ГлавнаяКультура

Зомбиапокалипсис

Тема надвигающегося конца света обрела такие масштабы за последнее время, что прониклись даже самые стойкие. Шутки про апокалипсис (по всей видимости, долгожданный для большинства населения Земли) стали едва ли не универсальным поводом для беседы, заменив разговоры о погоде, фотошопные миксы из фотографий урагана Сэнди и кадров из фильма “Послезавтра” перепечатывали даже серьезные СМИ, не говоря уже о том, что даже в самых отдаленных уголках планеты (в Украине, например) из конца света решили извлечь прямую выгоду.

Зомби довольны собой
Фото: Макс Левин
Зомби довольны собой

Массовая культура предлагает несколько вариантов сценария вероятного армагеддона. Практически все они, так или иначе, отражены в фильмах Роланда Эммериха - умного, но, вероятно, очень ленивого немца, решившего, что пословица “два раза в одну и ту же реку не войдешь” - это не про него.

Впрочем, есть один сценарий, не тронутый режиссером Эммерихом, вовремя переключившимся на Шекспира. Почему-то фантазировать на эту тему любят больше на Западе, в Украине же она не так популярна.

Про зомби уже снято миллион фильмов и столько же сериалов, “Ходячие мертвецы” Фрэнка Дарабонта считаются одним из лучших сериалов на современном телевидении, по мотивам зомби-сюжетов организовываются фестивали и флэшмобы - в общем, Запад вовсю отрабатывает тему оживших мертвецов с разной степенью отвратительности.

Конец света - модная тема, при помощи которой люди пытаются скрасить свое унылое существование. Хоть что-то интересное с ними случится — конец света.

— Доктор философских наук, заместитель директора Института социологии НАН Украины Евгений Головаха

В Украине, где нечисть не просто намертво прописана в культурных кодах (ну кто с содроганием не читал в детстве “Русалии” Валерия Войтовича), но просто-таки ходит по улицам вместе с обычными людьми, зомби как-то не очень жалуют. Возможно, потому что в украинской мифологии аналогов зомби можно отыскать хоть пруд пруди, но, вероятно, этому есть другая причина, более оторванная от полузабытых сказок о русалках и чертях.

Порою, когда я оглядываюсь вокруг в госучреждениях, вспоминаю бесконечные портреты Тараса Шевченко на покрашенных в тошнотворный зеленый цвет школьных стенах, алтари с вышитыми портретами главных фигурантов курса по украинской литературе и прочие бесподобные артефакты школьного интерьера, застрявшего в межвременьи, мне кажется, что зомбиапокалипсис в Украине уже давно наступил.

Могущественные мертвецы опекают молодую Украину, наставляя на путь истинный, а попутно высасывая у ее жителей мозг. Совсем как зомби из капиталистических комиксов.

Ожившие мертвецы интересны тем, кто уже оставил пережитки прошлых эпох, переварил их и топает дальше, на пути исторического прогресса или же к концу света. Европейские столицы тоже усеяны памятниками, но все они смотрятся скорее предметом городского интерьера, нежели объектом для поклонения. Чего только стоит позолоченная Жанна Д"Арк в Париже - девушка сидит на коне, у нее развиваются волосы, а в руке - флаг. Как бы изобразили ее у нас? Страшно представить? То-то же.

И эти - тоже довольны собой
Фото: Макс Левин
И эти - тоже довольны собой

У нас же едва ли не каждый памятник выполняет какую-то сакральную, иногда даже с откровенными чертами язычества, функцию - под памятником Тарасу Шевченко собираются украинские националисты, которые как будто вдохновляются его суровным взглядом исподлобья, к памятнику жертвам Голодомора ежегодно сходятся державные деятели разных уровней с тем, чтобы получить какую-то индульгенцию за свои грехи, зеленоватая женщина на Майдане призвана напомнить украинцам о независимости, но зачем напоминать о том, что и так уже есть?

Нездоровое отношение к отечественной истории - одна из причин культурного зомбиапокалипсиса в Украине. Вместо новых форм, построенных на базе богатого наследия, мы упиваемся стариной.

Меня всегда удивляло, почему никто еще не снял байопик о Тарасе Шевченко - удивительная была бы история. Выкуплен из рабства (привет, Квентин!), всегда хотевший заниматься живописью, но в итоге оцененный только за поэзию (которую вообще не считал своим призванием), - трагическая история. В роли Тарса Шевченко - Марк Стронг. Почему бы не взяться за экранизацию украинской классики (и здесь не о Гоголе идет речь, оставьте уже в покое Николая Васильевича, ему и так тяжко пришлось)? Экранизировать "Желтого князя" слабо? Зато тогда ни у кого никаких вопросов о статусе Голодомора не возникнет больше никогда.

Нет же, все сдают нормативы по количеству выученных стихотворений (мне в свое время пришлось осилить 19 за две недели), написанных сочинений про калиновую калину и так далее, надеясь, что они уйдут на откуп мертвецам, норовящим встать из своих могил.

Они уже встали, причем не по своей воле - потревоженные случайными всплесками болезненного патриотизма, перемешанного с чувством вины. Встали, и от нечего делать вгрызаются в тело и без того хрупкой украинской культуры. Конец света 21-го декабря? Это пустяки по сравнению с тем, что будет, когда зомби украинской истории доедят последнюю нашу извилину. Зберiгайте спокiй та гострiть вила.

Дарія БадьйорДарія Бадьйор, критикиня, журналістка
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram