Выгодная война
Недавно ушел из жизни бывший министр обороны США Дональд Рамсфелд - человек, начавший самую длинную и наиболее дорогостоящую войну в истории американского государства. Речь идет об афганской кампании, которая в свою очередь стала предвестницей многих конфликтов на Ближнем Востоке.
Военная операция в Афганистане началась сразу после террористической атаки 11 сентября 2001 года - с легкой подачи того же Дональда Рамсфелда. Это был единственный случай, когда НАТО применила статью пятую Устава организации и вступила наряду с США в военное противостояние с боевиками «Аль-Каиды» на афганской территории. Потом, правда, окажется, что окружение Буша, куда входил и Рамсфелд, воспринимало операцию в Афганистане в качестве отправной точки для дальнейшего вторжения сил США в Ирак.
С 2001 года, с момента введения американского военного контингента в Афганистан для борьбы с «Аль-Каидой» и их союзниками, талибами, прошло двадцать лет. Это - достаточный срок для того, чтобы выиграть войну. Однако у США, которые имели в союзниках НАТО и путинскую Россию, одержать победу не получилось. Зато Вашингтон смог потратить на эту операцию колоссальные деньги.
Согласно экспертным оценкам специалистов проекта Costs of War (площадка, функционирующая на базе Брауновского университета - одного из самых престижных частных высших учебных заведений США - LB.ua), Вашингтон потратил на афганскую войну около $ 2,26 трлн. В отчете Пентагона за 2020 год указывается, что только расходы на ведение войны составили $ 815,7 млрд. Сюда входит обеспечение топливом, обмундированием, продовольствием, оружием и боеприпасами американских солдат. Остальная расходная часть - неслыханные кредитные займы США на войну ($ 530 млрд), медицинская помощь ветеранам ($ 296 млрд), восстановление афганского государства ($ 143 млрд) и прочее.
Примечательно, что $36 млрд, которые направили на строительство инфраструктуры Афганистана - на возведение плотин, мостов, больниц, школ и шоссе - были удачно списаны войной. Сразу после достройки тех или иных объектов талибы их спешно взрывали. Отдельно стоит упомянуть о $9 млрд, выделенных США на борьбу с продажей и распространением героина - согласно статистике, экспорт опия в азиатской стране достиг рекордных показателей.
Более того, несмотря на расходы, выделяемые американцами на обучение сил афганской безопасности, на их вооружение, за последние двадцать лет талибы только увеличили контролируемую ими территорию.
Вообще было странно наблюдать за войной, которая с противоположной стороны спонсировалась ключевыми союзниками США в регионе - Пакистаном и Катаром.
Теперь, спустя двадцать лет, Соединенные Штаты, так же спешно, как и начинали, заканчивают войну в Афганистане, сворачивая свой контингент. Президент Соединенных Штатов Джо Байден заявил, что вывод войск завершится до 31 августа (раньше запланированного срока).
«Мы поехали в Афганистан не для строительства нации. И это право и ответственность только афганского народа - решать свое будущее и то, как он хочет управлять своей страной. Ни одна нация никогда не объединила Афганистан. Империи приходили туда и не сделали этого», - акцентировал глава Белого дома.
Казалось бы, сказаны правильные слова - войну в Афганистане следовало давно завершить и вывести оттуда войска; наверное, уже после ликвидации в 2011 году Усамы бен Ладена и после того, как администрация Обамы начала расследование о нецелевом использовании средств, выделенных на восстановление и безопасность этой страны. Однако параллельно с этим необходимо было значительно усилить афганскую армию и сократить численность террористов.
Многие люди, специализирующиеся на проблемах региона, понимали: при выводе американских войск талибы начнут захватывать афганские территории, освобождать своих союзников из тюрем, уничтожать представителей афганских спецслужб, военных и их семьи. Эти мнения озвучивались как Трампу, так и Байдену. Однако бывший глава Белого дома невыгодную афганцам «мировую» подписал, а Байден ее воплотил в жизнь.
Сейчас же сбываются худшие прогнозы: согласно последним данным, «Талибан» захватил около 85% территории Афганистана.
На этом сюрпризы для афганских властей не закончились. Американцы - без надлежащего на то уведомления - молча покинули крупнейшую в стране авиабазу вблизи города Баграм. На этом объекте размещались масштабный парк боевой летной техники, огромный склад оружия и пять тысяч арестованных талибов. Пока афганские силы безопасности пытались понять, что к чему, «мародеры» вывезли с собой технику, оружие и продовольствие. Сколько им удалось украсть - неясно, так же как и непонятно, сколько боевиков осталось в камерах. Это - тайны авиабазы Баграм, о которых уже никто не узнает.
Хаос для/из России
Ранее, в одной из первых своих речей на посту президента США, Байден, говоря о будущем Афганистана, заявил: «Мы попросим другие страны в этом регионе, чтобы они приложили больше усилий для поддержки Афганистана. Особенно это касается Пакистана, а также - России, Китая, Индии и Турции», - сказал он.
Давайте теперь сравним несколько важных событий, которые все произошли примерно в одно и то же время.
Сначала талибы вышли на границу с Ираном и Таджикистаном. На иранской границе боевики захватили крупнейший КПП, около таджикской разделительной линии - повесили свой флаг. Сейчас сотни афганских военных и их семьи бегут от боевиков раз в Таджикистан. Параллельно на границе с Туркменистаном происходят столкновения с талибами: Ашхабад стянул туда дополнительные войска и боевую технику.
Можно, конечно, говорить, что талибы просто, что называется, отмечают границы своих владений - так, как делали боевики в Ливии после краха режима Каддафи, так же действовали иранские военные после вхождения американских войск в Ирак. Однако ситуация сложнее, чем выглядит на первый взгляд.
После продвижения к границам различных государств Средней Азии, талибы приехали на переговоры в Москву. Там российская сторона попросила боевиков дать гарантии ненападения на бывшие советские азиатские республики - членов ОДКБ. Более того, президент России Путин уже пообещал властям Таджикистана (где расположена крупнейшая российская база) военную поддержку в случае атаки талибов.
В день приезда боевиков в столицу РФ состоялся телефонный разговор Байдена с Путиным. Согласно официальным сообщениям, стороны говорили о кибербезопасности, однако - и это очевидно, - речь шла об Афганистане.
Ясно же, что талибы не остановятся на Афганистане, со временем они пойдут дальше - в Туркменистан (несмотря на пустынность территории), Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан, даже Казахстан. А это значит, что Москва должна сейчас что-то противопоставить этому. Кстати, показательно, что, войдя в Афганистан в 2001 году, американцы помогли российской власти избежать прямого столкновения с талибами, которые уже тогда намеревались прорвать южные рубежи.
Москва сейчас просит, чтобы боевики ей дали какие-то гарантии. Однако это - блеф. На самом деле Кремлю и его спецслужбам выгоден хаос на землях бывших советских республик - ведь тогда они попросят о вводе российских войск. Более того, согласно заявлениям ряда американских генералов, РФ уже давно помогала группировкам талибов, предоставляя им то деньги, то оружие.
Вот почему мы слышим такие слова от главы МИД РФ Сергея Лаврова: «То, что происходит в Афганистане, конечно, нас беспокоит исключительно с точки зрения возможного «перелива» проблем на территорию наших союзников».
Россия давно настаивала в переговорах с американцами на том, что «Талибан» - единственная структура, которая может что-то противопоставить террористам и ИГИЛ. И это при том, что «Исламское государство» - прямой наследник главного союзника талибов - «Аль-Каиды».
Что сказали представили делегации политического офиса движения «Талибан», будучи на консультациях в Москве? «Отдельно была отмечена твердая решимость группировки бороться с угрозой ИГИЛ в Афганистане и искоренять наркопроизводство на территории страны после прекращения гражданской войны», - говорится в сообщении российского внешнеполитического ведомства.
Через два дня с момента переговоров Путина и Байдена в российских СМИ появились сообщения: «На фоне наступления «Талибана» в Афганистане подняли голову другие исламистские группировки. Местные СМИ сообщают о том, что в Средней Азии готовится масштабное выступление движения «Исламское государство». Что же все это значит?
Возможности для Турции
А значит это готовность Москвы включиться в борьбу за регион, создать ситуацию, где, с одной стороны, будут талибы, а с другой - ИГИЛ. Причем обе эти структуры (частично) будут сотрудничать с РФ. Зачем они там Кремлю? Для противодействия Турции.
И «Талибан», и ИГИЛ - это мусульманские организации суннитского толка. Узбеки, туркмены, киргизы, казахи - тюркские народы, таджики - персы (однако они сунниты). Все это дает огромное поле для действий, маневра Турции, власти которой давно бредят идеей о создании большого тюркского государства в Средней Азии. А Россия Путина мечтает о другом - о воссоздании империи, о возвращении утраченных земель. Здесь наблюдается в перспективе прямой конфликт.
В начале июля Анкара уже заявила властям Киргизии и Таджикистана, что защитит их от афганских радикалов. Также стоит напомнить, что в июне - после переговоров с Байденом на саммите НАТО - президент Турции Реджеп Эрдоган сказал, что может сохранить военный контингент в Афганистане, если США согласятся предоставить соответствующую финансовую поддержку.
Вот и получается, что теперь Россия и Турция - как это было в Сирии - вступают в борьбу за контроль над региональным пространством. И речь идет не только об Афганистане, но и о большей части Средней Азии.
Отсюда, кстати, и история с ИГИЛ. Ведь боевиков этой структуры эффективно использовали в своих интересах спецслужбы многих стран - в том числе вышеназванных. Многие террористы «Исламского государства» приезжали из региона по указке силовых ведомств. И многие из боевиков могут проникнуть на территорию тех или иных среднеазиатских государств.
В Сирии все завершилось разделением между Россией и Турцией. Но все уже забыли, что главный ресурс, нефть, там контролируют американцы. Стоит напомнить, что база Баграм - американский объект, а вот аэропорт в Кабуле (который расположен в 47 километрах от авиабазы) находится под чутким наблюдением турецких сил. Как вы понимаете, талибы до афганской столицы не дошли. Есть вероятность, что все же дойдут. Вот распределение и началось.
Китай дает на откуп
Китай - еще одна страна, которую беспокоит усиление талибов в Афганистане. Пекин уже давно пытается выступать посредником между Кабулом и «Талибаном»; кроме того, он с самого начала был против вывода американского военного контингента. Дестабилизация Афганистана создает много дополнительных рисков для КНР.
Сейчас китайцы пытаются задобрить талибов - недавно были проведены консультации с движением. Пекин, в отличие от Москвы, решил не медлить, а открыто предложить боевикам деньги. Так, в КНР сказали, что сейчас готовы восстановить инфраструктуру Афганистана довольно удобным способом: они дадут деньги Пакистану (который во многом влияет на «Талибан»), а те поделятся своей долей с талибами.
«Мы можем поручиться, что Китай профинансирует восстановление Афганистана с помощью талибов через Пакистан. Китай - это кошелек Пакистана», - сказал источник в индийском правительстве изданию Financial Times.
Пекину необходимо задобрить талибов по нескольким причинам. Одна из них связана с безопасностью границ самого Китая. До ухода американцев правительство Китая выделяло деньги властям в Кабуле, финансируя создание горной бригады для патрулирования Ваханского коридора - узкой полоски земли, соединяющей два государства. Курсировала информация о желании китайцев создать военный тренировочный лагерь на этом месте. Джанан Мосазай, бывший посол Афганистана в Пекине, рассказывал, что Китай планировал провести контртеррористическую подготовку афганских войск на территории КНР.
Параллельно Пекин отправлял гуманитарную помощь и медикаменты в Афганистан. Однако сейчас ситуация сильно изменилась.
Китаю нужно быстро задобрить талибов. Ведь не секрет, что «Талибан» (и Аль-Каида) поддерживает террористическую группировку - Исламское движение Восточного Туркестана (ИДВТ). Последнее пытается подорвать безопасность в пограничном китайском Синьцзян-Уйгурском автономном районе. В этом округе проживают уйгуры - тюркский народ, мусульмане - сунниты. ИДВТ хочет создать независимое шариатское государство на территории Китая и обратить весь китайский народ в ислам.
Пекин, конечно же, беспокоит, что враждебная, сепаратистская идеология, вооружение проникают в Синьцзян-Уйгурский округ. Их также смущает перспектива еще большей радикализации автономии, поэтому Национальная освободительная армия Китая несколько дней назад провела военные учения на территории этого района. Кроме пехоты были задействованы РСЗО PHL-11 (аналог советской системы «Град»), а также 122мм САУ PCL-161.
Вместе с тем власти КНР видят и перспективу в кооперации с «Талибаном». Вкладывая деньги в развитие Афганистана, а следовательно в режим талибов, китайцы хотят использовать богатую ресурсами афганскую территорию для расширения своего экономического и торгового влияния, усиливая зависимость среднеазиатской страны от проекта Один пояс, один путь (ОПОП).
До ухода американцев Пекин пытался понемногу инвестировать в Афганистан, получая разрешение на добычу меди в руднике «Мисс-Айнак» и нефти на трех участках в бассейне Амударьи на северо-западе страны. Сейчас - если китайцы действительно хотят обеспечить себе безопасность на границах, - им придется усиленно вовлекать режим талибов в проект ОПОП, а также в Китайско-пакистанский экономический коридор (КПЕК). Пекину нужно будет вкладывать значительные деньги в развитие инфраструктуры Афганистана и параллельно тратить больше средств на оборону границ.
Правительству Китая, несмотря на то, что ранее оно таким желанием вовсе не горело, также придется тратить деньги на усиление безопасности стран региона, входящих в систему ОПОП, а также тех государств Средней Азии, где размещены значительные китайские инвестиции. Вот почему ныне министр иностранных дел КНР Ван И в спешном порядке уехал в турне в Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан.
***
На сей раз уход США из Афганистана - это не о сворачивании операций. На смену военным придут гражданские из ЦРУ и других спецслужб. Это - о создании проблем для тех игроков, которые сейчас пытаются активно противодействовать Соединенным Штатам. Афганистан - это проблема для России, Турции, Ирана (который уже провел консультации с «Талибаном»), Китая. Ни одно из этих государств не сможет одержать победу в регионе. А значит - ослабнут все. Вот что такое «имперское перенапряжение». Сами же США не уменьшат, а наоборот, увеличат военные расходы - в том числе с точки зрения противодействия России. А вот РФ и Турции придется тратить много денег на Среднюю Азию. Поэтому решение Байдена не такое уж и алогичное, как многие думают.