После первых недель простоя, когда казалось, что популисты могут только болтать, желто-зеленое (по партийным цветам) правительство Сальвини-Ди Майо «вошло в рабочий ритм» и заставляет говорить о себе с новой силой. Уже не только в Италии, но и во всей Европе.
Они в самом деле принялись воплощать свою безумную программу, или, как они ее называют, «контракт правительства». Как тут не процитировать острословов из соцсетей: «Это первое последовательное правительство: они не только провозглашают глупости, но и в самом деле воплощают их».
«Декрет небезопасности»
Новостью этой недели стал давно анонсированный так называемый «декрет Сальвини».
Этот документ - «закручивание гаек» по многим позициям. Он предлагает усложнить получение итальянского гражданства иностранцами, расширить возможности отобрать у мигранта уже полученное гражданство при совершении им некоторых преступлений.
Серьезно ограничивает права просителей убежища: им будут автоматически отказывать в нем в случае вынесения обвинительного приговора уже в суде первой инстанции. Кроме того, документ отменяет вид на жительство по гуманитарным мотивам (который, кстати, получали некоторые категории украинцев), кроме единичных случаев. И практически демонтирует СПРАР (Система защиты просителей убежища и беженцев).
Если декрет все же станет законом (он должен быть еще подписан Президентом), то последствия для страны могут быть весьма неприятными. Вид на жительство по гуманитарным мотивам можно отменить, но разве беженцы и их проблемы от этого исчезнут? Депутат от ныне оппозиционной Демпартии Лия Квартапелле напоминает, что сейчас в Италии четверть просителей убежища получает именно вид на жительство по гуманитарным мотивам. И в следующие два года около 39 тысяч таких документов истекут и должны быть обновлены. « При нынешних темпах репатриации только шесть тысяч из них будут возвращены на родину, а 33 тысячи останутся», - объясняет Квартапелле. То есть пополнят ряды нелегалов, с которыми вроде бы борется Сальвини.
Репатриация выглядит простым и легким решением только в слоганах популистов. На самом деле, за этим стоит кропотливая работа дипломатов: если не достичь четких договоренностей со странами, которые должны принимать обратно своих граждан, куда же тех высылать?
Не менее угрожающие последствия может иметь демонтаж СПРАР. Сегодня это центры, которые расселяют мигрантов точечно маленькими группками и занимаются их интеграцией. Там учат итальянскому языку, предоставляют психологическую помощь (ведь часто речь идет о жертвах насилия), общественным правилам поведения в новой стране (как сортировать мусор или оплачивать коммунальные услуги). Декрет предлагает оставить в СПРАР только несовершеннолетних и лиц, находящихся под международной защитой. Все остальные должны быть переведены в центры, где они живут большими группами и где им предоставляется только пища и жилье, без каких-либо курсов интеграции или психологической помощи.
Многие мэры городов встревожены: зачем трогать систему, которая хорошо работает? Зачем создавать практически аварийную ситуацию на ровном месте? Ведь понятно, что если сконцентрировать большие группы неинтегрированных людей, без денег, без работы и часто без документов, то это создаст идеальную среду для криминалитета. «Будущее безопасности в демократических системах в следующие 20 лет разыгрывается на поле интеграции…Эти два решения (отмена гуманитарного вида на жительство и демонтаж СПРАР — авт) закладывают бомбу с часовым механизмом под наше общежитие», считает бывший глава МВД Марко Миннити и продолжает: «этот декрет войдет в историю как «декрет небезопасности» - его результаты будут прямо противоположны задекларированным».
Но, говорят некоторые, возможно, Сальвини именно этого и хочет! А именно: ухудшения криминогенной обстановки, повышения градуса нервозности в обществе и, как следствие, легких голосов. Понятно же: вот она, проблема, а вот Сальвини, который «хочет ее решить». Пока что ему все удается: социологические исследования показывают рост его «Лиги».
Правда, на сегодня есть сомнения в том, что «декрет Сальвини» пройдет в нынешнем виде: едва ли все его нормы — конституционны.
Рассерженные белые ретрограды
Еще более ужасный законопроект правительство Ди Майо — Сальвини держит пока в запасниках. Вернее, так называемый «декрет Пиллона» пока сделал только первые шаги к тому, чтобы стать законом. Но если это случится, Италия станет уникумом. И совсем не позитивным. Этот декрет в защиту традиционной семьи предлагает отменить алименты, ввести фигуру обязательного посредника в семейных спорах, оплачиваемого за счет самой разводящейся пары. А детей предлагается заставить жить буквально на два дома, проводя по полмесяца у каждого из родителей. В случае если один из родителей остается жить в семейном жилье, то он должен платить аренду по рыночным ценам другому родителю. Кроме того, автор проекта считает, что для блага детей их нужно отправлять в приюты, если они плохо говорят или не хотят видеться с одним из родителей!
У любого человека, наделенного здравым смыслом, от этих предложений волосы встанут дыбом. Отменить алименты и «напрямую содержать ребенка в свою часть совместного времени с ним», платить аренду другому….? Это все в стране, где половина женщин трудоспособного возраста не имеет работы и еще добрая часть работает парт-тайм?! Отправить ребенка в приют, если он не хочет видеться с одним из родителей? А если этот родитель — абьюзер? В общем, понятно, что, как и с декретом Сальвини, цель — другая. Не «поставить в центр интересы ребенка», как задекларировано, а не дать женщинам выйти из брака. Даже если в нем есть насилие.
Робин Гуды наоборот
В общем, понятно, что все «перемены» «правительства перемен» направлены на то, чтоб откатить страну назад, к временам, когда правами человека были только права белого гетеросексуального мужчины. И в целом философия «желто-зеленых» - забрать у слабых, чтобы дать сильным. Такие себе Робин Гуды наоборот. Хотя вслух заявляется курс на «благо всех итальянцев».
Эта линия прослеживается и в экономике: анонсированная плоская шкала налогообложения очень выгодна богатым, совсем не нужна бедным и сильно вредит среднему классу.
Так же и во внешней политике. Совсем неудивительно, что «Робин Гуды наоборот» поддерживают агрессора Россию, а не жертву Украину.
Популистский Европарламент?
Учитывая взятый правительством темп неудивительно, что именно в Италии зарождается антиевропейская коалиция. На днях в итальянской столице на конгресcе ультраправой партии «Братья Италии» Джорджии Мелони выступили Маттео Сальвини и... Стив Беннон. Да, тот самый, который был лицом кампании по избранию Дональда Трампа.
«Италия сегодня — центр мировой политики, Джорджия Мелони и Маттео Сальвини — бунтари. Я здесь, чтобы сказать, что вы не одни. Отсюда начнется революция», - провозгласил Беннон. Он добавил, что Сальвини и Мелони можно сравнить с Трампом (и тут я с ним соглашусь) и объявил о начале формирования мирового национал-популистского движения «The Movement», в которое должны вступить партии Сальвини и Мелони.
Как объясняет Джорджия Мелони, создается сеть движений, которые разделяют они и те же идеи, а именно: «защита ценностей как национальная идентичность, семья, традиция». Какие это ценности, понятно. Права — сильным. Агрессия России — норма. ЕС — демонтировать.
Объединившиеся сторонники суверенитетов - это уже странно. Они же против объединенной Европы, против глобализации, за национальные границы и за философию «каждый за себя»?… Однако Мелони уверена, что у этих движений большой потенциал сотрудничества и хорошо получится объединяться. Так что правопопулисты уже конкретно нацелились на выборы в Европарламент, которые должны состояться в мае 2019 года. А теперь представим, что дамы и господа с вышеописанными идеями составят заметную часть депутатов Европарламента... Что будет, как минимум, с санкциями против России? Да и глобально — устоит ли сам ЕС под натиском популизма?
Если Мелони окажется права и способность сплотиться у противников ЕС и глобализации окажется выше, чем у его сторонников, то и ЕС, и Украину ждут плохие времена. И не стоит недооценивать эти вызовы – до победы Трампа в нее тоже мало кто верил.
Выводы для Украины
Кстати, об Украине. Есть ощущение, что в Киеве считают делом третьестепенным информационно вое присутствие в Италии. Да, украинские дипломаты здесь очень активны, их слышно и видно в информационном пространстве, но они могут не все. С другой стороны в итальянской столице нет ни одного полноценного корреспондента украинских СМИ. За последние 7 лет некому было регулярно на официальных пресс-конференциях задавать неудобные проукраинские вопросы в стиле корреспондента в Москве Романа Цимбалюка. «Брюссель, Берлин — вот это важно, а Рим — да что они там могут?!», вероятно считают в Киеве. Но события показывают, что Сальвини уже претендует на уровень политика европейского уровня - недаром обложка свежего «Time» вышла с его портретом и надписью: «Новое лицо Европы». А Рим в эти дни становится центром оси деструкторов.