ГлавнаяКультура

Факты и цифры о состоянии сферы охраны культурного наследия в Украине

В минувшую среду, в, так совпало, международный день памятников и исторических мест, в украинском парламенте прошли слушания о состоянии отечественной памятникоохранной сферы. В Раду пришли эксперты, музейщики, исследователи и народные депутаты – рассказать о том, в каком состоянии находится сфера охраны памятников украинской культуры.

LB.ua побывал на слушаниях и собрал небольшой конспект фактов, цифр и вариантов ответов на вопрос “что делать?”, понимая, что перечень проблем и вариантов их решений далеко не полный, но предлагая его к обсуждению.

Цифры и факты

Дом митрополита на территории Софии Киевской
Фото: Макс Требухов
Дом митрополита на территории Софии Киевской

Всего, согласно аналитическим материалам, собранным перед слушаниями в Раде, в Украине – около 130 тыс объектов культурного наследия, которые находятся на государственном учете. Из них только 7% (9562 памятника) внесено в реестры.

Больше всего памятников культуры и истории, внесенных в реестры, – в Днепропетровской области (20%), затем идет Крым, Одесская область, Харьковская область и Киев.

В Список всемирного наследия ЮНЕСКО входит 6 объектов культурного наследия, которые находятся в Украине. Еще 16 объектов находятся на перечне объектов-кандидатов на включение в Список.

В 2018 году на сохранение культурного наследия из государственного бюджета выделено 412 140 900 грн. Эта цифра выросла по сравнению в предыдущими годами: в 2017 – около 338 млн грн, в 2016 – около 223 млн, в 2015 – около 221 млн. При этом около 80% расходов – это зарплаты работникам заповедников и музеев, на развитие, ремонт, реставрацию и т.д. денег практически не остается. Согласно отчету Государственной аудиторской службы, сфера охраны наследия недофинансируется, что приводит к тому, что на, собственно, охрану заповедников и музеев остается все меньше денег. Есть, к примеру, заповедники, которые охраняются не ежедневно.

В Украине работает 567 музеев, где хранится 11,6 млн объектов. Из них 711 тысяч требуют реставрационного вмешательства. Причина – аварийное состояние 51% зданий музеев, нарушение температурного и влажностного режимов и неправильные условия хранения объектов.

Специальные ВУЗы Украины не обеспечивают реставраторское дело кадрами, в том количестве, которое необходимо: каждый год выпускают по 35-40 реставраторов, преимущественно в живописи, при том, что всего существует 19 специальностей.

По данным аттестации специальной комиссии при Минкульте, квалификационные категории получили 240 реставраторов, из которых 231 имеет право реставрировать ценности в музеях. Это приводит к тому, что реставрацией занимаются частные лица и студенты, не имеющие квалификационной категории, что является нарушением закона о музейном деле.

В Киеве работает 145 реставраторов, во Львове – 117, в Одессе – 20, в Харькове – 17, а в Винницкой, Житомирской, Кировоградской, Луганской областях – по одному художнику-реставратору.

Что происходит сейчас

Раскопки под Почтовой площадью
Фото: Макс Требухов
Раскопки под Почтовой площадью

В 2018 году Кабинет министров (по инициативе Министерства культуры) отменил институт ИГО (историко-городского обоснования). С 1 января 2019 года институт ИГО ликвидируется совсем, и вся проектная документация на строительство новых зданий, реконструкцию и капитальный ремонт должна создаваться в соответствии с историко-архитектурными опорными планами в городах, где эта деятельность ведется.

В 2011 году в украинском законодательстве отменили норму об обязательном археологическом обследовании территории, на которой проходят стройки. “До 2011 года в Украине было одно из самых прогрессивных законодательств, касающихся археологии”, – заявил директор Института археологии НАН Украины Виктор Чабай.

В Украине работает около 300 археологов (сравните с количеством депутатов парламента).

В Киеве создают электронную базу памятников культуры. Всего их 3552 (1228 новых, 1980 – местного значения, 344 – национального).

В столице, по словам замглавы КГГА Алексея Резникова, будет целевая программа по охране культурного наследия, которой будут финансироваться органы охраны памятников и разработка паспортов памятников культуры.

Генпланы городов устарели, не везде утверждены историко-архитектурные опорные планы и не определен статус исторических земель, который позволит понять, где можно строить новые здания, а где нельзя. В планах должны быть все данные о том, есть ли на территориях объекты культурного наследия. “Но фактически в этих планах просто фиксируют текущее состояние, без определения режимов использования территорий, так называемого охранного зонирования”, – рассказала эксперт по охране культурного наследия в урбанистической среде Анна Бондарь.

И у местных властей, и у общественности мало инструментов для того, чтобы влиять на застройщиков – местные власти могут влиять только на архитектурный облик города, а не на отдельные объекты, а общественные слушания по поводу строительства архитектурных объектов законодательством не предусмотрены.

В Украине нет единого реестра объектов культурного наследия: мы не знаем, сколько объектов культурного наследия (движимого или недвижимого) у нас есть, и в каких областях. Поэтому посчитать, например, в точности, сколько предметов из музейных фондов на оккупированных территориях Украина потеряла, не представляется возможным.

Электронные реестры не получится создать, пока не будет реформировано законодательство в сфере охраны наследия. “Согласно нынешним законам, все учетные процессы, которые ведут музеи и заповедники, – аналоговые и ведутся на бумаге. А в музеях есть целый перечень документов, которые, согласно нормативам, должны быть написаны от руки”, - рассказал глава правления общественной организации “Украинский центр развития музейного дела” Владислав Пиоро.

После 2014 года, когда была оккупирована часть украинской территории, музейщики поняли, что выудить информацию о том, какие объекты культурного наследия остались на оккупированных территориях, в многих случаях невозможно. Поэтому появилась инициатива об оцифровке данных об объектах культурного наследия и о том, чтобы наладить сотрудничество между разными институциями, и – самое важное – работать по определенным стандартам учета данных об этих объектах. “Стандарты метаданных существуют в куче стран, а мы находимся на окраине этого процесса. Нужно внедрить международные стандарты ICOM по описанию культурных ценностей”, – добавил Пиоро.

На завершение строительства здания архивных учреждений и реконструкцию уже существующих корпусов, по словам, директора Центрального исторического архива Украины Ольги Музычук, необходимо 900 млн грн. Если здание на Соломенской площади не достроить, то могут возникать ситуации, подобные той, что возникла на территории "Софии Киевской" с музеем-архивом литературы. В историческом архиве, который находится в здании на Соломенской площади, содержится более миллиона документов, например, и условия их хранения не соответствуют их важности. Фонды заполнены более, чем на 100%.

Что делать? (варианты ответов)

Количество депутатов, присутствующих на заседании Рады во второй половине пятницы перед затяжными каникулами
Фото: Анна Стешенко
Количество депутатов, присутствующих на заседании Рады во второй половине пятницы перед затяжными каникулами

Минкультуры разработало концепцию государственной политики по реформированию охраны недвижимого культурного наследия (то есть, зданий, исторических мест и т.д. – того, что нельзя переместить без потери объектом своей ценности). С документом можно ознакомиться на сайте министерства, но если коротко, там изложен очень обобщенный список того, что нужно сделать до 2025 года, чтобы в стране появилась новая система охраны культурного наследия. В частности: принять изменения в профильное законодательство, внедрить новую систему учета объектов наследия и т.д.

Директор Института археологии НАН Украины Виктор Чабай предлагает создать общегосударственный кадастр археологических памятников и увеличить финансирование Института археологии.

Поддержать законопроект №8202, который делает более строгим наказание за нарушение памятникоохранного законодательства: повышает штрафы (от 8500 до 17000 грн для физлиц и от 2550 до 5100 грн для чиновников, а в некоторых случаях - от 85000 до 255000 грн) и вносит изменения в ККУ (предлагает замглавы КГГА Алексей Резников).

Создать центральную государственную лабораторию или центр исследования археологических раскопок из дерева, железа, ткани и бумаги (Резников).

Привести в соответствие закон о публичных закупках с законом об охране культурного наследия, потому что действующие нормы не позволяют законно провести закупку на создание научно-проектной документации перед проведением реставрации какого-либо объекта (Анна Бондарь).

Учредить отдельный орган исполнительной власти, который будет заниматься охраной культурного наследия. УТОПИК (Украинское товарищество охраны памятников истории и культуры) предложило создать “Национальное агентство по вопросам культурного наследия” и его территориальные подразделения во всех областях и районах. Вопрос охраны предлагают наследия из-под руководства Минкульта и подчинить будущее агентство Кабинету министров.

Создать электронный реестр объектов культурного наследия.

Написать новый закон об охране культурного наследия, а не вносить правки в старый (инициатива нардепа Ирины Подоляк). Минкульт же предлагает усовершенствовать старый.

Рассмотреть проект закона №8021 о перемещении культурных ценностей через украинскую границу.

Увеличить финансирование сферы охраны наследия и улучшить механизмы этого финансирования: согласно действующим нормам, Минкульт имеет право финансировать только собственные институции – национальные заповедники и музеи.

Гармонизировать законодательство об охране наследия с градостроительным законодательством. Нардеп Ирина Подоляк заявила, что вице-премьер Геннадий Зубко готов создать рабочую группу по этому поводу.

Рассмотреть и обсудить законопроект о противодействии нелегальному изъятию объектов культурного наследия (другими словами, “черной археологии”) – №8314 (уже зарегистрирован в парламенте).

Присоединиться ко второму протоколу Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (1954 г.). Народные депутаты не могут инициировать такие документы – подобные законопроекты могут вноситься только президентом. В проекте постановления, которое должны были принять по результатам слушаний, есть рекомендация Президенту Украины внести этот законопроект. Как LB.ua уже писал ранее, присоединение к этому протоколу предлагает усиленную защиту объектов культурного наследия на оккупированных территориях, запрещает любые раскопки (которые очень активно ведутся в Крыму сейчас) и внедряет серьезное наказание для тех, кто занимался раскопками, перемещал или вывозил культурные ценности с оккупированных территорий.

В целом в проекте постановления ВР содержится целый перечень рекомендаций к парламенту, Кабмину, министерствам культуры, иностранных дел, образования и науки, юстиции и регионального развития.

Полное видео слушаний:

PS

Каждая индустрия/сфера/отрасль украинской культуры (или в целом гуманитарной среды) может поделиться огромным списком накопившихся проблем. По каждой из них можно провести по парламентскому слушанию, а, может, даже и не по одному. Но есть нечто, что объединяет их все: дефицит кадров. Людей, которые могут формировать политики, которые могут их реализовывать, писать стратегии, выполнять их и контролировать выполнение извне; людей, которые могут создавать и оценивать, сохранять и анализировать. Людей с профильным образованием и компетенциями, которые будут высоко оценены в сообществе, в обществе в целом – в том числе и финансово.

2019-й год в Украине хотят объявить годом культурного наследия. Но 2019-й в Украине – это год выборов, когда все политические решения подчиняются только одной цели. Вписывается ли культура в план достижения этой цели – увидим уже совсем скоро.

Дарія БадьйорДарія Бадьйор, критикиня, журналістка
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram