Киевский апелляционный суд принял решение о мере пресечения пятому президенту, народному депутату "Европейской солидарности" Петру Порошенко в так называемом угольном деле по обвинению в государственной измене и содействии терроризму.
Суд оставил в силе решение Печерского райсуда о личном обязательстве. Об этом сообщил корреспондент LB из зала суда. Полный текст постановления будет оглашен 16 февраля.
Ходатайство прокуроров об аресте с залогом в 1 млрд гривен отклонили. Ходатайство адвокатов об отказе от какой-либо меры пресечения отклонили также.
Политик после оглашения решения заявил, что власти затягивают процесс.
Обжалование избранной Печерским райсудом меры пресечения – личного обязательства с требованием сдать загранпаспорта и не выезжать за пределы Киева и области без предупреждения – подавали и сторона защиты, и сторона обвинения.
Защита настаивала, что сдача загранпаспортов мешает внешнеполитической деятельности парламентария. Адвокаты просили отказаться от какой-либо меры пресечения.
Обвинение просило ужесточить и арестовать нардепа с возможностью залога. Прокуроры считают, что политик имеет возможность оказывать давление на фигурантов дела, а также скрываться от следствия.
Апелляционный суд должен был рассмотреть обжалование еще 28 января, но тогда заседание перенесли из-за того, что суд первой инстанции, то есть Печерский, с 19 января не мог передать материалы дела.
Напомним, об угольном деле стало известно осенью 2021 года. Тогда подозреваемыми были народный депутат ОПЗЖ Виктор Медведчук и бизнесмен Сергей Кузяра. Правоохранители обнародовали аудиозаписи разговоров Медведчука с представителями российских властей – вице-премьером правительства РФ Дмитрием Козаком, послом РФ в Украине Михаилом Зурабовым и помощником Путина Владиславом Сурковым. Во время этих разговоров, которые касались реализации угольных схем, нардеп утверждал, что у него есть гарантии от высших должностных лиц Украины – Петра Порошенко, тогдашней главы НБУ Валерии Гонтаревой и главы АП Бориса Ложкина.
По версии следствия, Порошенко в 2014 году вступил в сговор с Виктором Медведчуком и рядом других лиц, в том числе должностных лиц РФ, с целью реализации схем по поставке угля из ОРДЛО. Деньги за уголь якобы передавали наличными руководителям оккупационных администраций.
По утверждению следствия, Россия, чтобы не допустить усиления энергонезависимости Украины, при посредничестве Медведчука сговорилась с украинскими чиновниками, создавшими искусственные препятствия для поставок угля из ЮАР. Россия также заблокировала поставки угля, чтобы побудить Украину покупать его у предприятий на временно оккупированных территориях. В итоге Украина вынуждена была покупать уголь у двух предприятий у ОРДЛО, контролируемых оккупантами – ГП "Луганскуголь" и "Шахта имени Киселева".
Порошенко считает это дело политическим. Он убежден, что не окажется за решеткой.
Медведчук, несмотря на то, что ему просили арест с залогом в 1 млрд гривен, все время находился под домашним арестом. Кузяра был под стражей, но потом и ему сменили присечение на домашний арест.
По делу также фигурирует экс-министр энергетики Владимир Демчишин. Он находится за границей, есть разрешение на его задержание.
Порошенко, Медведчуку и Кузяре инкриминируют государственную измену (ст. 111) и содействие террористическим "ДНР" и "ЛНР" (ст. 268-3 УК Украины), экс-министру энергетики Владимиру Демчишину – только содействие террористам.
Статья о государственной измене предусматривает лишение свободы от 12 до 15 лет с конфискацией или без. Содействие террористам – лишение свободы на срок от 8 до 15 лет с конфискацией имущества или без таковой.