Во время своего выступления бывший президент так и не объяснил, как его преемник Касим-Жомарт Токаев стал главой Совбеза. Стоит напомнить, что пожизненное руководство этим органом закреплено за Назарбаевым в Конституции Казахстана. Не было ни решения парламента об изменении Основного закона страны, ни хотя бы заявления самого Назарбаева. В своем обращении к общественности Назарбаев просто называет Токаева главой Совбеза – и все.
Отрицая наличие конфликта в элите, Назарбаев ни словом не упомянул об отставке и аресте своего ближайшего соратника Карима Масимова, который до январских событий руководил Комитетом национальной безопасности Казахстана, ни об отставке своего племянника Самата Абиша с должности первого заместителя главы КНБ, ни об отставке трех своих зятей, управлявших государственными корпорациями и учреждениями. И возникает вопрос: если никакого конфликта в элите действительно нет, то почему же Назарбаев не замечает фактического разгрома своей семьи?
Но еще более показательно то, о чем Назарбаев вообще не сказал ни слова. Он не сказал ни слова о России и ОДКБ. С точки зрения формальной политической логики, бывший президент Казахстана, только 28 декабря встречавшийся с Владимиром Путиным, должен был бы поблагодарить российского правителя за помощь в стабилизации ситуации в его стране. Но не поблагодарил.
Все это позволяет сделать простое заключение: кланы, ориентирующиеся на президента Казахстана Касима-Жомарта Токаева, воспользовались народным восстанием в стране для того, чтобы избавиться от клана Назарбаевых. Это был самый настоящий государственный переворот, что бы там ни рассказывал первый президент. Впрочем, очевидно, что и люди, которые ориентировались на первого президента и членов его семьи, тоже хотели воспользоваться ситуацией для того, чтобы избавиться от Токаева и заменить его кем-то, кто более понятен для этой группировки.
Токаев выиграл только потому, что играл не в одиночку. Только потому, что на его стороне оказался Владимир Путин. Это и понятно, потому что Путин предпочел поддержать более слабого игрока.
Назарбаев с его многолетним опытом лавирования вначале еще в Советском Союзе, а затем и на постсоветском пространстве, был ему явно не по зубам. Именно поэтому любые попытки Кремля превратить Евразийский экономический союз в некую надгосударственную надстройку с наднациональными органами, чьи решения обязательны для стран-участниц – проще говоря, скорее даже в подобие Советского Союза, чем в подобие Европейского Союза – всегда блокировались и Назарбаевым, и Александром Лукашенко.
После 2020 года проблема Лукашенко была, по сути, решена – белорусскому правителю стало все труднее лавировать.
Оставался Назарбаев. Назарбаев, с 1991 года игравший в «обновленный Союз», громко на всех саммитах СНГ убеждавший коллег в необходимости интеграции, но своим реальным поведением никогда не допускавший даже теоретической возможности восстановления бывшей империи. Но теперь его нет. Токаеву будет тяжело возражать Путину, когда речь пойдет о наднациональных органах. А это значит, что в 2022 году – году столетия Советского Союза – империя Владимира Путина начнет приобретать все более ощутимые институциональные черты. И тогда возникнет извечный вопрос, и почему возникнет - уже возник: как этой империи существовать без Украины?