За три месяца работы правительства коалиции ультраправых и популистов – Сальвини и Ди Майо, в Италии поселился страх. Общество разделилось на тех, кто аплодирует новому правительству и тех, кто смотрит на него, как на обезьяну с гранатой. Боятся и те, и другие: первые — мигрантов, прививок и мирового заговора, а вторые — сгущающегося идиотизма и постправды.
Средневековье на скорости вай-фай
Пока что правительство, созданное из странного альянса ультраправой «Лиги» и популистского «Движения Пять Звезд» выглядит так: «Лига» заправляет всем, а «Пять звезд» находится в ее тени, время от времени внося законопроекты разной степени полоумности (например, предлагая сажать на карантин в 4-6 недель только что привитых детей).
Главным ньюс-мейкером остается лидер «Лиги» Маттео Сальвини. Он спровоцировал уже несколько дипломатических кризисов. Так, уже на третий день после вступления в должность умудрился заявить, что «Тунис часто экспортирует зеков». После чего итальянскому послу пришлось объясняться. Затем последовал скандал с французами по поводу мигрантов.
Ссорился Сальвини, как мы знаем, и с Украиной, когда заявил, что Крым был аннексирован легально. Посол в Украине, а позже и итальянский премьер-министр были вынуждены опровергать его слова и подтверждать позицию приверженности европейским ценностям и территориальной целостности Украины. То, что при этом Сальвини выглядит не очень авторитетно и адекватно, его, вероятно, мало заботит. К тому же, ссориться с другими странами — это ведь так по-путински, так чего ж тут стесняться?
Но Сальвини умеет не только ссориться. Он действительно профессиональный политик и умело продает...страх. Количество прибывающих в страну мигрантов упало при прошлом правительстве более чем на 80%, однако электорат Сальвини в ужасе перед «угрожающим нашествием мигрантов-преступников». Постправда, как она есть: события нет, но мы заставим вас его бояться. И снова и снова голосовать за тех, кто «может от него избавить».
Как следствие, в стране разгорелась дискуссия по поводу угрозы расизма. Телевидение каждый день рассказывает о новых случаях насилия по отношению к людям с другим цветом кожи: убит марокканец, травмирован молодой африканец...
Те, кто говорит о реальности скатывания в расизм, утверждают: Сальвини, безусловно, не может контролировать всю страну, но его реакция на эти случаи — неприемлема. Так, Сальвини в качестве главы МВД прокомментировал, что настоящая проблема Италии — не расизм, а преступления, совершенные мигрантами. Вместо того, чтобы выразить возмущение фактами насилия. В результате, говорят критики Сальвини, все, кто питает расистские чувства, ощущают поддержку и как бы легитимацию со стороны правительства.
Сторонники же «Лиги» повторяют за своим лидером, что никакого усиления расистских настроений в стране нет, а есть проблема мигрантов. Или даже так: есть, мол, расистское отношение... к самим итальянцам. Об этом заявил министр по делам семьи и инвалидов Лоренцо Фонтана, от которого аналитики давно ждали какого-нибудь «коленца». Он написал, что нужно отменить закон Манчино, предусматривающий ответственность за акты расизма и дискриминации на почве национальности, цвета кожи, религии и прочего.
Тут же встревоженным письмом на эту новость откликнулось Еврейское общество Рима. «Закон Манчино — необходимый инструмент для борьбы с отрыжкой фашизма и антисемитизма», - написала его глава Рут Дурегелло. Либерально-демократическая часть общества тоже испугалась: «запахло реальным возвращением к фашизму» - завибрировали соцсети. Правительство, правда, тут же постаралось всех успокоить. Лидер «Пяти звезд» Луиджи ди Майо тут же заверил, что отмены этого закона «нет в контракте правительства» (программе, подписанной лидерами политсил — победителей выборов, - ред.). А Сальвини заявил, что в принципе-то он согласен, но сейчас есть более актуальные вопросы.
Многие помнят, что в 2014 году «Лига Севера» собирала голоса в поддержку референдума об отмене закона Манчино. То есть не первый год он им мешает...
Пока что скандал насчет закона Манчино удалось спустить на тормозах. Надолго ли? Фонтана даже после скандала продолжает настаивать: закон нужно изменить, и обещает поговорить об этом с премьером Конте и вице-премьером Ди Майо. Что победит: популисты или система сдержек и противовесов, заложенная в итальянскую демократическую систему?
С уверенностью можно утверждать лишь одно: итальянское общество сейчас сдает экзамен - на зрелость, уравновешенность и здравомыслие. Перед ним стоит много вопросов. Если прививки не будут больше обязательными, будет ли 95% населения все равно их делать, исходя из здравого смысла? Если вице-премьер стоит на расистских позициях, то как поведут себя граждане? Конечно, итальянское общество закалено несколькими десятилетиями антирасизма. Позволять себе расистские выпады публично воспринимается обществом примерно как сморкание в шторы. Но если вице-премьер подает не лучший пример, хватит ли этой закалки? Устоит ли общество? Ведь, как мы знаем из истории, для скатывания в нацизм, фашизм или тоталитаризм не нужно подавляющего большинства фанатиков. Достаточно, чтобы большинство просто не очень протестовало против «новых правил».
Пропагандист Киселев по-итальянски? Фоа!
Еще один вызов ждет итальянцев в вопросе национальной телерадиокомпании RAI. 1 августа в Надзирательном совете провалилась кандидатура Марчелло Фоа, которого правительство Сальвини-Ди Майо непременно хочет видеть в качестве президента ТРК RAI.
Кто такой Фоа? Человек (намеренно не называю его журналистом), который охотно распространяет фейки, не менее охотно дает интервью российскому «Спутнику», при малейшей оказии прославляет путинский режим и ставит лояльность Кремлю выше профессиональной этики и профессиональности вообще. Вроде бы его провал - хорошая новость? Но его кандидатура провалилась из-за разногласий между Берлускони и Сальвини, а также из-за нахрапа, с которым звездно-лигистское правительство пыталось ее продавить.
Что случилось после этого провала? Сальвини заявил, что все равно будет продвигать Фоа, потому что «это правильный человек» и он должен стать президентом ТРК, даже если за него не проголосовали.
Пока что Фоа, согласно правилам, остался старейшим членом Административного Совета и на этом основании, в отсутствие президента RAI, все равно подписывает документы. В результате RAI находится в патовой юридической ситуации. И один из советников компании, Риккардо Лагана, был вынужден написать письмо Президенту Республики, спикерам парламента и министру экономики. «Самоназначение Марчелло Фоа на должность президента не имеет юридических оснований», пишет он, это опасная ситуация для ТРК.
Сальвини, однако, не отступается. По-видимому, он знает, как важен телевизор, и какие чудеса с сознанием избирателей он может творить.
Как разыграется эта партия? Президент Италии Серджо Маттарелла будет вынужден вмешаться? Система сдержек сработает или же итальянское национальное телевидение таки окажется в руках людей, ни во что не ставящих истину?
Кстати, как раз в эти дни стало известно, что Маттарелла уже на себе испытал, что такое российские тролли. Как мы помним, он уже был вынужден вмешиваться в качестве противовеса: во время формирования правительства популистов он заблокировал кандидатуру Паоло Савоны на пост министра экономики. И тут же посыпались тысячи твитов с тэгом «Маттарелла, иди в отставку». И вот как стало известно недавно, за 143 фейковыми профилями, распространявшими в том числе эти твиты, стояла петербургская «фабрика троллей». Прокуратура Рима проводит расследование этому поводу - занимаются им сотрудники отдела по борьбе с терроризмом. А парламентский комитет Службы разведки и безопасности (COPASIR) заслушает по факту атаки отчет директора итальянской секретной службы DIS Алессандро Панса.
Общество опять же разделено. Пока одни возмущаются антиитальянским правительством и наглостью России, другие заявляют, что никакого вмешательства нет, а есть боязнь «представителей мейнстрима» перед «настоящим правительством перемен».
Одним словом, вызовов перед Италией много и риски серьезны. Трудно не согласиться с правозащитницей и бывшим спикером Нижней палаты парламента, Лаурой Болдрини, которая призывает демократические силы к единству и говорит, что на кону будущее Евросоюза.
Пока Британия пытается совладать с Брекзитом, а Америка под лупой рассматривает деяния Трампа, у Италии — свой вызов, «правительство варваров», такой же метастаз постправды, такое же следствие нежелания думать.
У украинцев время до своего «экзамена» еще есть. Итальянская история наглядно показывает, что каждый раз себе необходимо задавать два отрезвляющих вопроса: «Так ли это?» и «Кому выгодна эта информация?»