Рабочая группа, которой президент Петр Порошенко поручил проверить данные о поставках ракетных двигателей в КНДР, полностью исключила причастность Украины к разработке баллистических ракет Северной Кореей.
Доклад главы рабочей группы Александра Турчинова обнародован на сайте Совета национальной безопасности и обороны.
Проверка показала, что система государственного экспортного контроля в Украине исключает возможность передачи товаров военного или двойного назначения в страны, в отношении которых введены санкции Совета Безопасности ООН. За период независимости Госэкспортконтроль не давал разрешения на поставку в КНДР таких товаров, в том числе ракетных двигателей РД-250, их модификаций или составляющих к ним.
Анализ изображения корейских ракет Hwasong-12 и Hwasong-14, в частности основного однокамерного двигателя первой ступени, показал, что в них не используется ракетный двигатель РД-250, который является двухкамерным. Но для его создания не исключается возможность использования отдельных составных частей ракетного двигателя РД-250.
Разработчиком этого двигателя является российское предприятие НПО "Энергомаш". В 1965 году оно передало документацию для организации серийного производства двигателей в КБ "Южное" и "Южмаш". Но все ракетные двигатели, изготовленные в Украине, поставлялись обратно в РСФСР и позже в РФ только в составе ракет. С 1991 года ракетные двигатели РД-250 и его модификации в Украине не производились. Технологическая линия по выпуску этих двигателей на "Южмаше" демонтировали в 1994 году. С этого времени в Украине нет мощностей для производства таких двигателей.
30 ракетных двигателей РД-250 и 10 ракетных двигателей РД-262 (высотная модификация ракетного двигателя РД-250), которые были изготовлены до 1991 года и хранились на складе готовой продукции "Южмаш", были использованы при составлении 10 ракет-носителей "Циклон-3", которые с 1992 до 2008 года были отправлены в Российскую Федерацию.
На сегодня в Украине есть три ракеты-носителя "Циклон-2", в каждой из которых есть по три двигателя РД-250 и по одному РД-262, они были доставлены в Украину из России в 2013 году. Кроме того, в Днепре есть неполный макет ракетного двигателя РД-250, а также макет межконтинентальной баллистической ракеты Р-36 (8К67), в составе которой есть макеты трех двигателей РД-250 и одного двигателя РД-252. Эти изделия используются в учебном процессе.
Конструкторская, технологическая и другая документация на производство ракетной техники и составляющих к ней хранится в специально оборудованных помещениях, что подтверждается выводами компетентных органов Украины. Они осуществляют постоянный надзор за предприятиями ракетно-космического комплекса государства, исключая возможность несанкционированного доступа посторонних лиц к ракетных технологий. Задержание, арест и осуждение в 2012 году граждан Северной Кореи при попытке получения документации это подтверждает.
Кроме того, для эксплуатации двигателей типа РД-250 необходимы соответствующие компоненты топлива (гептил, амил). В Украине такие компоненты топлива не производятся. Производителями гептила являются РФ, США, КНР, Великобритания, ФРГ, Нидерланды и Бельгия. Производителями окислителя амил являются РФ, США, КНР и ФРГ.
Рабочая группа предполагает, что статья в The New York Times от 14 августа была инспирирована Российской Федерацией "для информационного прикрытия и отвлечения внимания мировой общественности от вероятного участия РФ в реализации северокорейских ракетных программ".
Напомним, газета The New York Times со ссылкой на экспертный анализ, содержащий оценки американских разведывательных агентств, сообщила, что успех Северной Кореи в испытании межконтинентальной баллистической ракеты стал возможен благодаря приобретению на черном рынке ракетных двигателей, вероятно, с украинского завода "Южмаш", имеющего исторические связи с российской ракетной программой. Источником этого анализа назван эксперт по ракетам из Международного института стратегических исследований Майкл Эллеман.
Аналитики, исследовавшие фотографии новых ракетных двигателей КНДР, пришли к выводу, что их истоком являются разработки, использовавшийся для создания ракетного флота Советского Союза. Эти двигатели были настолько мощными, что одна ракета могла перебросить 10 термоядерных боеголовок с континента на континент. Такие двигатели были связаны лишь с несколькими заводами, находившимися на территории бывшего СССР, в том числе с "Южмашем".
Однако "Южмаш" опроверг публикацию The New York Times. Предприятие заявило, что никогда ранее не имело и не имеет сейчас никакого отношения к северокорейским ракетным программам космического или оборонного характера. Ракеты и ракетные комплексы военного назначения в годы независимости "Южмашем" не выпускались и не выпускаются.