Более того, многолетняя непрозрачность функционирования оптового рынка природного газа еще больше усугубляет проблему его доступности потребителям, в частности как юридическим, так и частным лицам. Вопиющим фактом вакханалии на рынке природного газа является то, что имеет место вывод из страны части ренты в оффшоры отечественными олигархами через наличие схем продажи газа населению по завышенным ценам.
В течение 2005-2016 годов в Украине стабильно добывается примерно 20 млрд. куб. м. природного газа (рис. 1). При этом, удельный вес государственных монополий в данном сегменте энергетического рынка в течение 2005-2014 годов стабильно составлял 90-95%. Это является свидетельством того, что государство имеет все необходимые рычаги для наведения порядка на оптовом рынке природного газа и его удешевления для потребителей-граждан Украины.
Однако, начиная с 2015 года, когда природные ресурсы стали еще более активно присваиваться газовыми олигархами, доля государственного сектора сократилась до 80-84%. В результате властно-олигархическим капиталом были повышены отпускные цены на природный газ для населения с целью получения сверхприбыли частными структурами. Кроме того, стоит отметить, что значительная часть ренты присваивается именно на этапе добычи через государственную компанию «Укргаздобыча».
Рис. 1. Добыча природного газа в Украине в 2005-2016 гг., включая объемы, добываемые предприятиями государственной компании «Нафтогаз Украины» (рассчитано по данным Государственной службы статистики)
Что касается динамики потребления природного газа в Украине, то можно отметить тенденцию к снижению объемов реализации данного энергетического ресурса, в том числе для населения (рис. 2). В то же время, потребление теплогенерирующими компаниями почти не снизилось. Так, в 2016 году по сравнению с 2005 годом население снизило потребление природного газа на 50%, а бюджетные и теплогенерирующие компании лишь на 10%.
В результате наиболее расточительное потребление природных ресурсов происходит в системе государственных предприятий через вывод инвестиционной составляющей и экономически неоправданной надбавки на природный газ для населения в иностранные оффшорные юрисдикции олигархическими группами и топ-менеджерами государственных монополий.
Рис. 2. Потребление природного газа в Украине населением, теплогенерирующими предприятиями и бюджетными организациями в период 2005-216 гг. (рассчитано по данным Государственной службы статистики)
В то же время действующее правительство продолжает обвинять домохозяйства в медлительности снижения объемов потребления природного газа.
В целом можно выделить три основных фактора, которые оказали наибольшее влияние на объемы потребления природного газа населением. В первую очередь, это цена природного газа. Также естественный фактор (температура наружного воздуха в отопительный сезон) и регуляторный фактор, проявляющийся в изменении норм потребления природного газа абонентами. В общем, природный и регуляторный факторы обеспечили почти 33% от достигнутого сокращения потребления газа за 2014-2015 годы. А наибольшее влияние на объемы потребления газа произвел ценовой фактор – 67% достигнутого сокращения.
Вместе с тем, ценовой фактор является субъективным и экономически оправдывается повышением стоимости энергоресурса, потому его роль в целом в экономике является отрицательной из-за роста уровня бедности среди населения. Оптовые цены на газ, включающие себестоимость добычи данного топливно-энергетического ресурса и инвестиционную составляющую восстановления сетей и наращивания объемов добычи, намного ниже цен реализации природного газа облгазами населению (рис. 3).
Рис. 3. Разница в ценах (маржа), получаемая компаниями на различных этапах: от добычи газа до продажи его населению в период 2014-2016 гг. (рассчитано по данным Государственной службы статистики)
При этом новые нормы требуют от государственного предприятия «Укргаздобыча» повысить цену реализации природного газа до 4942 грн./тыс. м3, половину из которой составляют рентные платежи в Сводный бюджет Украины, еще около 700 грн./тыс.м3 составляет чистый доход компании и только 1700 грн. ориентировочная себестоимость добычи природного газа.
В целом, прибыль государственных компаний уплачивается в бюджет вместе с рентными платежами. Завышенные цены на природный газ для населения требуют предоставления субсидий, которые ложатся тяжелым бременем на Сводный бюджет Украины. Целесообразность субсидий отпадет в случае реализации природного газа без теневых схем отмывания средств и устранения практики завышенных тарифов на услуги газоснабжения. Вместе с тем, основными бенефициарами газовых субсидий являются облгазы, которые де-факто находятся в частной собственности и дополнительно еще получают доход от перепродажи природного газа.
Хотя средства на субсидии выделяются как «субвенция из госбюджета местным бюджетам», однако идут они непосредственно поставщикам – облгазам и облэнерго, то есть фактически перетекают на счета энергетических олигархов. В свою очередь в коммунальных предприятий отсутствуют механизмы выплаты заработной платы, модернизации, закупки техники, запчастей и уплаты налогов за счет средств субсидий. В худшей ситуации оказались предприятия, в которых расходы на электроэнергию и газ незначительны. Это водопроводные предприятия, которые провели энергосберегающие мероприятия и максимально сократили потребление электроэнергии, предприятия по обслуживанию жилых домов и вывозу мусора.
В результате, несмотря на рост рентных платежей в финансовые фонды государства (рис. 4), средства от них продолжают использоваться не по целевому назначению, а фактически отмываются через систему енергосубсидий, направляемых на банковские счета частных владельцев облгазов и облэнерго.
Несмотря на 10% снижение потребления газа теплогенерирующими станциями и бюджетными организациями, увеличение тарифов на данный энергетический ресурс привело к росту расходов Сводного бюджета для
Рис. 4. Рентная плата за добычу природного газа в течение 2007-2015 гг. (рассчитано по данным Министерства финансов Украины)
оплаты теплоснабжения и природного газа на 40%, что соответственно увеличило расходы государственных средств более чем на 4 млрд. грн (рис. 5). Стоит отметить, что производители тепловой энергии являются наиболее неэффективной звеном с точки зрения энергосберегающих технологий и продолжают платить за природный газ 1770,74 грн за 1000 м3, в то время как тарифы для населения повышены почти на 200%.
Таким образом, власть только прикрывается реформированием газовой отрасли Украины, которое фактически сводится к изменению одних теневых схем вывода средств на оффшорные банковские счета газовых олигархов другими. Вместе с тем, в стране не происходит наращивание объемов добычи природного газа и модернизация теплосетей и коммунальных предприятий в сфере теплоснабжения.
Рис. 5. Оплата теплоснабжения и природного газа за счет средств Сводного бюджета Украины, млрд. грн. (рассчитано по данным Министерства финансов Украины)
Рента, которая образуется при добыче газа, практически в полном объеме присваивается олигархами, а население получает природный газ по драконовским тарифам. Вот и получается, что олигархи используя драконовские тарифы за газ богатеют, а население Украины (собственник недр) становится еще более нищим.