Украинская делегация в ПАСЕ работает как единое целое, вне зависимости от фракционной принадлежности ее членов в украинском парламенте. А итоговая резолюция не расколола украинскую делегацию, а разделила во мнении. Об этом заявил вице-президент ПАСЕ, народный депутат Украины Георгий Логвинский в комментарии Институту Горшенина.
«В этой резолюции была только одна вещь, к которой можно было относиться по-разному политически. Это фраза: «Мы надеемся, что в ближайшее время будет принято законодательство об отдельном статусе Донбасса». Мы должны понимать, что все документы резолюции взаимосвязаны и вытекают один из другого. В 2016 мы приняли резолюцию, которая говорит: «Да, на этой территории нужны выборы, но выборы могут произойти в условиях безопасности и свободного волеизъявления». В данном конкретном случае с учётом этой формулировки я не вижу проблем: мы с удовольствием проведем выборы на этой территории, но дайте нам контроль над ней. Да, за резолюцию голосовали по-разному, но все работали и воевали одинаково», - сказал Георгий Логвинский.
При этом он отметил, что задачей украинской делегации было не только «победить», но и «защитить».
«Мы смогли защитить выборы в условиях безопасности на Донбассе, сбросив эту поправку, мы сбросили поправку о возврате коммунизации, мы отменили поправки о том, что это (военные действия на Донбассе, – ред.) внутренний конфликт, который не является российской агрессией. Я, честно говоря, ожидал, что все будет гораздо хуже. Мониторинговый доклад – это предлог для наших оппонентов, для российских агентов здесь смешать нас с грязью и попытаться показать, как у нас все плохо, что у нас коррупция, деньги воруют и ничего хорошего не происходит. При том, что европейцы - и здесь я с ними согласен - недовольны темпами реформ, которые происходят у нас. Но все же большинство выступающих говорили о том, что Украина за последние три года сделала больше, чем за предыдущие 25 лет. Нашей делегации на уровне зала, на уровне комитетов, на уровне нашего посольства и персонального общения приходилось многое объяснять европейцам. До них нужно было донести нашу позицию и это было непросто», - сказал Георгий Логвинский.
Директор Института социально-политического проектирования «Диалог», политический эксперт Андрей Миселюк отметил, что на нынешнем заседании ПАСЕ Россия, которая демонстративно не принимает никакого участия в работе этого демократического института, через своих представителей и сторонников активно пыталась «протянуть» поправку о выборах на территориях Донецкой и Луганской областей.
«РФ делала это для того, чтобы показать, что ПАСЕ тоже заставляет Украину предпринимать шаги, которые противоречат не только местным договоренностям, но и полностью совпадают с интересами России. Это вполне в логике России, которая в последнее время блестяще использует подобные инструменты в рамках гибридной войны. Используя слабости демократических институтов и процедур, РФ умело оборачивает многие процессы в свою пользу», - сказал он. По мнению политического эксперта, важно то, что Украина ответила на том же языке и технологически переиграла Россию и ее сторонников. «Когда депутат от Германии Андрей Гунько и испанец Хорди Шукла, который был докладчиком по поводу выборов, выступили со своими докладами, украинская делегация воспользовалась чисто процедурной поправкой о том, что устное предложение не может быть принято, когда против него выступает 10 и более депутатов ПАСЕ. Чтобы снять с повестки предложение о выборах, хватило голосов нескольких украинских депутатов и наших проукраински настроенных сторонников. Украинским депутатам можно аплодировать – они смогли технологично и полностью используя инструменты, которыми оперирует РФ, переиграть своего противника и добиться того, что невыгодная нам поправка не была принята в ПАСЕ», - заявил эксперт.
По словам Миселюка, совершенно логичными являются претензии граничащих с Украиной стран, которые настаивали на «языковом пункте» резолюции.
«Румыния, Польша – их можно понять, у них там есть своя политика, которая ведется на территории, которая для них представляет интерес. В первую очередь это Закарпатье и Львовская область. И ожидать, что они будут поддерживать на этих территориях распространение украинского языка, не приходится. Наоборот – румынским и польским национальным меньшинствам недостаточно инструментов для того, чтобы они могли реализовывать там свои права на языковое самоопределение. Поэтому они добились принятия этих поправок», - считает он. В целом же, по мнению эксперта, «резолюцию скорее можно положить в копилку наших достижений, поскольку был отмечен прогресс Украины в обеспечении политических институтов, проведении выборных процедур».
В свою очередь, вице-президент Института Горшенина Алексей Лещенко заключил, что принятие резолюции по Украине продемонстрировало тревожные для нашей страны симптомы. «Несмотря на то, что делегация РФ не присутствует в зале заседаний, россияне активно занимаются продвижением своего видения ситуации в Украине в стенах ПАСЕ. Нашей делегации стоило больших усилий заблокировать антиукраинские положения резолюции, не говоря уже о том, чтобы продвигать позицию Украины и лоббировать принятие проукраинских решений в Совете Европы», - сказал он.
Вице-президент Института Горшенина отметил, что, с учетом некого охлаждения интереса к Украине со стороны ЕС, а также значительного количества важных событий внутри Евросоюза в 2017 году (выборы в странах ЕС, – ред.), украинской дипломатии придется прикладывать всё больше усилий, чтобы тема Украины оставалась в европейской повестке дня.