Гала Россини
Когда: 26 ноября, 19:00
Где: Национальная опера Украины
Италия – не только царство умопомрачительно плавного bel canto, но ещё и родина зубодробильных скороговорок. Огненное соединение первого и второго – творчество Джоаккино Россини, художника, поражающего щедростью и даже избыточностью дарования. Стендаль, которого в обязательном порядке цитируют все биографы Россини, хоть он и наговорил много чепухи о композиторе, очень точно сформулировал эту избыточность, идущую от природы всего итальянского: «Великолепие нарядов, яркий свет свечей, запах духов, все эти округлые руки и изящные плечи; букеты, звуки музыки Россини, картины Чичери! Я вне себя!»
Может быть, именно поэтому творчество Россини так чудесно подходит под формат гала концертов. Нынешний – повтор удачного майского проекта, но с заменой приглашённого солиста: в этот раз к нам приедет обладательница колоратурного сопрано, итальянка Даниэла Бруэра, которую неоднократно можно было слышать в дуэтах с Андреа Бочелли. Впрочем, как бы хороши не были приезжие звёзды, в защиту отечественных певцов стоит сказать, что невероятно виртуозные вокальные ансамбли, способные свести с ума любого певца, в прошлый раз сорвали самые бурные и честные овации.
Концерт, посвящённый Арво Пярту
Когда: 26 ноября, 19:00
Где: Национальная филармония
Роль Пярта в музыкальной культуре постсоветских стран трудно преувеличить. Пярт – наше всё. В мире неустроенности, шаткости идеалов и падающих цен на нефть его творчество внушает спокойную уверенность и заставляет не просто подумать о вечности, но и услышать её голос. Голос вечности невероятно прост и доступен, и вместе с тем пластинки с его фиксацией заслушиваются до дыр. Эта музыка хороша сама по себе, но почитателям таланта Пярта хочется верить, что она «больше, чем музыка».
Сыграть не по нотам, но по душам в этом концерте доведётся Киевскому камерному оркестру под управлением Романа Кофмана и хору Богдана Плиша «Кредо». Вместе с пяртовским «De profundis» для мужского хора, органа и ударных и его «Salve Regina» в версии для смешанного хора, челесты и струнного оркестра прозвучит также камерная кантата на текст Джона Донна «No man is an Island» киевского композитора Виктории Полевой.
Эпиграф к роману Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол» как раз из этой проповеди Донна:
Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если волной снесёт в море береговой Утёс, меньше станет Европа, и так же, если смоет край мыса или разрушит Замок твой или друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе.
Опера «Медведь» и опера «Медведь»
Когда: 26 ноября, 19:00
Где: центр "DIYA" (Киностудия имени Довженко)
В рамках Четвёртого фестиваля молодой украинской режиссуры на одной сцене встретятся две оперы на один чеховский сюжет. Английский композитор Уильям Уолтон, испытавший на себе влияние различных стилей – от Шёнберга до Стравинского – создал до того популярную партитуру, что BBC даже сняли свой фильм по её следам. Киевскую постановку подготовил режиссёр Николай Барановский. Версия же рано ушедшего из жизни киевского композитора Ирины Губаренко была представлена только сейчас – благодаря усилиям режиссёра Антона Литвинова. Для Антона это часть проекта «Опера в чемодане», призванного реанимировать новую украинскую оперу путём её презентации на малых сценах и с удобными для транспортировки декорациями.
Чеховский «Медведь» – пьеса, посвященная вечно актуальным темам денег и любви. Скорбящая вдова Елена Ивановна Попова, которой покойный супруг оставил массу долгов, благодаря этой оказии знакомится со своей новой любовью, по ходу чуть не выстрелив ей в лоб. Сюжет, в общем, опереточный, но музыкальный ряд выстроен по типичным законам оперного жанра.
Сольный концерт Артёма Шишкова
Когда: 27 ноября, 18:30
Где: Харьковская филармония
Артём Шишков – гордость белорусской скрипичной школы. Впрочем, из его тринадцати наград все самые важные достались ему уже после окончания аспирантуры Венского университета музыки и исполнительских искусств. У исполнителя немало побед, но самый главный приз – не золото на состязаниях скрипачей имени Янкелевича и Ауэра, а 6-е место на престижном конкурсе имени Королевы Елизаветы в Брюсселе. Именно во время этого, казалось бы, не самого удачного выступления Шишков завоевал себе армию поклонников, оставивших под его записями на YouTube веера восторженных комментариев. Ну и – главное – спускаясь со сцены в финальный день, скрипач на ходу получил первое приглашение к сотрудничеству, после чего они посыпались одно за другим.
Артём выступал в акустически безукоризненных залах Бельгии, США, Норвегии, Германии и Швейцарии, но всё-таки любит вспоминать о том, как играл «на шапку» на улицах Парижа, заработав 7 тысяч евро за два месяца. «Были моменты, когда далёкие от классики люди, какие-нибудь панки, садились и слушали меня целый час, не шевелясь», - радуется он. «А потом подходили и говорили, что я изменил из жизнь».
Для выступления в Харьковской филармонии скрипач тоже подобрал эффектную программу, которую слушать интересно будет всем – и меломанам, и неофитам: произведения Иоганна Себастьяна Баха, Никколо Паганини, Эрнеста Блоха, Мориса Равеля и Эжена Изаи.
Новая музыка в исполнении Лоренцо Мео
Когда: 28 ноября, 17:00
Где: Львовская филармония
Концертное агентство «Ухо» не только провело крутейший фестиваль новой музыки «визионеров и иллюминаторов» в Киеве, но еще и сопроводило его событиями-сателлитами в регионах – Днепропетровске, Харькове, Одессе и Львове. Собственно, львовский концерт – эпилог к фестивалю, вобравший в себя самую разную фортепианную музыку последних пятнадцати лет. Отыграет его многократный гость разнообразных фестивалей «Уха», итальянский пианист Лоренцо Мео, являющийся специалистом в области музыки второй половины XX – начала XXI века.
Среди композиторов – успешная итальянка Сильвия Коласанти, участница объединения «Bang on a Can» Джулия Вулф (умеющая не только красиво стучать по консервной банке, как это следует из названия, но и сочинять тонкую музыку), финская композитор Кайя Саариахо (кстати, лауреат премии «Grammy») и ещё одна соотечественница исполнителя Джулия Мондуччи. Программу новой женской музыки дополнит цикл из 12 прелюдий, написанный Галиной Уствольской в 1953 году. Эстетика Уствольской, маскулинная по своей сути, в соседстве с утончёнными партитурами её младших коллег придаст устойчивую основу воздушной программе.