Что случилось?
Во вторник, на встрече с главами парламентских фракций, Президент Петр Порошенко заявил о том, что обратился к Вселенскому патриарху Варфоломею с просьбой издать Томос (на светский манер – нечто вроде указа, - С.К.) относительно Украинской поместной автокефальной церкви. По словам главы государства, для решения данного вопроса Варфоломею необходимо обращение Президента страны, Парламента, а также ее церковных иерархов. Источники отмечают, что наличие обращения было обязательным условием со стороны Константинопольского патриархата.
Кто подписал обращение?
Главные субъекты обращения – иерархи Киевского патриархата, а также Украинской автокефальной церкви. От МП – по состоянию на сегодня – обращение подписал лишь один епископ, однако сбор автографов продолжается. Для чего, в частности, в среду Петр Порошенко провел беседу с Предстоятелем МП Митрополитом Онуфрием.
По свидетельству источников, встреча прошла «нейтрально-позитивно». «Особых восторгов Онуфрий не высказывал, - говорят собеседники, приближенные к верхушке УПЦ МП, - но открытое сопротивление он оказывать вряд ли станет. Хотя, конечно, мы понимаем, что «пророссийские силы» в церкви начнут соответствующую кампанию и что основным ее фронтменом выступит «православный олигарх» Вадим Новинский».
Президент также провел переговоры с Предстоятелем Украинской греко-католической церкви Святославом Шевчуком, сумев заручиться и его поддержкой. Несмотря даже на то, что – в случае образования автокефалии – и греко-католики столкнутся с риском «оттока» туда прихожан.
В четверг обращение Президента поддержала и Верховная Рада (хотя «Оппоблок» заблокировал трибуну, выступая категорически против).
Поместная церковь – тема давняя. Чем нынешняя попытка отличается от предыдущих?
Обращений Киева к Вселенскому патриархату относительно предоставления Украинской православной церкви статуса автокефалии было множество. Наиболее памятная – времен президентства Виктора Ющенко (в тот период тему курировал глава его Секретариата Виктор Балога). Принципиальная разница состоит в том, что в 2007-2008-м годах речь шла о предоставлении автономии на почве объединения всех украинских церквей, причем с правом Константинополя влиять на назначение главы такой церкви.
На сей раз, если все получится, мы будем иметь дело с одновременным существованием в Украине двух канонических церквей – Московской и Автокефальной.
Если попытки предпринимались уже не раз, почему все сейчас так возбудились?
«В ходе встречи с Варфоломеем в Стамбуле мы получили четкий сигнал о том, что он готов к признанию украинской автокефалии. Соответственно, нынешние заявления Президента – не просто личная его инициатива, но предмет предварительной договоренности. Да, у нас есть благословение (по-светски читай: согласие) от Варфоломея», - говорят в АП.
Понятно. Но что поменялось? Почему же все-таки сейчас?
Основных причин две. Первая – геополитическая. «Решение «украинского вопроса» Запад воспринимает как продолжение санкционной политики против России. Политическое православие – одна из основ, на которых держится режим Владимира Путина. На сегодня Московский патриархат – из числа православных – наиболее многочисленный. Но если украинские приходы выйдут из его состава, он таковым быть перестанет, что, несомненно, ударит не только по МП, но по власти РФ в целом, в частности по идеологическим скрепам «русского мира», - поясняют компетентные собеседники. Таким образом, Украина не есть главным субъектом процесса, но просто удачно вписывается в сложившуюся мировую конъюнктуру.
Вторая – личная неприязнь Константинополя к Москве. Неприязнь, значительно усугубившаяся после проваленного Всеправославного Собора, состоявшегося в 2016 году на острове Крит. Проваленного по причине того, что представители МП участие в нем попросту проигнорировали. Всеправославные соборы не проводились очень долго. У Вселенского Патриарха Варфоломея была амбиция стать человеком, который такой собор проведет. В 2016-м году Критский собор таки состоялся, однако – по вине Москвы – «революционным» не стал. Ясно, что Варфоломей данный эпизод запомнил, и симпатий к Москве сия история ему не прибавила.
В чем проблема с Киевским патриархатом? Почему все не может оставаться как сейчас?
Украинцы уже привыкли к тому, что в стране существует две крупных церкви (кроме всех остальных) – Киевского и Московского патриархатов. Но мало кто сможет объяснить, в чем между ними разница. Особенно – из представителей младшего поколения.
LB.ua делает небольшой исторический экскурс.
Сразу после обретения Украиной независимости государственной обострилась борьба за независимость церковную. Для этого требовалось получение от Москвы полной автокефалии. Фронтменом выступал Филарет (нынешний глава УПЦ КП), прежде единолично возглавлявший украинскую церковь. В борьбе его поддерживал Президент Кравчук – вопрос был крайне важен политически.
В ноябре 1991-го в Киеве собралось Украинское епископское совещание, решившее обратиться к Москве с соответствующей просьбой о предоставлении нам полной автокефалии. Просьбу не поддержали лишь трое епископов (имела место длительная эпопея с предоставлением, затем - отзывом тематических подписей, но сейчас речь уже по факту). Один из них - владыка Онуфрий (ныне – руководитель УПЦ МП).
В середине весны данный вопрос обсуждался уже в Москве на Архиерейском соборе. Дискуссия выдалась весьма бурной. В ее ходе всплыли, в частности, многие факты, характеризующие деятельность Филарета отнюдь не с лучшей стороны. Договорились до того, что самого Филарета лучше бы сместить, избрав в Киеве нового Предстоятеля.
Итоги собора в Москве обернулись для Филарета полной катастрофой. Московский патриарх Алексий предложил ему сложить с себя полномочия предстоятеля Украинской церкви. Сделать это сию секунду Филарет отказался, однако пообещал, что по возвращению в Киев соберет собор, на котором епископы смогут выбрать нового Предстоятеля.
Однако, по возвращении в Киев, быстро об этом забыл. Более того, объявил, что в Москве архиереи работали с нарушением процедур, а значит все их решения нелегитимны. Венец – заявление на пресс-конференции: «Я буду возглавлять Украинскую православную церковь до конца своих дней, поскольку Богом дан украинскому Православию».
Далее создание Киевского патриархата, тем паче – при поддержке Президента Кравчука – было делом техники.
В дальнейшем Москва Филарета лишила всех церковных санов, полностью разжаловала. Он, однако, низвержения не признал (версию самого Филарета о тех событиях читайте в его подробном интервью для LB.ua).
На сегодня Киевский патриархат не признан ни одной из канонических церквей. Не признан, в частности, и Константинопольским патриархатом. То есть, он существует, но как бы вне закона. Убедительное тому подтверждение: сами священники Киевского патриархата детей своих иногда предпочитают крестить в Московском.
По данным Госкомитета по делам национальностей и религий, по состоянию на 2016-й в Украине насчитывалось почти 11 с половиной тысяч приходов Московского патриархата; почти четыре тысячи - Киевского; 868 – автокефалов; 3297 Греко-католических приходов и 890 - Римско-католических.
В сравнении с 2013-м, позиции Московского патриархата, как ни странно, укрепились (прирост почти в тысячу приходов), КП – уменьшились.
При том, что по данным тематического опроса Центра Разумкова (датирован концом 2016 года), 64.7% украинцев считают себя православными, из которых 39.5% соотносят себя именно с Киевским патриархатом, 23.3% - Московским (еще 25.45 называют себя «просто православными»).
Значит, Константинополь просто признает Киевский патриархат, и он получит равные права с Московским?
Не совсем. Учитывая, что формальными инициаторами обращения к Константинополю выступили иерархи КП и УАПЦ, ожидается, что автокефалия будет им дарована – условно говоря – «на двоих», ну а прочие «желающие» смогут «присоединиться».
И сколько «присоединится»? Какие вообще масштабы?
Точно ответить на этот вопрос невозможно. Но, в любом случае, если будет дарована автокефалия и, значит, Украинская поместная церковь станет канонической, это даст возможность многим верующим Московского патриархата к ней примкнуть.
Процедура проста. Допустим, есть прогрессивно настроенный приход МП. Приход, члены которого не согласны с политикой «политического православия МП», не хотят поминать на службах «патриарха Кирилла», выступают против российской агрессии и – вместе с ней – против отдельных (!) представителей церковного руководства, которое агрессию де-факто освящает. Может ли такой приход перейти в КП? Формально, да, может. Некоторые так и делают. Но, учитывая, что КП не признан Константинополем, присоединение к нему означает фактически уход в раскол. Многие верующие к этому не готовы. Однако при появлении альтернативы с «путами Москвы» радостно распрощаются. Для этого достаточно всего лишь решения большинства членов прихода, а также соответствующего юридического оформления их воли.
По приблизительным прикидкам, в случае дарования автокефалии, МП лишится минимум половины своих приходов в Украине. А то и больше. Что автоматически лишит ее статуса «самого многочисленного в мире православного патриархата».
Неужели Москва будет сидеть, сложа руки? Не попытается противиться?
Разумеется, попытается. Эта история не будет простой. И усилиями здесь, в Украине, Вадима Новинского дело не ограничится.
Очевидно, будут задействованы дипломатические рычаги. Далее – давление лично Путина на лично Эрдогана. Тут же – масштабная пропагандисткая кампания. Также не стоит забывать, что русские – мастера давать «финансовые пряники» всем, на кого они могут иметь воздействие. Верховные церковные иерархи, увы, не исключение.
А какая вообще процедура принятия решения? Вот, Украина выступила с заявлениями-обращениями и дальше что?
Дальше Президент или его полномочный представитель передает весь пакет документов (обращения и т.д.) в Константинополь, непосредственно Варфоломею. В свою очередь, Вселенский патриарх выносит вопрос на рассмотрение своего Синода. Ближайшее его заседание назначено на 31 мая-1 июня, а следующий состоится буквально через две недели – в середине первого летнего месяца.
И что Синод, поддержит?
В состав Синода входят 12 иерархов, которые раз в год ротируются. Относительно ближайших заседаний, состав понятен и ротация не предвидится.
По мнению профильных экспертов, голосование членов Синода во многом зависит от позиции самого Варфоломея. «Если он даст понять, что поддерживает решение, иерархи противиться не станут. Хотя, конечно, будут те, кто – под давлением Москвы – воздержится», - уверяют в церковных кругах.
Уверяя, аккуратно предполагают: наибольшее давление сейчас будет оказываться на самого Варфоломея. Вплоть до самых радикальных методов. К которым, увы, россиянам не привыкать.
Допустим, Константинополь «дает добро», какие последствия для простых верующих в Украине?
При благоприятном раскладе и с учетом всех церковно-бюрократических процедур, принятие и оформление решения относительно украинской автокефалии затянется минимум на три-четыре месяца. По словам Президента Порошенко, приурочено оно может быть к празднованию 1030-летия со дня Крещения Киевской Руси (отмечается в июле, - С.К.). Не раньше – точно.
В случае этого благоприятного расклада, представитель Константинополя (вряд ли сам Варфоломей, но кто-то из высокопоставленных иерархов) прибудет в Киев с пакетом всех документов, торжественно их тут огласит, после чего Украинская автокефальная поместная церковь сможет начать функционировать, а ее иерархи должны будут выбрать своего предстоятеля (предполагается, что на процесс выборов Предстоятеля Константинополь влиять не станет).
Предстоятелем станет Филарет?
Не факт. Это – вопрос переговоров. Возможно, осознавая все сложности момента, он и сам этого не захочет, предпочтя уйти на покой.
В любом случае, в данной связи важно помнить следующее.
Летом 2013-го на Архиерейском Соборе КП в Киеве был принят ряд резонансных изменений в устав Киевского патриархата. Одно из решений - отказ от избрания нового Патриарха в случае смерти прежнего, собственно Филарета. Более того, на случай болезни или смерти Патриарха, введена новая должность - местоблюстителя, который бы временно исполнял обязанности главы церкви до тех пор, пока не увенчается успехом процесс признания Киевского патриархата.
Местоблюститиелем стал митрополит Переяслав-Хмельницкий и Белоцерковский Епифаний.
Так, это все важно и нужно, но затянется до лета. А Порошенко-то от этого что?
Согласно социологическим опросам, институт церкви пользуется у граждан Украины очень высоким доверием. Во власти почему-то бытует мнение, что доверие можно конвертировать в "правильные" голоса. Хотя ни одни выборы убедительно сего не доказали, "церковная составляющая" от выборов к выборам в Украине только усиливалась. Нынешний предвыборный период – не исключение.
Выступая в четверг в Верховной Раде, Президент Петр Порошенко заявил: Поместная Церковь всегда была его программным приоритетом. Ну, почти как безвиз.
Вывод из сих слов прост и очевиден: автокефалия – карта, которую он намерен серьезно разыграть в борьбе за голоса украинцев. Шутка ли: войти в историю Президентом, способствовавшим утверждению Поместной церкви? Тем более, в нынешних реалиях – положа руку на сердце – вопрос сей не столько церковный, сколько общественно-политический. Способный либо крепко сшить единую страну, либо расколоть ее окончательно.
По сути, Порошенко пошел ва-банк. В случае успеха, он сорвет джект-пот. В случае проигрыша, точно потеряет перспективу второго срока. Последний бой, он важный самый.