Правительство, анонсировав широкие и всеобъемлющие реформы — в том числе в области энергетики — пребывает у власти уже полтора года. Мы попросили шестерых ведущих экспертов отрасли оценить ключевые шаги правительства 2014-2015 годов в энергетическом секторе. В перечень включены как реформы, так и текущие события, имеющие значительное влияние на отрасль. (Были опрошены Андрей Герус, Алексей Хабатюк, Светлана Голикова, Михаил Гончар, Андрей Перевертаев, Ирина Коссе.) Эксперты оценивали каждый шаг правительства по двум характеристикам:
- Важность шага: от 0 — совсем не важный — до 10 — самый важный шаг за этот период.
- Правильность или целесообразность шага: от -5 — ошибочный шаг, ухудшающий ситуацию — до +5 — лучший из возможных шагов в нынешних условиях.
Все шаги мы разделили на 4 группы: События, Законы, Акты Кабмина и «Бездействия», то есть важные проблемы в области энергетики, оставшиеся нерешенными несмотря на существующие возможности.
События
Мы отобрали 11 событий за последние полтора года (смотрите Таблицу 1). Самыми важными событиями стали решение НКРЭКУ о повышении тарифов на газ, электроэнергию и тепло для населения — решение, являющееся частью соглашения с МВФ. Эксперты соглашаются с необходимостью такой меры и достаточно высоко ее оценивают (4 балла по газу и 5 баллов по электроэнергии), но делают ряд замечаний. Во-первых, по газу существуют вопросы к методике расчетов (о чем VoxUkraine писали здесь, здесь и здесь). Не совсем понятны окончательные значения тарифов — например, почему газ для жителей сельской местности вдвое дороже, чем для жителей города. Во-вторых, тариф — это всего лишь часть изменений в рамках реформы рынка газа. Без других шагов по дерегулированию повышение тарифов не имеет смысла. В том, что касается тарифов на электроэнергию, есть вопросы к прозрачности использования этих денег и перехода на систему стимулирующего тарифного регулирования для распределительных компаний облэнерго.
Другим очень важным событием стала борьба с монополией Газпрома как единственного продавца газа в Украину. Эксперты максимально положительно оценили тот факт, что в І квартале 2015 года Украина купила больше газа в ЕС, чем в РФ. В то же время проблемой остается то, что значительная часть импорта с ЕС является перепродажей российского газа. В условиях противостояния Украины и России и уменьшения поставок не только в Украину, но и в страны ЕС, могут возникнуть проблемы с закупкой газа на западной границе.
Как известно, самый большой объем электроэнергии в Украине производится АЭС и ТЭС, причем срок действия ряда блоков АЭС закончится в следующем десятилетии. С целью решения этой проблемы рассматривался план достройки третьего и четвертого блоков Хмельницкой АЭС. Договор на реализацию проекта был подписан с компанией «Атомстройэкспорт», являющейся подразделением компании «Росатом», но соглашение разорвали в сентябре 2015 года. Согласно мнению экспертов, это решение было важным (9 баллов) и целесообразным (5 баллов).
Важными мерами были поиск альтернативных источников атомного топлива (8,5 баллов) и угля марки А и Т (8 баллов), которые преимущественно добывались на временно оккупированных территориях Донбасса. Большинство экспертов считают целесообразным диверсификацию источников. Но эксперты отмечают, что вследствие отсутствия опыта и контактов в области международной торговли углем, в соглашении с ЮАР в 2014 году, скорее всего, присутствовала коррупционная составляющая (некоторые цены завышены), а слабая логистическая цепь сыграла против такой закупки. Закупка угля с оккупированных территорий, по мнению большинства экспертов, нецелесообразна (-1 бал).
Контракт «Укринтерэнерго» с российской энергетической компанией «Интер РАО» о (1) плановых поставках электроэнергии в Украину и (2) с Украины в оккупированный Крым (в контракте полуостров назван «Крымским федеральный округом РФ», что вызвало громкий резонанс в Украине), по мнению экспертов, не очень важен (6 и 7 баллов) и нецелесообразен (- 1 балл по обоим пунктам). К сожалению, из временной вынужденной необходимости в 2014 году импорт электроэнергии перерос в импортозависимость в 2015 году. В то же время эксперты замечают, что рассматривать это соглашение нужно в целом, поскольку этот контракт является важной частью других политических договоренностей.
Законы
За последние полтора года парламент принял лишь четыре закона, напрямую касающиеся энергетической сферы (смотрите Таблицу 2). Безусловным лидером является закон о рынке природного газа, принятый Верховной Радой в апреле 2015 года — максимальные оценки: 10 баллов за важность и 5 за целесообразность.
Повышение платежей в бюджет для газодобывающих компаний, по мнению большинства экспертов, не было целесообразным (-1 бал).
Акты Кабмина
Среди решений Кабина важнейшей признана отмена рекомендации относительно установки льготного тарифа на электроэнергию для ряда угледобывающих предприятий (9 баллов) и отмены 15% скидки на нефтяных аукционах (8,5 баллов). Эти два решения также признаны наиболее правильными (оба по 5 баллов). В целом решения Кабмина являются менее важными, чем законы — ни одно не набрало 10 баллов (см. Таблицу 3), вероятно потому, что такие действия являются преимущественно техническими и точечными. Стоит заметить дерегуляционную направленность большинства актов Кабмина — это преимущественно отмена норм, создававших неравные правила игры.
«Бездействия», то есть важные нерешенные проблемы
Эта часть опроса была самой сложной, потому что существует бесконечное количество альтернативных вариантов развития событий.
По мнению всех опрошенных, основным провалом является отсутствие закона о НКРЭКУ как независимом регуляторе — это единственное событие во всем опросе, которое каждый из экспертов оценил как важнейшее (10 баллов) и большинство экспертов, — как правильное (5 баллов). На сегодня есть ряд законопроектов по этому вопросу, над которыми работали отечественные и зарубежные эксперты. Основным камнем преткновения остается отсутствие договоренности между президентом, кабмином и парламентом о том, каким образом будут избирать членов Комиссии и ее председателя.
Мнения экспертов относительно других вопросов разделились. Некоторые поддержали модернизацию ТЭС (и ТЭЦ) с целью использования других марок угля как важный вопрос, который не был решен, однако другие отмечают, что такая модернизация является экономически нецелесообразной и может противоречить экологическим нормам ЕС. Больше того, рассматривать такую модернизацию необходимо лишь в рамках общего плана развития ОЭС и определения долгосрочной перспективы энергообъектов в зоне АТО.
В конце июля 2015 года Служба безопасности Украины блокировала тендер, объявленный государственным предприятием «НЕК» Укрэнерго» для закупки трансформаторов по значительно завышенным ценам. Провал тендера большинство экспертов оценило как позитивный и важный шаг, отметив, что закупка в таких объемах была нецелесообразной.
Другие важные примеры «бездействия», по мнению экспертов:
- Невыполнение решения СНБО об утверждении новой версии Энергетической стратегии до 2035 года.
- Невыполнение требований действующего Закона № 663 «О принципах функционирования рынка электрической энергии».
- Отсутствие принятой новой версии Закона «О рынке электрической энергии», учитывающей обязательство имплементировать Третий энергетический пакет.
- Отсутствие деоффшоризации энергосектора
Выводы
За последние полтора года власть предприняла ряд важных шагов, однако многие реформы остаются незаконченными, тем самым сдерживая развитие энергосектора на благо общества. Также существуют проблемы с прозрачностью действий власти. Перспективы в области энергетики и энергосбережения продолжают быть достаточно неопределенными, что негативно влияет на инвестиционную привлекательность этой области. Отсутствие независимого регулятора, по мнению всех опрошенных, является очень существенной проблемой, нуждающейся в немедленном решении.