События 2021 года в Украине и мире позволяют говорить о кризисе монетарного режима инфляционного таргетирования в целом.
Об этом во время презентации исследования "Состояние денежной сферы в Украине в 2021 году: кризис монетарного режима" в Институте Горшенина заявил заведующий отделом денежных рынков Growford Institute и соавтор исследования Михаил Джус.
Он отметил, что в первом квартале 2021 года Национальный банк Украины преждевременно начал новый цикл повышения учетной ставки.
В марте 2021 года, несмотря на неудовлетворительные темпы восстановления экономики и фактически игнорируя рекомендации МВФ, Национальный банк начал новый цикл ужесточения монетарной политики, мотивируя свое решение необходимостью противодействия ускорению темпов инфляции. В течение года учетная ставка повышалась пять раз, в среднем на 3 проц. пункты до 9%. Кроме того, в июле НБУ приступил к сворачиванию антикризисных мер (долгосрочного рефинансирования и процентных свопов) и полностью отменил их с начала октября. Следовательно, есть все основания утверждать, что действия НБУ, направленные на угнетение спроса, стали одной из причин фактической стагнации украинской экономики”, – говорится в аналитическом обзоре исследования.
Джус отметил, что резкое ускорение темпов инфляции в мире стало событием года, а столь резкого роста цен мир, в отличие, от Украины не знал уже несколько десятков лет. Так, в США инфляция выше за последние 40 лет.
Он добавил, что пока нет единодушия в оценках причин и продолжительности ценового всплеска.
“Среди факторов, спровоцировавших ускорение инфляции, чаще всего выделяют восстановление спроса, поддержанное значительными монетарными и фискальными стимулами, переориентацию спроса на услуги, дефицит предложения вследствие разрывов в производственных цепях, а также, как отдельный фактор – резкое повышение цен на товарных рынках, в частности, на продовольствие и энергоносители”, – сказал Джус.
Кроме возобновления глобального спроса, существенное влияние на стоимость энергоносителей имели не очень взвешенные решения в контексте "зеленого перехода", а также агрессивные действия Российской Федерации на европейском рынке газа, подчеркнул эксперт.
Едва ли не единственным доказательством эффективности режима инфляционного таргетирования, активно использующего НБУ, является успешный опыт других стран, введших этот режим в 90-х и нулевых годах. Но секрет их успеха заключался в том, что введение инфляционного таргетирования происходило в условиях низкой глобальной инфляции. В частности, в США средний темп инфляции с 1991 по 2020 год составил лишь 2,3%.
И нет никаких доказательств эффективности режима инфляционного таргетирования в глобальной инфляционной среде.
Напомним, что 20 января НБУ повысил учетную ставку до 10% и значительно ухудшил прогноз инфляции. Причиной такого решения есть высокая инфляция и высокое количество проинфляционных рисков.
Учетная ставка НБУ – монетарный инструмент, с помощью которого Нацбанк устанавливает для коммерческих банков ориентир стоимости привлеченных и размещенных денежных ресурсов. Учетная ставка самая низкая среди процентных ставок НБУ и является базовым индикатором для оценки стоимости денежных средств.