Иван Светличный
Сценарий (2018, первый этап будущей трилогии)
Умное и сложное искусство Ивана Светличного может показаться более близким экспериментальной науке, чем визуальному искусству. Иван анализирует способность одних медиа перенимать свойства и качества других. Грубо говоря, в пространстве его высокотехнологичных проектов можно услышать скульптуру и увидеть цифровой мир. Уместным и необходимым экспонирование его проектов именно на территории искусства делает один важный элемент, который собственно и активизирует все заложенные в работах смыслы, – зрители. Их слух, зрение, осязание и попросту физические тела становятся «приёмниками» сложного сплетения звуков, сигналов и вибраций – основных художественных инструментов Светличного.
Его новый проект стоит несколько особняком от других работ на выставке, обращенных к видимым сюжетам сегодняшний реалий, в то время как Иван сосредотачивается на их невидимой стороне: биохимических процессах и виртуальной реальности, альфе и омеге, которые определяют сценарии нашей жизни, хотим мы того или нет.
Николай Карабинович
Песня тонкой тишины (2018)
Герой проекта художника Карабиновича рассказывает (вернее, напевает голосом музыканта Юрия Гуржи) историю его деда, репрессированного и высланного в 1949 году в Казахстан украинского грека. Собственно, голос и пронзительная мелодия – это все, что предложено пережить зрителю в пространстве Карабиновича. Но этого более чем достаточно, чтобы проникнуться затронутой художником темой – историей репрессий и насильственных переселений времен СССР, которыми пронизаны семейные хроники тысяч украинских семей. Вторая часть проекта открывается уже анонимным зрителям – это простой столб с громкоговорителем, который транслирует эту же песню в казахской степи. Художник называет этот объект монументом всем репрессированным. И тем самым тонко переводит сложный разговор о трагически поломанных историей судьбах из личного в общечеловеческий регистр.
Красноречива и показательна также история песенного жанра рембетика, по канонам которой создана «Песня тонкой тишины». Дед Карабиновича был этническим греком, так что рассказ о его судьбе в этой форме традиционного греческого фольклора добавляет работе дополнительное смысловое измерение. Рембетика сложилась как подлинно низовая традиция слагания и исполнения песен на злобу дня, главным образом в уличной и криминальной среде. В 1930-х гг. этот жанр и его адепты подверглись репрессиям в диктаторской Греции, и явление рембетики было искусственно вытеснено из местного музыкального фольклора. В 2017 году рембетика была внесена в реестр нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, хотя воскресить этот жанр уже не удастся – сегодня он возможен разве что в виде исторической реконструкции.
Даниил Ревковский и Андрей Рачинский
КТМ-5 (2018)
Практика Ревковского и Рачинского представляет любопытную комбинацию различных инструментариев, прочно обосновавшихся в арсенале современных художников. Это журналистское расследование, социально-критический комментарий на злобу дня и перформативное переигрывание реальных событий. А основной источник художников для поиска информации и материалов – это социальные сети. В частности, де-юре запрещенная в Украине сеть “ВКонтакте”. И, как убедительно демонстрируют работы дуэта, ее возможности легального извлечения приватной информации пугающе безграничны.
В центре новой многокомпонентной документальной инсталляции на выставке – история аварии неликвидного старого трамвая модели КТМ-5, которая произошла в 1996 году в Днепродзержинске и унесла жизни 34 человек в результате безответственных рабочих инструкций и вынужденного подчинения этим инструкциям водительницей трамвая. Из серии видео и компьютерной симуляции мы узнаем о подробностях и обстоятельствах происшествия, а также о некоторых особенностях допотопного функционирования общественного транспорта в стране. Важный элемент инсталляции – фотокомикс с элементами травести о молодых годах жизни чудом выжившей водительницы рокового трамвая Валентины. Эта часть несколько понижает градус жесткого рассказа, но также и подчеркивает трагическую абсурдность жизни тысяч таких же подчиненных обстоятельствам людей, для которых эта вынужденная подчиненность постепенно становится привычкой и нормой.
Тарас Каменной
Этическое пятно (2018)
Проект Тараса Каменного берет свое начало в реальной истории работы художника в строительной бригаде – сознательно выбранная деятельность, которую Каменной ведет параллельно с художественной практикой. Идея представленной на выставке инсталляции берет свое начало из очередного строительного подряда – задания убрать и перекопать небольшую территорию, полученную от соседей во временное пользование. Визуально преображенный клочок земли подчеркнул ранее нечеткие, но тем не менее всегда существующие границы между приватными территориями соседей.
Перекопанная «серая зона» между землями, получившая новый смысл благодаря перформативному действию художника-рабочего, стала важной метафорой для размышлений о символическом и практическом значении границ. Что, безусловно, отсылает к одной из наиболее острых тем для украинского общества в текущем историческом моменте. Художник предлагает пережить опыт пребывания между реальными и ментальными границами зрителям РАС, которые попадают в символическую реконструкцию перекроенного земельного участка – лабиринта из белого гипсокартона, традиционного стройматериала любой арт-институции.
Анна Звягинцева
Пыльные очки (2017), Найденные рисунки (2018), Росчерки (2018)
Проект Анны Звягинцевой в какой-то мере продолжает тему, разработанную в ее большом персональном проекте РАС несколькими месяцами ранее. Анна извлекает базовые элементы художественного произведения в его классическом понимании – цвет, форму и линию – из ничем не приметных элементов городского ландшафта и переносит их в музейный контекст с идеально белыми стенами и минималистичными рамами.
Работы Анны представляют тот случай, когда вместо любимого «я так тоже могу» неопытный зритель современного искусства в РАС может смело утверждать, что «я так тоже вижу». И действительно, все «материалы» из работ Анны можно отыскать буквально на улице. Более того, мы являемся невольными соавторами этого неотрефлексированного художественного измерения повседневности. Например, когда расписываем ручки перед покупкой в магазине канцтоваров. Уникальность же художественного метода Звягинцевой заключается в способности рассмотреть в периферийных ситуациях и незначительных деталях этой повседневности самое важное, неповторимое и, не побоюсь этого слова, красивое.
Ярема Малащук и Роман Химей
На кого ты покидаешь нас, отец? (2018)
Одна из заметных тенденций больших международных арт-форумов – все большая интеграция документальных и художественных фильмов, снятых по всем законам кино. В Украине эта тенденция также набирает обороты, и новые фильмы таких авторов, как, например, Микола Ридный, Алексей Радинский и Пьотр Армяновский одинаково уместно смотрятся как в выставочных пространствах, так и на кинофестивалях.
Фильм «На кого ты покидаешь нас, отец?» авторства известных персонажей fashion-тусовки Малащука и Химея прекрасен своим тонким наблюдением за профанным, будничным миром, который стоит за нашими стереотипными представлениями о высоком искусстве (в данном случае, о классической опере). Пересматривать его можно хотя бы ради нескольких мизансцен-находок: эпизода с работником сцены, который возится с бесконечным полотном занавеса, и опрокинутой бутылкой-полторушкой с искрящейся водой, которая комично капает на головы простых, ничем не примечательных мужчин и женщин в неуютной комнате. В следующее мгновение эти мужчины и женщины запоют про царя-батюшку, и все окончательно запутается.
Но значение фильма не сводится только лишь к удачным визуальным и постановочным решениям. Интересна также проводимая авторами тонкая и ненавязчивая параллель между сегодняшней политической нестабильностью в Украине и эпохой смуты в царстве Московском и правления Бориса Годунова, которым собственно и посвящена распеваемая героями фильма известнейшая опера Мусоргского.
Выставка номинантов на Премию PinchukArtCentre продлится до 13 мая.