После того, как Совет стражей конституции отстранил от участия в выборах неугодных кандидатов - либералов, в лице экс-президента Акбара Хашеми Рафсанджани, и явного ставленника Ахмадинежада, Эсфандьяра Рахима Машаи - борьба за президентское кресло развернулась между шестью кандидатами. Хасан Рухани считался единственным из них, кто придерживается умеренных взглядов. В противовес Рухани выступали четверо политиков-консерваторов - экс-министр иностранных дел Ирана Алиакбар Велаяти, мэр Тегерана Мохаммад Багер Галибаф, экс-командующий Корпусом Стражей Исламской революции (КСИР) Мохсен Резайи, секретарь Высшего совета национальной безопасности страны Саид Джалили, а также единственный независимый кандидат - экс-министр почты и телеграфа Сейед Мохаммад Карази.
Уходящий президент Махмуд Ахмадинижад баллотироваться не смог, поскольку уже отработал разрешенные конституцией два четырехлетних срока. Восемь лет его правления не прошли для Ирана даром. Он не смог выполнить свои основные предвыборные обещания - ликвидировать безработицу и удерживать темпы инфляции в пределах 10%, но тому есть по крайней мере несколько объяснений. Помимо того, что во времена его правления Иран нерационально расходовал госсредства (в частности, существенно увеличились расходы на госаппарат, закупку импортных товаров и поддержку военизированных иностранных группировок), огромный ущерб экономике республики причинили западные санкции, введенные в ответ на осуществляемую страной ядерную программу.
Согласно официальной статистике, сейчас инфляция составляет 30%, около 12% населения - безработные, а экономика - в рецессии. Кроме того, лишь за последние два года курс иранского риала по отношению к американскому доллару снизился на две трети (сейчас $1 равен 11503.5 риалам). Все это способствует росту цен на продукты питания и аренду жилья, а также повышению стоимости проезда в общественном транспорте.
В отличие от президентских выборов 2009 года, в этот раз Наблюдательный совет Ирана (часть Совета стражей конституции - специального надпарламентского органа власти в Иране), который отвечает за соблюдение положений конституции и следит за ходом голосования в стране, нарушений в выборном процессе не зафиксировал. Для гарантии честности выборов использовалась специальная система: голосующий должен был оставить отпечаток указательного пальца на той части бюллетеня, который остается у избирательной комиссии, после чего сделать свой выбор в пользу одного из кандидатов с помощью второй части бюллетеня. Иностранных наблюдателей на выборах не было.
По данным МВД республики, явка на выборах составила почти 72,7%. Таким образом, из 50 млн иранцев, обладающих правом голоса, в выборах приняли участие почти 37 млн человек. При этом за Рухани проголосовали 50,6% избирателей, что позволило ему преодолеть 50-й барьер с первой попытки и, соответственно, избежать второго тура выборов. Его главный соперник, Мохаммед Багер Галибаф, занял второе место.
До своего избрания 64-летний Хасан Рухани занимал множество высоких должностей в правительстве страны: директора Центра стратегических исследований при Совете целесообразности, секретаря в Высшем совете национальной безопасности, советника президента по вопросам безопасности, вице-спикера парламента, а также переговорщика с "шестеркой" по ядерной программе с 2003 по 2005 годы (тогда Тегеран согласился приостановить обогащение урана). Однако его победу гарантировали вовсе не достижения на политическом поприще, но его предвыборные обещания.
Так, за несколько дней до дня голосования Рухани стал говорить о возобновлении диалога по ядерной программе с Западом. При этом он подчеркивал, что отстоять право Ирана на ядерную деятельность, равно как и добиться отмены санкций, помогут европейские лидеры, которые, в случае чего, еще и помогут предотвратить агрессию со стороны США. Кроме того, он пообещал освободить политзаключенных, смягчить цензуру, а также поднял вопрос о месте женщин в обществе. При этом политик раскритиковал работу спецслужб, введенных его предшественником, которые контролировали соблюдение правил жесткого "дресс-кода" женщинами.
Приоритетной проблемой, которую предстоит решить Рухани, конечно, остается нормализация отношений с Западом, которая позволит добиться отмены ранее упомянутых экономических санкций и, соответственно, улучшить экономическую ситуацию в стране. Но, несмотря на все свои обещания, выборный президент Ирана занимает подчиненное положение по отношению к Духовному лидеру Ирана, а тот вовсе не спешит решать конфликт с мировым сообществом, выполняя требования последнего. Вместе с тем, аятолла Хаменеи не может путешествовать за границу, что дает Рухани некоторое пространство для маневров, что особенно важно, учитывая его намерение смягчить воинственную риторику, которой придерживался Ахмадинежад. И хотя Западу не стоит ожидать со стороны новоизбранного президента никаких фундаментальных уступок, перспектива со временем наладить мирный диалог с Тегераном уже не столь туманна.
Кроме того, налаживание эффективного сотрудничества с мировым сообществом соответствует плану, опубликованному правительством Ирана в 2005 году. В документе под названием Iran's 20-Year Economic Perspective: Promises and Pitfalls ("Перспективы Ирана на 20-летний период: надежды и трудности") излагается также намерение страны занять первое место в экономическом и научно-техническом прогрессе среди 28 стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.