5 сентября минским договоренностям исполнилось 2 года. МИД Украины оценил этот период как безуспешный: “5.09 – 2 года с момента подписания Минского протокола. До сих пор Россия как подписант не выполнила ни одного пункта Минских соглашений", – отметила спикер МИД Марьяна Беца.
Не пересказывая весь текст Минского протокола, остановиться следует на том, что собственно тормозит урегулирование. А причина кроется, в первую очередь, в блоке вопросов, которые можно объединить в так называемую Политическую часть минских договоренностей (ПЧМД): это законодательное закрепление в Конституции Украины особых расширенных полномочий региона, амнистия боевикам и проведение выборов на оккупированной территории.
Камнем преткновения стала очередность выполнения этих шагов — что надо выполнить раньше: блок по безопасности или ПЧМД?
Москва настаивает на параллельном выполнении всех пунктов - то есть амнистия, выборы и легализация «ЛДНР» должны проводиться одновременно, при нынешней ситуации. Расчет Москвы понятен: при полном военном контроле и открытой границе контроль России над оккупированным ею регионом (местными «элитами» и населением) будет абсолютным, поэтому результат любых выборов будет предсказуем. Ведь по замыслу верхушки "ЛДНР" и их кураторов в Москве любые «выборы» должны просто легализовать существующее руководство.
Киев же понимает, что реализация ПЧМД в такой интерпретации противоречит национальным интересам Украины — в этом случае может получить в состав страны инфицированный РФ организм, который будет тормозить развитие страны.
Поэтому власти Украины поставили условие — никакого особого статусу, амнистии или выборов до того момента, пока не будет закрыта граница.
И что важно подчеркнуть — в правильности такого подхода власти Украины убедили западных лидеров.
В таких условиях ситуация выглядит тупиково. Без ПЧМД сепаратисты на урегулирование не пойдут. Но на ПЧМД без закрытия границы не пойдет уже украинская сторона.
Начинать первой боевые действия Украины не будет: об этом Киев заявлял неднократно. Кроме того, инициатива в возобновлении войны может разрушить устоявшуюся международную коалицию с Украиной.
Наиболее же оптимальный для всех сторон вариант - ввод международного вооруженного миротворческого контингента (часто говорится о вооруженной полицейской миссии ОБСЕ), без участия России. С его помощью должен быть восстановлен суверенитет Украины над этой территорией и контроль над всей протяженностью украинско-российской границы. Но против такого варианта пока выступает Кремль, о чем громко заявляют его сателлиты на Донбассе.
Усилия мировых лидеров, в первую очередь в «норманнском формате» направлены как раз на то, чтобы переубедить Путина в целесообразности
Поэтому пока в Кремле не будет принято решение о прекращении беспредела и уходе России из Донбасса локальные боевые стычки, обстрелы, проникновение ДРГ и т.п. будут сохраняться. Но при нынешней конфигурации российской власти вряд ли такое решение возможно в обозримом будущем, а значит конфликт, скорее всего, будет заморожен.
А пока не принят окончательный вариант урегулирования, который бы устраивал все стороны, участники переговоров пытаются обеспечить своему сценарию максимальную общественную поддержку. Например, для склонения Киева к ПЧМД проводится информкампания, цель которой — изменить общественное мнение в Украине, чтобы потом давить на официальные власти.
Основные ее тезисы, а также контаргументы, можно объединить в следующие блоки:
Тезис 1. «Военного способа возвращения Донбасса Украине не существует, поэтому войну можно закончить только через примирение. А для этого нужно полноевыполнение Минских соглашений, включая ПЧМД”.
Примирение нужно, но только надо понимать – а кто будет выступать субъектом примирения? Если с одной стороны это граждане Украины, а с другой жители Донбасса - то это возможно уже даже сейчас: установившаяся разруха, двухлетнее нахождение в состоянии неопределенности и отсутствие перспектив оккупированных регионов в будущем разрушило иллюзии «русского мира» даже у тех сторонников, кто изначально наделся на "крымский сценарий" (присоединение украинской территории к РФ). Теперешнюю ситуацию жители региона воспринимают не иначе как оккупацию, и поэтому ждут скорейшего возврата к довоенному статус-кво.
Примирение же Киева с существующим руководством сепаратистских регионов, которые держали в руках оружие, будет считаться капитуляций. Поэтому оно вряд ли возможно.
Тезис 2. «Мир любой ценой: если не реализовать ПЧМД, то в любой момент может начаться новое наступление «ЛДНР» или даже полномасштабное вторжение России, что приведет к катастрофическим последствиям для Украины. Поэтому нельзя затягивать с выполнением ПЧМД».
Шантаж Украины со стороны России и ее коллаборантов на Донбассе новым витком боевых действий, если не будут приняты их условия (легализация сепаратистских регионов, с дальнейшим запуском федерализации Украины) - вариант очевидный, обкатанный ранее - так собственно и подписывался Минск-2. Но наивно думать, что один и тот же фокус можно повторить дважды: Киев понимает этот замысел и уже сейчас подготовился (и продолжает готовиться) к тому, чтобы возобновление войны для любого инициатора (то ли со стороны РФ, то ли их российско-террористических войск на Донбассе) не прошло для них безнаказанным.
Тезис 3. «Украина нарушает взятые на себя международные обязательства: невыполнение обязательств приведет к потере доверия к нам со стороны международных, в том числе и западных партнеров. А значит не будет ни кредитов, ни прочей поддержке, а с России могут снять санкции”.
Во-первых, Украина все свои международные обязательства выполняет.
Во-вторых, не РФ упрекать Украину международными обязательствами - это безперспективно: Минские договора написаны на обратной стороне Будапештского меморандума или Договора о дружбе и сотрудничестве между Украиной и РФ, каждый из которых грубо нарушен РФ.
Тем более, сейчас международная поддержка - на стороне Украины: Киеву удалось таки убедить западных партнеров в том, что ПЧМД возможна только после возобновления контроля за украинско-российской границей.
Тезис 4. «Война оправдывает воровство и коррупцию власти. И пока не будет ПЧМД, который установит прочный мир в стране (решит вопрос с Россией и урегулирует ситуацию на Донбассе), ни один инвестор к нам не пойдет”.
Во-первых, у нас (как бы кому не хотелось) не “война”, а АТО в отдельных районах Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО). Поэтому бизнесограничения, которые может и существуют для воюющих стран, на Украину не распространяются.
Кроме того, кредиты и инвестиции Запада вообще никак не привязаны к урегулированию ситуации на Донбассе. Они зависят от реформ и условий для ведения бизнеса.
В целом же, Минские договоренности за эти два года оказались выгодными Украине, так как:
а) дали Киеву передышку, которая позволила укрепить свою армию
б) антиукраински настроенное население локализовано в пределах "ЛДНР", оно не влияет на политическую жизнь всей Украины
с) проект "Новороссия-ЛДНР" на территории Украины провален и его непривлекательность стала очевидной как для жителей оккупированных территорий, так для украинцев в других областях, и даже для граждан самой РФ.
д) проект «русского мира» приобрел «звериный оскал», что позволило создать мировую антироссийскую коалицию
Кроме того, в нынешнем виде «ЛДНР» и война на Донбассе - это "кость в горле" для Кремля, которой он поперхнулся: ведь приходится содержать оккупированные территории с страдающими там гражданами Украины; Москва несет огромные репутационные и финансовые (санкции) потери на международной арене.
И чем дольше эта "помеха" будет существовать, ослабляя РФ, тем лучше для Украины - ведь в России уже открыто признают, что украинцы смогут освободиться от российского давления только в случае распада РФ.
Так стоит ли Киеву помогать Кремлю вытянуть эту "кость” из его горла в ущерб своих интересов?