой адской несправедливостью, играет Крис Эванс, грозную надсмотрщицу над бедными слоями населения поезда - Тильда Суинтон, которая выглядит именно так, как на картинке выше.

Когда ждать в Украине: В Корее “Сквозь снег” вышел еще в августе, а вот до США и наших широт пока еще не добрался. Его должны были везти в Россию, но почему-то передумали (может быть, испугались показанной в нем революции), заставив всех, кто ждет фильма, молиться на дату выхода его на DVD, которая тоже пока что неизвестна.

Кадр из фильма "Открытый диапазон"
Фото: berlinale.de
Кадр из фильма "Открытый диапазон"

Фильм, который вы наверняка увидите в синефильских топах прошедшего Берлинале - это “Открытый диапазон” эстонца Вейко Ыунпуу, который участвовал в программе “Форум”. Это его третья полнометражная картина (первые две - “Осенний бал” и “Искушение святого Тыну”). “Диапазон” - о парне, которого настиг экзистенциальный кризис. Его увольняют за за рецензию на “Древо жизни” Терренса Малика, беременная девушка критикует его поэзию, а свой дебютный роман он забыл в редакции, откуда ему пришлось бежать от гнева редактора - в общем, не позавидуешь. Судя по отзывам критиков, Ыунпуу подает весь этот хипстерский набор на выцвевшей 16-мм пленке без занудства и с юмором, что уже немало, согласитесь.

Когда ждать в Украине: на каком-нибудь кинофестивале, или смотре эстонского кино, точно сказать нельзя, как это часто бывает с фестивальным кино.

Дарія БадьйорДарія Бадьйор, критикиня, журналістка
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram