Шумиху по поводу нахождения москвички Леоновой в СИЗО Киева на своей странице в Фейсбуке 6 января поднял российский оппозиционный журналист Евгений Левкович. Арест россиянки, которая представляется волонтером-санинструктором "Азова", Левкович назвал «чудовищной ошибкой» и обратился за помощью к украинским общественникам и депутатам. При этом он процитировал письмо Насти из СИЗО, где она отрицает свою виновность и жалуется на «адский холод» в камере, где ее содержат.
Как выяснил LB.ua, написать письмо и придать дело огласке Насте и ее адвокату Виктору Губскому посоветовал известный украинский общественный деятель, волонтер, доброволец Максим Музыка, который знаком с Леоновой лично. Как рассказал Музыка LB.ua, он знал об аресте Насти уже на следующий день и предложил россиянке написать письмо, чтоб общественное внимание помогло обеспечить прозрачность судебного процесса. “Виновна она или нет, неизвестно, но задержание произошло с нарушениями закона, ее права были нарушены”, - отметил Максим Музыка.
Адвокат Анастасии Леоновой Виктор Губский сообщил LB.ua, что его подзащитную подозревают в причастности к незаконным вооруженным формированиям, которые якобы возглавлял ныне уже небезызвестный Олег Амиров-Мужчиль (позывной "Лесник"). Напомним, Мужчиль был убит в перестрелке при задержании “Альфой” СБУ, и по поводу его роли в новейшей украинской истории тоже разгорелись ярые дискуссии.
Арест Леоновой, действительно, произошел одновременно с задержанием группы "Лесника" в Киеве. Тогда, 10 декабря, в Киеве и Харькове были схвачены семеро человек - три россиянина и четверо украинцев.
«Анастасия была задержана СБУ недалеко от центра Киева (а не в одной из квартир в Оболонском районе вместе с группой других людей, как утверждала СБУ), - рассказывает адвокат Леоновой. - Ей было предъявлено подозрение по ч. 3 ст. 258. Однако, нет никакой конкретики, отсутствует четкость формулировок, из-за чего не можем выстраивать защиту».
Губский говорит, что Леонова не отрицает знакомства с «Лесником», она несколько раз общалась с ним по телефону и непосредственно при встречах. Разговаривали они о религии, о российской политике и агрессии РФ. Также Амиров якобы обещал помочь Леоновой с получением гражданства Украины.
В то же время, по словам адвоката, Леонова категорически отрицает свою вину и заявляет, что не участвовала ни в каких террористических группировках. Она занимала активную антипутинскую позицию и посещала марши протестов в Москве.
Исходя из публикаций на ее странице в фейсбуке, Анастасия Леонова 1982-го года рождения жила красивой жизнью, нередко в экзотических странах у моря, занималась тайским боксом, подрабатывала моделью. Девушка также обучилась профессии сомелье и работала по специальности в московских ресторанах. В 2015 году она начала ходить на оппозиционные митинги в столице России.
Что касается ее пребывания в Украине, то вкратце его можно описать так: в апреле 2015-го Леонова сначала побывала в Мариуполе, затем перебралась в Харьков. Попыталась закрепиться в ДУК Правый Сектор, а затем в Гражданском корпусе «Азова» в Харькове, но из-за сложного характера не прижилась. В августе прошлого года уехала в Киев решать вопрос с предоставлением украинского гражданства. Кроме того, у нее уже были просрочены документы, дающие право на пребывание в Украине. В столице Анастасия снимала комнату, работала сомелье. 10 декабря Леонова была арестована, но только спустя почти месяц об этом стало известно общественности.
Эту же информацию подтверждает и мать Анастасии, Ольга Леонова. «Мы с ней вместе ходили на все Марши несогласных. Протестовали против аннексии Крыма. С марта Настя начала подумывать, как ей перебраться на Украину, и в апреле 2015-го года она свою задумку осуществила. Она была в лагере под Харьковом, занималась волонтерством. Также инструктировала бойцов правилам оказания первой медицинской помощи. Она хотела получить украинское гражданство, встречалась с людьми, которые обещали ей помочь. Она уже отошла от военной деятельности», - рассказала она в эфире одной из передач на украинском ТВ.
Касательно волонтерства Леоновой и ее принадлежности к различным добровольческий батальонам, возникло очень много споров. Доброволец Максим Музыка рассказал LB.ua свою историю знакомства с россиянкой.
«С Настей я познакомился на похоронах Тимура Юлдашева, в мае 2015, куда она приехала с моими друзьями из харьковского “Правого сектора”, - говорит Музыка. - Позже я узнал, что она была санинструктором в тренировочном лагере "Азова" в Валках (Харьковская область). В июле, когда я лежал после ранения в Харьковском госпитале, она проведала меня там. В целом, я виделся с ней от силы 5-6 раз, нормально общались. Ничего такого военного или тактического никогда не расспрашивала. Последний раз встречались в Киеве в октябре, сначала на презентации книги Лойко, а потом в баре у друзей, она как сомелье готовила грог на вечеринке”.
Отношение Леоновой к “Правому сектору” подтвердила LB.ua и волонтер Светлана Шишкина, которая активно помогает 15 ЗБАТ ДК ПС в Харькове. Однако, активистка категорически отрицает, что Леонова была волонтером и уж тем более имела квалификацию санинтруктора. По словам Светланы, Леонова в апреле 2015 года появилась в Харькове, где снимала квартиру. «Настя часто появлялась на акциях, которые мы устраивали для сбора средств для 15-го батальона, - отмечает Светлана. – Однако на этом ее волонтерство заканчивалось. Было очевидно, что у Насти проблемы с деньгами, мы ей сами часто оказывали помощь – кормили, одевали. Ее официально зачислили в батальон, где она должна была вести информационную деятельность для ДУК ПС. Она написала несколько постов в соцсетях, и на этом все».
По словам Светланы, Леонова на поверку оказалась конфликтной личностью, перессорилась со многими в батальоне, а затем и с комбатом. При этом нередко злоупотребляла алкоголем. «Она ходила в комуфляже, для нее это была какая-то мода, экзотика. Настя активно рвалась на передовую. Видимо, в поисках острых ощущений, - говорит Светлана. – А что касается ее опыта санинструктора, она один раз присутствовала на занятии по медицине, которое устроил медик батальона. Так что опыта санитара у нее не было».
В начале июля Анастасия Леонова была отчислена из 15 ЗБАТ ДУК ПС в Харькове за неподобающее поведение. После этого, по словам Светланы Шишкиной, девушка пыталась связаться с группой «Лесника». Дело в том, что еще весной 2015-го из 15-го батальона в эту ДРГ ушли несколько человек, с которыми Леонова была знакома. «Вот она и пыталась с ними связаться, напроситься к ним. Однако, это же не батальон запаса. Очевидно, что там высокий профуровень, и Леоновой было отказано».
Та страничка в ФБ, что осталась от группы «Лесника», намекает на то, что Анастасия к ДРГ не имела никакого отношения.
Далее Леонова решила попытать счастье в «Азове», а точнее в Гражданском корпусе. По словам главы этой организации в Харькове Олега Ширяева, попасть в Гражданский корпус не сложно. «Люди приходят, предлагают свою помощь. Так же и Анастасия пришла, сказала, что имеет определенную квалификацию медицинского инструктора, в экстремальных условиях может оказывать медпомощь», - рассказал активист LB.ua.
Олег Ширяев подчеркнул, что Анастасия никогда не была инструктором полка «Азов». «Это другая боевая структура, в которой работают профессионалы, - отметил Ширяев. – Анастасия около месяца была санинструктором в Гражданском корпусе «Азова» в Харькове, пока мы проверяли ее. И мы попрощались с Леоновой, так как ее квалификация нам не подходила. Она говорила, что у нее есть определенный профуровень. Но этого профессионализма мы не увидели».
Кроме того, Олег также отметил, что Леонова не была волонтером. Просто несколько раз выходила на агитпосты Гражданского корпуса «Азов», помогала в агитации. Потом, по словам Олега Шираяева, Леонова переехала в Киев решать вопрос с гражданством.
Поверхностное изучение биографии Анастасии Леоновой говорит о том, что эта девушка была скорее авантюристкой-тусовщицей, чем шпионкой. По словам волонтера из Харькова Светланы Шишкиной, складывалось впечатление, что Леонова приехала в Украину в поисках адреналина и приключений, ее привлекал весь этот военный антураж, которым она так кичилась, в том числе и мужчины в форме.
Такое же мнение, высказывает и Максим Музыка: «За всё это время она не произвела на меня впечатления террористки-экстремистки. По моим ощущениям, её просто забавляло, что она россиянка, общается с радикалами-экстремистами, с теми же "правосеками" и "азовцами", которые так ненавистны для путинского режима. Какой-то готовности к террористическим актам в ней не было».
Показательной является и запись Леоновой в ее ЖЖ (с говорящим названием pilotka-ru), датированная 2012 годом, которая в очередной раз подтверждает авантюрный характер девушки. "Я вот реально не понимаю, в рекрутинговых агентствах "шпиёнов" совсем дебилы работают, да? Тут же под носом прям готовый спецагент-универсал... Умею нырять, глубоко и профессионально. Летать. Стрелять. Есть опыт выживания в сопках-горах. Умею драться. Скалолазка и пещеро-лазка (если все пойдет *цензура*, то всегда смогу устроиться вешать кондиционеры или окна мыть в небоскребах). Машины-мотоциклы-снегоходы ***ня вопрос. 2 иностранных как родных, внешность средиземноморская. Вынослива, умна, скромна и красива. И не надо тратить **еву тучу денег на обучение... Из минусов только любовь к выпивке, что вполне поддается контролю, и отсутствие любви к родине, что компенсируется жизненным принципом "кто больше платит, тот и родной". Если вы знаете кого-то, кто вербует, задорого, оставьте мои координаты, плз! В долгу не останусь", — написала Леонова три года назад.
Девушка по-прежнему находится в СИЗО, по словам адвоката, никаких процессуальных действий с ней не проводится. Ближе к 8 февраля, когда истекает 60-тидневный срок пребывания в изоляторе, Виктор Губский надеется, что СБУ предоставит хоть какие-то доказательство, и дело сдвинется с места.