ГлавнаяЭкономикаБізнес
Спецтема

Борьба за рейтинг Doing Business

С середины прошлого года знаменитый рейтинг Doing Business подвергается ожесточённой критике со стороны Китая и, в меньшей степени, ряда других развивающихся стран. От Мирового банка - организации, составляющей этот рейтинг - требуют отказаться от его публикации. Под таким давлением глава банка вынужден был собрать группу экспертов для всесторонней оценки методологии рейтинга. Месяц назад группа закончила свою работу и опубликовала свои соображения на этот счёт. Адекватен ли Doing Business в качестве сравнительной оценки бизнес-климата в разных странах? Подходит ли он для Украины, которая официально пытается соотносить проводимые внутри страны реформы с улучшением своего положения в рейтинге?

Doing Business - исследование, публикуемое Мировым банком с 2004 года. Его целью является оценка условий ведения бизнеса в 183 странах мира по 10 критериям, таким как лёгкость регистрации и запуска новой фирмы, получение разрешения на строительство, лёгкость трансграничной торговли и т.п.

Данный отчёт является одним из основных продуктов Мирового банка в сфере развития частного сектора экономики и, вероятно, наиболее раскрученным из рейтингов развития экономики в мировых СМИ.

Кроме того, целый ряд успешных программ реформирования экономики в последние годы учитывал индикаторы, публикуемые в Doing Business, и даже ставил цели по улучшению положения страны в это рейтинге. Яркий пример - реформы в Грузии, которая последние два года входит в топ-10 стран рейтинга.

Впрочем, ряд стран, показывающих не столь хорошие результаты, недовольны рейтингом. Одна из них - Китай - оказалась недовольна им настолько сильно, что пытается заставить Мировой банк свернуть программу и вообще перестать проводить исследование Doing Business. И хотя глава Мирового банка отказался от столь радикальных идей, под китайским давлением он вынужден был назначить группу экспертов, которая недавно опубликовала оценку адекватности методологии рейтинга и высказала ряд замечаний (к примеру, было предложено отказаться от общего ранжирования стран, ранжируя их только по отдельным показателям).

Джим Ён Ким, глава Мирового банка
Фото: EPA/UPG
Джим Ён Ким, глава Мирового банка

Китайские претензии вызваны, скорее всего, вопросами национального престижа, а не реальным недовольством методологией рейтинга. Однако, эта методология подвергалась критике и до нынешнего конфликта вокруг неё и китайская сторона приводит, фактически, те аргументы, которые приводились ранее различными исследователями и организациями. В то же время, эти аргументы оспариваются либо частично оспариваются сторонниками нынешней методологии.

Актуален ли Doing Business

В конечном счёте, принципиальным является вопрос актуальности исследования. Действительно ли Doing Business хорошо отображает условия ведения бизнеса в той или иной стране, или он слишком неточен для этого, или слишком искажает реальную ситуацию?

Одной из главных претензий к рейтингу с самого его запуска было слабое отображение реалий большинства развивающихся стран. Малый и средний бизнес в них - а именно на этих категориях сосредотачивается исследование - в значительной мере работает в сфере неформальной экономики. В то же время, методология составления рейтинга предполагает учёт именно формальных правил и процедур.

Следует отметить, что это не делается прямолинейно исходя из прописанных правил - Мировой банк учитывает реальные практики в той или иной стране. Информацию для исследования получают от местных экспертов, сотрудничающих с исследователями - например, информацию о получении разрешения на строительство будет предоставлять юрист, непосредственно занимающийся получением таких разрешений в данной стране. Однако, для рейтинга собирают именно информацию о легальном прохождении всех необходимых формальных процедур, без учёта коррупционной составляющей, зачастую ускоряющей эти процедуры. Во многих же развивающихся странах - ярким примером чего является Украина - без этой коррупционной составляющей бизнес просто не функционирует.

По большинству составляющих индекса ведения бизнеса Украина находится глубоко во второй сотне
По большинству составляющих индекса ведения бизнеса Украина находится глубоко во второй сотне

Сторонники рейтинга возражают, что, даже при таком искажении реальных бизнес-условий, рейтинг всё равно является верным. Коррупция, облегчающая те или иные формальные процедуры, вызвана именно излишней сложностью этих самых процедур. Кроме того, коррупция создаёт дополнительные расходы для бизнеса, пусть эти расходы и меньше, чем расходы на исполнение всех необходимых формальностей. Таким образом, более сложные и запутанные формальные требования приводят к большей коррупции - и рейтинг Doing Business вполне адекватно это отображает.

Второй группой претензий является недовольство двумя оцениваемыми пунктами - степенью свободы трудовых отношений (фактически, возможностью легко нанимать и увольнять работников, а также степенью их защищённости) и налоговой ставкой. Критики обвиняют составителей рейтинга в том, что интересы малого и среднего бизнеса в нём таким образом ставятся выше интересов работников и той части общества, которая выигрывает от более высоких госрасходов.

Банк ещё в 2009 году согласился с критикой касательно пункта о свободе трудовых отношений и убрал его из основного рейтинга, лишь публикуя данные, собираемые по этому вопросу в различных странах.

Налоговая же нагрузка всё ещё остаётся частью рейтинга, хотя группа экспертов и рекомендует её убрать. Вопрос остаётся спорным, так как налоговая нагрузка является принципиальным компонентом бизнес-среды и чаще всего именно высокие налоги выталкивают бизнес в тень.

Впрочем, в критике по обоим этим вопросам есть немалая доля идеологии и политики - как международной, так и внутри западной экспертной среды. В конце концов, в топ-20 стран рейтинга входят все без исключения скандинавские страны, которые отличаются высоким уровнем защищённости работников и высокими налогами. Это, однако, не мешает им иметь весьма дружественные для бизнеса условия.

Наконец, третьим ключевым объектом критических замечаний в адрес рейтинга является ранжирования стран по общему показателю. Основной проблемой здесь является упрощение - Мировой банк при выведении такого общего показателя просто даёт одинаковый вес всем 10 оцениваемым пунктам. Однако, воздействие одних из них может быть большим, чем других, причём эти соотношения могут меняться в зависимости от различных условий. Группа экспертов даже предложила составителям рейтинга отказаться от агрегирования и, возможно, перейти к простому группированию стран - страны с очень хорошей бизнес-средой, страны с плохой бизнес-средой и т.д. Однако, никто не предлагает отказываться от ранжирования по отдельным пунктам, так как по ним страны вполне сравнимы.

Подходит ли Doing Business Украине

В Украине за Doing Business следят многие - и медиа, и инвесторы (включая потенциальных иностранных инвесторов), и правительство, и международные организации, такие как МВФ или ЕБРР, и ЕС, с которым Украина пытается сближаться. Оправдано ли такое внимание применительно к нашей стране?

В последнем рейтинге Украина поднялась на 15 ступеней, несмотря на усиление проблем инвесторов
В последнем рейтинге Украина поднялась на 15 ступеней, несмотря на усиление проблем инвесторов

Плохие условия ведения бизнеса в Украине - чуть ли не самая большая проблема местной экономики. Рейтинг Мирового банка, в котором наша страна занимает 137 место, вполне адекватно это отображает. Причём, проблемными для нас являются практически все категории, оцениваемые при составлении рейтинга, за исключением правил получения кредита, по которым Украина находится на 23 месте. Таким образом, даже если бы Мировой банк отказался от общего ранжирования или перестал учитывать в рейтинге ставки налогообложения, для Украины это принципиально ничего бы не изменило - мы всё так же отставали бы от других стран. Возможно, всепронизывающая коррупция несколько облегчает ситуацию по сравнению с той картиной, которую рисуют цифры Мирового банка, однако сама эта коррупция и есть ключевым элементом проблем с плохим бизнес-климатом в стране.

Какие бы политические игры не устраивали вокруг Doing Business мировые державы, озабоченные вопросами собственного престижа, этот рейтинг остаётся полезным инструментом оценки условий ведения бизнеса в разных странах. И в этом смысле для Украины, для которой улучшение этих условий является вопросом жизни и смерти, он является важным индикатором, способным, в случае успешного проведения по-настоящему качественных реформ, сразу же привлечь к стране внимание международных инвесторов.

Павел КухтаПавел Кухта, Заступник голови Стратегічної групи радників при Кабінеті міністрів України
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram