ГлавнаяЭкономикаДержава
Спецтема

Что Украина обещала МВФ? Доходы и затраты

Фискальная политика предполагает неукоснительное следование среднесрочному плану, во главе которого стоит бюджетный дефицит. Его планомерно будут снижать с 3,1% ВВП в 2017, до 2,25% ВВП в 2019-м. Пути снижения предсказуемы - сокращение текущих затрат с увеличением капитальных инвестиций в инфраструктуру государства.

Согласно Меморандуму, любые дополнительные поступления в госказну, будут использованы для сокращения авансовых платежей по налогу на прибыль для юрлиц. Что могло, пусть и не существенно, но улучшить финансовое состояние многих налогоплательщиков. Однако Меморандум предполагает, что, кроме этой цели, дополнительные поступления можно будет использовать для капиталовложений или накопления сбережений. Что дает правительству возможность выбора, который может быть сделан не в пользу бизнеса. На уровне деклараций Украина идет к усилению фискального контроля, призванного повысить бюджетные поступления. Затраты тоже обещают снижать, но это задача куда более сложная.

Читайте также об обязательствах Украины перед МВФ в банковской сфере.

Фото: kharkov-terminal.com.ua

Контроль поступлений

Будет продолжена реформа самой фискальной службы (ГФС). В частности, к июню 2017-го будет завершен внешний аудит баз данных ГФС. К марту уже должен был появиться нормативный акт, определяющий стандарты и цели развития целостного программного обеспечения ГФС. Он обеспечит доступ министерства к налоговым данным в системе, позволит мониторить и проверять вносимые изменения, введет новые возможности контроля. Пока этот документ не появился, судить о его эффективности рано.

До конца мая (который не за горами) должно завершиться слияние налоговой и таможенной служб. Этот маяк уже переносился с декабря 2016-го, и в этот раз его выполнение под вопросом.

Цель - повысить эффективность работы, обеспечив целостность структуры. С этой же целью и тоже к концу марта должны были бы быть консолидированы в единый офис налоговые и таможенные органы в регионах. Кроме этого, новая стратегия реформирования таможни предполагает сокращение минимум трети внутренних пунктов пропуска в течение 2017-го. Также будет разработан план о присоединении Украины к Конвенции о единой процедуре транзита, что улучшит наше взаимодействие с торговыми партнерами и позволит до конца 2017-го запустить новую компьютеризированную систему транзита (NCTS). К концу июня ГФС должна создать единую базу таможенной стоимости, что упростит анализ и мониторинг соответствия.

Реформирование налоговой системы под флагом повышения «эффективности и справедливости» сконцентрируется на трансформации упрощенной системы налогообложения. Ее ужесточат.

Основные изменения должны быть запущены с 1 января 2018-го года. Коснутся они усиления требований для плательщиков-единщиков. Основная цель – «гармонизировать» (читай – унифицировать) учет и налоговые платежи для всех групп, а еще минимизировать льготы. Попутно правительство обязуется не плодить новых льготников (за исключением местных налогов для индустриальных зон). Урезать налоги тоже не планируют.

Фото: www.holiday-invest.ru

Уже с 1 января 2017-го ГФС возобновила возможность проводить аудиты малых и средних плательщиков. Сам аудит будет усилен благодаря созданию нового аналитического отдела, занимающегося определением рисков уклонения от налогообложения. До конца года парламент должен утвердить законодательный акт, позволяющий фискалам использовать непрямые методы проверки уплаты налогов. Кроме того, акцент в тексте сделан еще и на проверки соблюдения трудового законодательства предпринимателями, в частности выявления нелегально оформленных сотрудников. 

Пряник для плательщиков тоже приготовили – до декабря 2017-го электронные декларации смогут подавать по крайней мере 70% всех плательщиков. Кроме того, в ГФС заработает одноуровневая система разрешения споров. Правда, как она заработает, покажет практика. Ведомство все еще слабо контролирется профильным министерством. Но, по убеждению Минфина, ключевые показатели деятельности, которые ГФС обязана публиковать ежеквартально, создают надежную структуру надзора и подотчетности службы.

Эффект «3200»

Вопрос повышения минимальной заработной платы вынесен отдельным пунктом Меморандума, однако напрямую касается фискальной политики, так как создает определенные риски наполнения бюджета, искажения конкуренции, тенизации рынка труда.

Власти признают, что повышение минимальной зарплаты (МЗП) - это вызов для макроэкономической стабильности. Если рост зарплат (соответственно, издержек бизнеса) не будет сопровождаться повышением производительности, это приведет лишь к усилению фискального давления. Повышение МЗП, по ожиданиям, увеличит зарплатный фонд только сектора госуправления до 11,3% от ВВП в 2017 году. Для страны, которая стремится снизить перераспределение средств через госбюджет, это существенный откат назад. Выйти из ситуации, по ожиданиям, помогут реформы образования, здравоохранения и медицины. Правда, это перспектива следующих лет, а не месяцев. Поэтому в ближайшей перспективе правительство планирует ужесточить контроль, чтобы не допустить тенизации рынка труда и повышать производительность, чтобы реформа «3200» не оказалась непосильной ношей для некоторых предпринимателей. Основной инструмент повышения производительности довольно неубедительный - дерегуляция.

Фото: gregorylee/Depositphotos

Управление расходами

Украина продолжает курс повышения эффективности госзатрат и качества услуг, предоставляемых государством. В основе реформы - стратегия управления госфинансами, которую начали реализовывать в этом году. В ней речь идет о среднесрочном планировании, усилении фискальной дисциплины, эффективном распределении ресурсов. К концу 2017-го будет внедрена система управления фискальными рисками. К этому же времени должна заработать новая система управления государственными инвестициями. А также внесен ряд изменений в законодательство об управлении госактивами, государственно-частном партнерстве, госгарантиями.

Кроме того Украину ожидают сразу четыре реформы, призванные если не сократить, то хотя бы упорядочить сектор социальных выплат, но которые из госбюджета ежегодно тратится свыше 20% ВВП.

Первоочередной будет пенсионная реформа, ставшая неотложной вследствие снижения единого соцвзноса (ЕСВ) и роста дефицита Пенсионного фонда до 6% ВВП. Цели не амбициозные - не допустить дальнейший рост дефицита, стабилизировать солидарный уровень, возобновить связь между взносами и выплатами, чтобы стимулировать уплату пенсионных взносов. Реформа параметрическая, т.е. меняется не сама пенсионная система, а ее параметры. Проект вскоре будет подан в парламент, сама реформа начнется с 2018-го. В длительной перспективе расходы на выплаты пенсий сократятся не менее чем на 3% ВВП. Но речь не о сокращении пенсионных выплат, а о снижении дефицита самого Пенсионного фонда.

Фото: EPA/UPG

Перемены ожидают и сектор госуправления, который традиционно требует значительных затрат на содержание при довольно низкой эффективности. Меморандум предусматривает среднесрочную программу сокращения занятости в госсекторе. К концу 2017-го количество бюджетников (за исключением военных) сократится на 4%, к концу 2019-го - еще не 10%. Ряды госслужащих тоже поредеют - на 5% до конца 2017-го и еще на 10% к концу 2019-го.

Не менее радикальными будут медицинская реформа и реформа социальных выплат. Первая предусматривает принципиальные изменений финансирования медицины по принципу «деньги ходят за пациентом» и тут речь идет скорее не об экономии, а об изменении самого принципа финансирования и повышения качества услуг. Вторая - усиление контроля над соцвыплатами, создание единой базы их получателей и верификацию с последующей отменой незаконно назначенной госпомощи. В отличие от медреформы, эти идеи не революционны, их безуспешно пытаются реализовать уже не первый год. Возможно, попадание в Меморандум ускорит верификацию.

Ульяна Яхно, журналист
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram