В Национальном художественном музее, где на этой неделе открылась выставка коллекции "Общество независимых", прошла встреча с куратором и искусствоведом Лесей Войскун, исследовавшей работы, попавшие в эту коллекцию.
Об этом сообщает собственный корреспондент LB.ua.
Войскун, являющаяся куратором Музея русского искусство в город Рамат Гани (Израиль), рассказала, что идея о том, чтобы собрать обратно знаменитую коллекцию, у нее возникла, когда она увидела фотографию Якова Перемена на корабле, перевозившем 200 полотен. Фотография была напечатана в книге "100 лет израильского искусства". "У меня возникла мысль, что они не могли бесследно раствориться, - рассказывает куратор. - Но представления о том, где и как искать работы одесских авангардистов из коллекции Перемена, у меня тогда не было".
В 2000 году, по словам Войскун, к ней обратилась студентка университета Тель-Авива, занимавшаяся написанием работы по одному одесскому художнику. "Она спросила, слышала ли я когда-нибудь о Перемене, - говорит исследователь. - Ведь ее муж, как выяснилось, в тот момент реставрировал работы из его коллекции".
В итоге выяснилось, что картины из коллекции Перемена были разбросаны по разным семьям и хранились у дочек, внучек и правнуков коллекционера. "Кроме того, картины находили на разных складах среди мусора, - рассказывает Леся Войскун. - Во время поисков картин было немало трудностей, особенно связанных с тем, что найденные полотна было не с чем сравнить, чтобы выявить их подлинность". Главной задачей на то время куратор видела составить наиболее полный каталог произведений коллекции и истории жизни Якова Перемена.
В коллекцию Перемена, частично выставленную в Национальном художественном музее в рамках выставки "Общество независимых", вошли работы Амшея Нюренберга, Исаака Малика, Теофила Фраермана, Израиля Мексина и Сандро Фазини. Леся Войскун рассказала, как появилось обобщенное название "одесские парижане", которое она дала этой группе художников. В их работах четко прослеживается слияние Матисса, Ван Гога, Сезанна и Гогена, а некоторых из художников даже называли "клептоманами" за то, что они часто копировали технику европейских художников.
Кроме Леси Войскун, исследованием "Общества независимых" занимаются и в Одессе - Ольга Барковская, Алена Яворская, Сергей Лущик, Виталий Абрамов и Татьяна Щурова. По словам куратора, они "восстанавливают историю южнорусского литературно-художественного модернизма, прерванного в советское время".
Напомним, выставка "Общество независимых" открылась 31 октября в Национальном художественном музее Украины в Киеве (Грушевского, 6) и продлится до 1 декабря.