Российская Федеральная целевая программа социально-экономического развития Крыма и Севастополя (ФЦП) на 2015-2020 годы представляет собой перечень крупных инфраструктурных проектов, на которые российские власти обещают выделить средства из федерального бюджета. Ее задекларированный объем просто гигантский – около 700 миллиардов рублей (примерно 315 млрд гривен по сегодняшнему курсу, - ред.). Однако в реальности проблемы с финансированием при громадье планов является причиной острых конфликтов между крымскими и севастопольскими элитами за бюджетные деньги.
«А ты не летчик…»
В Севастополе должен быть собственный аэропорт – это сладкая мечта, которой на протяжении многих десятилетий предаются местные «пикейные жилеты». Однако в российском бюджете, несмотря на щедрые обещания весны 2014 года, попросту не хватает денег, чтобы выполнить все мечты крымчан. Поэтому за средства федерального бюджета, которые должны пойти на решение проблем обеспечения транспортной доступности Крыма, развернулась настоящая война между двумя главными российскими чиновниками полуострова - Сергеем Аксеновым и Дмитрием Овсянниковым. (О некоторых нюансах этой борьбы мы уже писали в предыдущих статьях цикла "Крымский монитор").
Идея частично перепрофилировать военный аэродром «Бельбек» для гражданских нужд появилась в Севастополе еще в начале девяностых. Впервые о нем упоминается в распоряжении Президента Украины «О создании программы конверсии города Севастополя». Потом были многочисленные постановления Кабинета министров и директива генерального штаба МО Украины «О совместном использовании аэродрома «Бельбек». В 1993 году решением сессии было принято решение о регистрации КП «Аэропорт Севастополь». К концу века появилось ГКП «Аэропорт «Севастополь», которое начало эксплуатацию аэропорта. Через год было создано достопамятное акционерное общество «Аэропорт «Севастополь». За десяток лет появилось еще десяток постановлений и поручений, однако это почти ничего не изменило в судьбе аэропорта. Кому только не предлагали инвестировать средства в международный аэропорт. Правительствам Москвы, Санкт-Петербурга и Туркмении, Ринату Ахметову, всем банкам Украины, австралийским бизнесменам, российскому Газпрому и даже украинской диаспоре Канады. Но все безуспешно.
В 2008 году Кабинет Министров Украины зарезервировал для международного аэропорта в Севастополе 361,2 гектара земли на побережье. А накануне президентских выборов 2010 года, когда, казалось, что еще чуть-чуть и страну возглавит Юлия Тимошенко, никому неизвестная офшорная компания Shanti Capital Ltd (Великобритания), не раскрывая собственников, при уставном капитале в «два гроша», начала скопом брать в аренду региональные аэропорты в обмен на обещания баснословных инвестиций. В числе прожектов фигурировал и Севастополь. Однако предвыборные обещания, так и остались обещаниями. Денег хватило только на постройку терминала, которым владели структуры Игоря Коломойского. А свободной земли оказалось в три раза меньше.
Благословившие сделку отцы города надеялись, что Коломойский построит-таки полноценный гражданский аэропорт. Но с приходом к власти Виктора Януковича владельцу группы «Приват» было не до инвестиций, и он охладел к идее развития авиаперевозок в Севастополь. Худо-бедно гражданский сектор «Бельбека» функционировал, принимая летом и осенью рейсы из Киева и Москвы и отправляя чартеры в Турцию. Последний пассажирский борт сел на «Бельбеке» в ноябре 2013 года.
После того как в 2014 году российские власти экспроприировали у Коломойского терминал, он прекратил работу. С тех пор россияне неоднократно назначали дату, когда гражданский сектор аэропорта снова заработает, что приобрело особую значимость в связи с транспортной изоляцией полуострова из-за международных санкций. Однако, судя по последним новостям, в обозримом будущем рассчитывать на это не стоит.
Дело в том, что в рамках ФЦП на развитие «Бельбека» предусматривалось 1,7 млрд рублей, тогда как в реальности сумма, необходимая для создания полноценной инфраструктуры (терминал, ангары, навигационное оборудование) в несколько раз больше. Оставшиеся средства севастопольские власти должны были изыскать самостоятельно за счет привлечения частных инвесторов. В состоянии, когда Крым находится под санкциями, и туда летают только самолеты российских авиакомпаний, дело поиска инвесторов почти безнадежное.
Летом прошлого года врио российского губернатора Дмитрий Овсянников получил из Москвы три месяца на решение вопроса. Ему четко дали понять, что если до 1 ноября 2016 года инвестор не будет найден, то средства пойдут на модернизацию аэропорта «Симферополь» в ведение которого, как площадка для приема литерных бортов (самолетов с особо важными пассажирами, - ред.), перейдет и «Бельбек».
Молодой врио сразу же заявил, что для него найти инвестора – дело чести. Но, видимо, выполнить эту задачу ему оказалось не по силам. Тогда чиновник пошел на отчаянный шаг. К назначенному сроку он заявил о подписании меморандума с ООО «Интеграл». Компания якобы обязалась вложить 1,5 млрд рублей в создание инфраструктуры аэропорта на первом этапе. Через СМИ была вкинута информация, что за ней, якобы, стоят близкие к Владимиру Путину братья Ротенберги. С этим меморандумом врио и отправился в Москву с просьбой выделить 2 млрд бюджетных рублей для реализации проекта в рамках частно-государственного партнерства.
Прошло всего несколько дней, и мыльный пузырь лопнул. Выяснилось, что ООО «Интеграл» на деле представляет собой микро-предприятие с десятью сотрудниками и уставным фондом 10 000 рублей, которое занимается поставкой щебёнки для ГУП «Воды Крыма». Скандал вышел громкий, а в Москве так рассердились на пустившего пыль в глаза своему начальству врио, что окончательно решили закрыть вопрос.
«Правительство РФ приняло решение о том, что «Бельбек» станет филиалом симферопольского аэропорта», - подвел 17 января черту руководитель АНО «Дирекция по управлению Федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Республики Крым и Севастополя до 2020 года» Андрей Никитченко.
Это значит, что все деньги достанутся крымским властям в Симферополе, а военный аэродром в Севастополе будет принимать лишь рейсы с высокопоставленными чиновниками на борту.
Так бесславно для севастопольских властей окончилась эпопея с созданием собственных «воздушных ворот».
«Мы не можем ждать милостей от природы…»
В Севастополе всегда остро стояла проблема водоснабжения. Особенно актуальной она стала в 60-70-е годы прошлого века, когда начался бурный рост населения города. В 80-е годы перебои с водой стали нормой; в 90-е в целях экономии подача горячей воды прекратилась, а холодную подавали по графику два часа утром и два часа вечером.
Только к началу XXI века стало казаться, что севастопольцы смогут нормально пользоваться таким благом цивилизации как водопровод.
Частично проблему удалось решить за счет закупки воды в Крыму из Вилинского водозабора, а также из Межгорного водохранилища, куда она закачивалась из Северо-Крымского канала. Как известно, подача днепровской воды на полуостров прекратилась весной 2014 года, и это событие вернуло в повестку дня вопрос о водоснабжении Севастополя. Тем более, что сразу же после «возвращения в родную гавань» толпы россиян и выходцев с Донбасса хлынули в приморские города Крыма с целью покупки недвижимости и переезда с семьями на ПМЖ.
Городским властям стало понятно, что регулярными молебнами и крестными ходами о даровании дождя дела не исправить. И вот к концу 2014 года из недр каких-то канцелярий всплыл проект переброски в Чернореченское водохранилище Севастополя вод реки Коккозка, русло которой находится в Бахчисарайском районе Крыма. Проект был разработан еще в советские годы и следовал модному тренду «поворота рек» с целью решения проблем водоснабжения безводных районов СССР.
Впервые об этом заговорил бывший российский губернатор Сергей Меняйло по итогам засушливой осени 2014 года. Он пообещал, что переброска вод Коккозки позволит полностью решить проблему водоснабжения Севастополя, обеспечив Чернореченское водохранилище дополнительно 45-50 миллионами кубометров воды.
В бюджете Севастополя на 2015 год заложили средства в размере 72,24 миллионов рублей по статье «Выполнение проектно-изыскательских работ на «Проектирование Соколинского водохранилища и тракта водоподачи для переброски части стока из р. Коккозка в Чернореченское водохранилище г. Севастополь». Деньги пришли из Москвы только к концу декабря и были вне конкурса по упрошенной процедуре выделены ООО «Мосстройквадрат», пообещавшему подготовить проект до 1 августа 2016 года, но работа не завершена до сих пор.
Когда весной в долине реки Бельбек, притоком которой является Коккозка, появились московские геодезисты, это вызвало панику среди местного населения. Бельбек одна из четырех речек юго-западного Крыма. Ее общая протяженность 63 километра. Русла Бельбека и Коккозки проходят главным образом по территории, административно находящейся в подчинении Бахчисарая, где расположены пгт. Куйбышево, села Малое Садовое, Аромат, Голубинка и другие. Бельбек впадает в Черное море в районе севастопольского поселка Любимовка.
Жители крымских сел стали собираться на сходы и бить тревогу, опасаясь, что креативный проект севастопольских чиновников по развороту речных вод может вызвать катастрофу в Бельбекской долине. Позицию местных жителей поддержали эксперты ГУП «Крымгеология» и общественники, в том числе севастопольские. По заключению крымской геологоразведки (скачать документ), переброс вод Коккозки приведет к обмелению русла Бельбека, засолению почв, проблемам с водоснабжением населенных пунктов, где проживает около 20 000 человек и оползневым процессам в районе устья реки, а необходимое для этого строительства туннеля при слабой изученности крымского карста и вовсе грозит непредсказуемыми последствиями вплоть до полного уничтожения карстовых источников вод.
Российские чиновники из правительства Меняйло ответили на обеспокоенность жителей в свойственном им хамском стиле.
«Если речь будет идти о том, что приоритетнее – огород или вода в кране у людей в городе, то, конечно вода в квартире будет приоритетнее», - заявил вице-губернатор Севастополя Алексей Еремеев, добавив, что вопрос о прекращении работ не обсуждается.
Однако в дело вмешались крымские власти, которые в обстановке набирающего силу конфликта с Севастополем за недвижимость и финансовые потоки, решили выступить в роли защитников населения Бельбекской долины. Комиссия по экологической и энергетической безопасности при российском правительстве Крыма дала негативную экспертную оценку всем трем разработанным в Севастополе проектам «разворота рек». Севастопольские чиновники в свою очередь нанесли ответный удар, согласовав проект с далеким от экологических проблем Министерством экономического развития РФ. Узнав об этом, Сергей Аксенов категорически заявил, что «в ущерб жителям или экологии республики», не даст согласия на переброску вод в Севастополь.
Ситуация сложилась патовая, и перед Новым годом уже новый российский губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников пошел на попятную. Он согласовал выделение 59 миллионов рублей на проведение исследовательских работ по решению проблемы водоснабжения города. За эти деньги российские эксперты должны рассмотреть все возможные варианты, включая разворот вод Коккозки, и оценить их целесообразность.
Однако кажется, что это просто тактическое отступление. В противостоянии с Крымом севастопольские власти просто пытаются запастить новыми козырями. В пользу того, что они не отказались от своих намерений, свидетельствует и тот факт, что в городском бюджете Севастополя на 2017 год зарезервированы федеральные средства на сумму 224,9 миллионов рублей на проектирование разворота Коккозки.
Предполагаемая общая смета работ 1,7 миллиардов российских рублей. В то же самое время реализация альтернативного проекта решения проблемы водообеспечения Севастополя за счет ремонта сетей местного «Водоканала», потери воды в которых составляют более 40%, будет стоить около 5 миллиардов рублей. Таким образом, сторонники первого плана будут упирать на его экономичность, игнорируя экологические последствия.
Власти Севастополя оказались в сложной ситуации. С одной стороны, перебои с подачей воды при ожидаемом увеличении населения города в ближайшие годы на 50% за счет переселенцев из разных регионов России может вызвать социальную напряженность в регионе. С другой, реализация проекта по переброске вод в Севастополь грозит экологической катастрофой. Какой вариант выберут чиновники, мы узнаем уже в ближайшее время.