- Чем занимается ваша корпорация, кто ею владеет?
- Это государственная корпорация. Но у нас есть свой совет директоров. И он управляет корпорацией. Это позволяет нам не зависеть от других государственных институтов. Наша миссия - повышать продуктивность и конкурентоспособность страны.
- Речь идет только о государственном секторе или о частном секторе тоже?
- Мы имеем дело с обоими секторами. Собственно, мы занимаемся измерением продуктивности. Каждый год составляем отчет (Doing Business Всемирного банка. Стало проще открывать новый бизнес — для этого всего один день нужен. Мы улучшили наш рейтинг в Doing Business до 12-ого места (в 2012 году — 14-е, для сравнения Украина — на 137-м месте). Иногда такое продвижение занимает время — год или два. Но само место в списке не так важно.
- Вы говорили о частных компаниях. Для них услуги вашей корпорации платные или бесплатные?
- Есть два способа. Первый — это непосредственное взаимодействие (консультационные услуги, тренинги). В этом случае мы берем небольшую плату, так как нас финансирует государство. За год мы зарабатываем около $3 млн на таких услугах.
Но есть много бесплатных услуг. Например, мы просто производим диагностику, все ли в порядке с производительностью. Это бесплатно.
- Украинец Павло Шеремета, который долго работал в Малайзии, говорил, что ваш премьер-министр ездит по миру и перенимает самые успешные находки других стран. Вы тоже так делаете?
Да. Мы смотрим на индексы, например, по бизнес-эффективности. Смотрим, какая страна является первой в этой категории, ищем причину, что именно делает ее первой. И затем мы докладываем об этом нашему премьер-министру. Таким образом мы определяем страны-примеры в разных сферах и ориентируемся на них.
Ориентироваться на успехи других — важно. Но не всегда можно повторить чужой опыт. Если мы посмотрим, например, на практику Германии, то она нам может не подойти. Потому что уровень развития не тот, окружающая среда другая, или по какой-то другой причине. Есть национальные особенности. Уникальные характеристики, которые делают страну успешной.
- Какие индексы вы считаете основными, главными в мире? На какие рейтинги ориентируетесь?
- Есть три основных отчета, на которые мы ориентируемся. И каждый из этих документов по-своему важен. Это, прежде всего, Doing Business Всемирного банка — важный показатель того, легко ли бизнесу работается в вашей стране. Какие нужно улучшить регуляторные моменты, какие процессы сократить. Как вы выглядите по сравнению с другими странами в этом аспекте. Это имеет влияние на приток иностранных инвестиций в страну. Без инвестиций невозможен экономический рост. Малайзия уже много лет растет не меньше, чем на 5% в год (для сравнения, Украина закончила 2012 год с показателями 0,2% роста, - LB.ua).
- Высокие показатели для Европы.
- Да, но для Азии это не очень высокие показатели. Китай растет по 10%, другие страны по 7-8%.
- Филиппины — почти на 7% выросли.
- Верно. То есть 4-6% - это не предел возможностей. Мы хотим улучшить условия для бизнеса, чтобы к нам пришли иностранные инвестиции. Инвестиции — это повышение темпов роста экономики и это рабочие места. Сегодня в Малайзии у нас практически нет безработицы, она меньше 3% (в Украине — 7,5% в 2012 году от всего экономически активного населения по методологии Международной организации труда, - LB.ua).
- Естественный уровень безработицы.
- Верно. Конечно, в такой ситуации нам нужны работники. Поэтому к нам едут мигранты из Бангладеш, Индонезии, Пакистана и Мьянмы. Другая необходимость — автоматизировать наши производства. Это повысит нашу конкурентоспособность на мировом уровне. А это во многом зависит от инвестиций.
Второй важный индекс - Global Competitiveness Report Всемирного экономического форума (Малайзия сейчас занимает 25-е место, Украина - 73-е, - LB.ua). Этот индекс позволяет оценить нашу конкурентоспособность по сравнению с другими странами. Но он базируется в основном на восприятии людей из нашей страны. Этот Отчет показывает, что бизнесмены из Малайзии думают о самой Малайзии. Очень часто показатели этого индекса зависят от экономической ситуации. Иногда бизнесмены дают хорошие оценки, иногда — не очень. Но это индикатор для власти, который показывает, как те или иные реформы воспринимаются. Нужно ли больше пиара, больше объяснений со стороны правительства, больше информации. Иногда отзывы не очень хорошие лишь из-за того, что бизнес не знает, что делает правительство. То есть нам надо проделать какую-то информационную работу, выпустить буклеты, пояснить свою позицию. Например, сейчас мы проводим конкурс для журналистов Малайзии. Они пишут о конкурентоспособности Малайзии, мы оцениваем эти статьи, самые лучшие получают премии от нас. Этот конкурс преследует две цели. Во-первых, журналисты начинают разбираться в этой теме, и понимать место Малайзии в мире. Во-вторых, широкая общественность получает информацию. Конкурс закончится в сентябре. Затем мы соберем все эти публикации и издадим в одной книге.
Наконец, третий индекс — это World Competitiveness Yearbook Института развития менеджмента IMD (International Institute for Management Development, Украина на 49-м месте в рейтинге 2013 года, Малайзия – на 15-м, - LB.ua). Это очень важный для нас индекс, поскольку он на 70% формируется количественными показателями. Мы получаем большой объем данных, по которым можем сравнить Малайзию с другими странами. И это важно для нас, потому что многие люди критикуют индексы. Они говорят, что это оценочные суждения, что это неправда. А тут мы им даем цифры, конкретные факты, с которыми не поспоришь.
- Некоторые экономисты критиковали Doing Business. Что вы думаете об этом?
- Знаете, этот рейтинг показывает ситуацию в 185 странах. И, конечно, есть некоторые страны, которые критикуют индекс, потому что они там расположены не на очень хороших позициях. И поэтому некоторые экономисты выступают с такими заявлениями. Но, насколько я знаю, Всемирный банк не собирается отказываться от этого индекса и прекращать его расчеты. Потому что он очень влиятельный. Поэтому было принято решение продолжать его публикацию. В этом году индекс обновится в октябре. Однако некоторые изменения в индексе будут. Например, последние три года Всемирный банк не оценивает показатели занятости. Вместо этого появилась оценка доступа к электросетям. Это важно для многих стран, потому что инфраструктура важна для развития бизнеса.
- Какой регион в мире сегодня растет быстрее других?
- Мне кажется, что Азия имеет наибольший потенциал для роста. Особенно Юго-Восточная Азия. Те регионы, где страны уже достигли высокого уровня развития, не могут расти так быстро, как Азия. Это обычная математика. На юго-востоке высокий потенциал. Если в азиатских странах доход на душу населения редко превышает $11 тыс. в год, то в США эта цифра в пять-семь раз выше. То есть у нас есть пространство для роста. Другая причина — население. В Китае или Индии живет много людей. И даже небольшой рост доходов подталкивает экономику благодаря внутреннему потреблению. Компании всего мира стремятся попасть на этот рынок, потому что это готовый рынок сбыта. Другая ситуация в Малайзии, Индонезии или Сингапуре. Эти страны намного меньше, поэтому мы должны работать на экспорт, а не ориентироваться на наше население. Мир — это наш рынок сбыта. Вот почему мы должны быть более конкурентоспособны.
- Малайзия интересуется поставками своих товаров в Украину, инвестициями?
- Пока что мы мало знаем об Украине. Когда меня пригласили на это мероприятие, знакомые в Малайзии спрашивали: где это, Украина? Из постсоветских стран (кроме России, - LB.ua) мы знаем только Казахстан и даже начали с ними торговать.
Но один из моих знакомых вспомнил об Украине. Сказал, что его родные учились тут в советское время. И многие малайцы учились. Образовательные услуги вы могли бы развивать. Однако вы сейчас теряете эту возможность. Потому что многие в Малайзии едут учиться в Москву, но почти никто не едет в Киев. У вас богатая история, которой вы можете привлекать. Многие малайцы могли бы приезжать к вам как туристы. Но есть проблемы. Нет прямого авиасообщения — мне пришлось лететь к вам через Европу (есть еще рейсы через Арабские Эмираты), до сих пор существуют визы. Но, прежде всего, вам надо больше рассказывать о себе в Азии, чтобы там появился интерес к вам. Надо продвигать Украину.