ГлавнаяМир

«Новые варвары у ворот Рима». Или каким будет будущее правительство Италии

Италия как никогда близка к формированию антиевропейского и очень пророссийского правительства. Европа смотрит на Рим с тревогой. Британская «Financial Times» назвала Сальвини и Ди Майо «новыми варварами у ворот Рима».

Матео Сальвини
Фото: EPA/UPG
Матео Сальвини

Европа весьма обеспокоена: в стране – одном из учредителей ЕС, третьей ее экономике – происходит нечто рискованное. Авторитетная “Financial Times” называет происходящее беспрецедентным: «Италия может получить наименее традиционное и наиболее неопытное правительство во главе западной демократической страны со времен Римских Трактатов 1957, которые основали ЕС».

С этим не поспоришь: у одного из лидеров победившей на выборах партии «Лига Севера» Матео Сальвини и кандидата «Движения пяти звёзд» на должность премьер-министра Ди Майо нет ни правительственного опыта, ни даже университетских дипломов.

«Новые варвары не только стучатся в ворота Рима. Они уже вошли в них», - продолжает FT в редакционной статье. Конечно, добавляет издание, обе политсилы имеют неоспоримую легитимацию демократией и «это справедливо, что у них есть возможность править Италией». Однако «политические линии, очерченные в так называемом «контракте правительства перемен» оставляют много причин для беспокойства».

Луиджи Ди Майо после встречи с президентом Серджо Матарелла в Риме, 21 мая, 2018.
Фото: EPA/UPG
Луиджи Ди Майо после встречи с президентом Серджо Матарелла в Риме, 21 мая, 2018.

Отменит ли Рим санкции против России?

Уже более семидесяти дней прошло с мартовских выборов, но Италия все еще остается без правительства. Впервые с 1946 года – провозглашения Итальянской Республики - из избирательных урн вышел политический пасьянс, который так плохо «тасуется». Голоса избирателей разделились на три несовместимые друг с другом части: левоцентристы, ультраправые и внесистемные популисты. Попытка популистов договориться с левоцентристами предсказуемо провалилась почти сразу. Так что единственным шансом ультраправой «Лиги Севера» и популистского «Движения Пять Звезд» почувствовать реальный вкус власти было - договориться между собой.

Это шло с большим скрипом. Журналисты сбились со счета, определяя количество встреч, которые понадобились лидеру «Лиги» Маттео Сальвини и лидеру «Пяти звезд» Луиджи ди Майо, чтобы найти компромисс. Ближе всего позиции сторон были по таким пунктам: меньше влияния Брюсселя, больше тюрем, суровее наказания, больше средств правоохранительной системе. И – «нет» санкциям против России. Все остальное было полем для серьезных баталий между двумя политсилами.

Фото: EPA/UPG

ЕС тревожит как антиевропейская риторика (особенно резкая – из уст Сальвини), так и неприятие «странной парой» Сальвини-Ди Майо установленных Брюсселем экономических параметров (например, по дефициту бюджета). Так, вице-президент Еврокомиссии Валдис Домбровскис предупредил: «Мы не комментируем политику партий или процессы формирования правительств, но хотим подчеркнуть, что в любом случае важно придерживаться бюджетной дисциплины, особенно для Италии важно продолжать снижать дефицит и долг, потому что это факторы риска. (...) Важно оставаться на тех же рельсах».

Но Сальвини и Ди Майо и между собой-то по поводу «экономических рельсов» договориться было трудно. Например, «Пять звезд» настаивали на «базовом доходе» (на самом деле, это ничто иное, как пособие по безработице), это был их электоральный конек, принесший немало голосов. В то время как «Лига» требовала снижения налогов. Например, «Лига» хотела взимать единый 15% подоходный налог, что, как справедливо возражали «пятизвездочники», выгодно только богатым гражданам. В финальный «контракт» двух сил вошел как «безусловный доход», так и компромиссная версия налога – с двумя, а не одной ставками - в 15% и 20%. Однако, если с одной стороны уменьшить поступления, а с другой – расщедриться на «базовый доход», то где брать деньги? Этот же вопрос риторически задает и ЕС.

Премьерская эстафета и Камасутра

Но самым сложным, как и предполагали политологи, оказалось договориться о фигуре премьера. И Сальвини, и Ди Майо – каждый из них видел в этом кресле только себя. Лидеры двух политсил пытались договориться о премьерстве по типу эстафеты: сначала я, потом ты (крупное издание «La Repubblica” зубоскалит: «Эстафета и Камасутра»). Но между ними нет самого главного – доверия друг к другу, поэтому договориться о том, кто именно будет «сначала», а кто «потом», оказалось тоже непросто. 

Наконец, после многих дней переговоров, соперники объявили, что каждый из них готов уступить премьерское кресло. И, чтобы не обижать честолюбие каждого из них, стороны сошлись на «техническом» кандидате - 54-летнем юристе Джузеппе Конте. Эта компромиссная фигура кажется идеальной: человек непубличный, профессор права при Флорентийском университете, с богатым академическим опытом за рубежом, последние годы тесно сотрудничал с «Пятью звездами», однако при этом не вызывает раздражения у «Лиги».

Джузеппе Конте
Фото: EPA/UPG
Джузеппе Конте

Правда, журналисты уже нашли в безупречном резюме кандидата одну странность: Конте утверждает, что повышал квалификацию в Нью-Йоркском университете, однако этот престижный вуз не подтверждает информацию: "Человек с такими именем не значится в наших списках, ни как студент, ни как член факультета, - пояснили в тамошней пресс-службе. - Возможно, он прослушал одно- или двухдневный курс, которые не отмечаются в реестрах".

Кроме того, «Лига и «Пять звезд» представили 56-страничный результат совместной работы - «контракт», охватывающий множество вопросов: от ромских таборов до водоснабжения. (Беспощадный Интернет опять острит: «Я прочел весь «контракт» правительства. В конце Италия умирает»).

И конечно, две силы не могли не подчеркнуть в документе свою любовь к Кремлю. Фраза, просочившаяся в прессу еще во время предварительных переговоров, почти в точности повторяется в «контракте»:

«Подтверждаем принадлежность к Атлантическому Альянсу, со США в качестве привилегированного партнера, с открытой политикой по отношению к России, которая должна восприниматься не как угроза, но как экономический и коммерческий партнер, потенциально все более значимый. Поэтому целесообразна отмена санкций в отношении России, которая должна быть реабилитирована как стратегический партнер по переговорам для разрешения региональных кризисов (Сирия, Ливия, Йемен)».

Фото: EPA/UPG

Украина во всем документе не упоминается ни разу.

Тут, однако, следует понимать: сам по себе Рим не может отменить санкции ЕС. Но может, конечно, сильно осложнить переговоры по их продлению.

А также устроить «веселую жизнь» итальянской экономике и европейским рынкам. Как подчеркивает, “Financial Times”, рынки больше всего боялись как раз правительства «Лига»-«Пять Звезд». Собственно, биржевые показатели уже «паникуют», например, в день оглашения имени премьера Миланская биржа зарегистрировала серьезное проседание.

В следующие дни (аналитики ожидают в среду или четверг) президент Италии Серджо Маттарелла должен принять или отклонить предложенную кандидатуру. И в случае принятия поручить формирование правительства, которое должно будет заручиться поддержкой обеих палат парламента. Если все эти процедуры пойдут гладко, в Италии установится то самое необычное правительство, которого так опасается ЕС.

Так что надо полагать, Апеннинский полуостров в ближайшие месяцы не перестанет быть одним из центров неординарных политических новостей.

Ірина КащейІрина Кащей, журналістка-міжнародниця
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram