Серая зона
В Цхинвали уже не первый раз пытаются реализовать идею о присоединении к России. Еще в 1991 году, когда началось противостояние с первым демократически избранным руководством Грузии, Совет народных депутатов Южной Осетии призвал Верховный Совет РСФСР рассмотреть такую возможность. Год спустя уже Верховный совет самопровозглашенной республики инициирует проведение референдума, а результатом объявляется поддержанное 99% населения перспектива объединения с Российской Федерацией.
Хоть Москва и открыто спонсировала сепаратистские движения на постсоветском пространстве, тогда в 1990-х было решено ограничиться военной поддержкой и принуждением Грузии к формату замороженного конфликта. Главным переговорщиком со стороны РФ тогда выступал нынешний министр обороны Сергей Шойгу. Позже в своих интервью он будет называть цхинвальский опыт созданием за очень короткий период алгоритма миротворчества и остановки войны. По сути алгоритм закреплял присутствие российских вооруженных сил в качестве «миротворцев», что впоследствии реализовывалось в Абхазии и Приднестровье.
Южную Осетию в принципе можно считать таким себе экспериментальным полигоном по реализации проектов непризнанных территорий, с помощью которых Кремль продолжает сохранять контроль над рядом бывших советских республик. Силовые структуры в Цхинвали изначально курировали кадровые российские офицеры. А когда первый де-факто глава сепаратисткого анклава Людвиг Чибиров стал вовлекаться в диалог с Тбилиси, то его заменили на более лояльного Москве бывшего комсомольского работника Эдуарда Кокойты. Именно при последнем вновь активизировалась тема интеграции Северной и Южной Осетии, что по большому счёту означало присоединение к России.
Российско-грузинская война в августе 2008 года, с которой началась оккупационная политика РФ, тоже была своего рода проверкой алгоритмов, примененных годами позже в Украине. Официальное признание Россией «независимости» Южной Осетии на самом деле стало следующим этапом еще более тесной привязки региона к России. Место Смешанных сил по поддержанию мира (ССПМ) заняла 4-я российская военная база в количестве до 4000 солдат и офицеров. Экономика непризнанной республики почти на 90% держится на поступлениях из федерального бюджета России. По данным российской дипломатической миссии в Цхинвали, более 90% жителей республики (а это свыше 50 тыс. людей) имеют российские паспорта. Кстати, послом РФ в Южной Осетии стал бывший командующий ССПМ генерал-майор Марат Кулахметов.
Кремль контролировал внутреннюю политику Южной Осетии и дирижировал местные выборы. Когда в ходе президентской гонки в 2011 году победила кандидат от оппозиции Алла Джиоева, то местный Верховный суд признал решение ЦИК нелегитимным, ссылаясь на то, что сторонники Джиоевой препятствовали свободному волеизъявлению граждан. В кресло главы республики быстро усадили выходца из КГБ СССР Леонида Тибилова, на смену которому уже пришел бывший офицер псковской дивизии ВДВ Анатолий Бибилов. Последнему ряд российских СМИ приписывали участие в кавказских криминальных группировках на территории Украины в 1996-98 гг.
Ответственным за Южную Осетию в администрации президента РФ был назначен Владислав Сурков, ранее курировавший «ДНР» и «ЛНР». Именно при Суркове заработала схема с созданием финансовой и торговой структуры для сепаратистских регионов на востоке Украины. В 2017 году появилась компания «Внешторгсервис» бывшего вице-губернатора Иркутской области Владимира Пашкова. Зарегистрированная в Цхинвали компания получила в управление большинство предприятий, находящихся на неподконтрольных Киеву территориях.
После признания в Южной Осетии независимости «ДНР», было предложено создать коммерческий банк для расчетов с Россией, как через оффшор, который не попадает под санкции. Так в Донецке и Луганске открылись филиалы «Международного расчетного банка Республики Южная Осетия». То есть корсчет югоосетинского банка – это обычный расчетный счет в российском банке. Весной 2022 года «Международный расчестный банк» вновь всплывет в новостях. Российские оккупанты теперь пытаются привлечь его для введения рублевой зоны на территории временно оккупированной Херсонщины.
Референдум под вопросом
На фоне последних событий вокруг временно оккупированных территорий Украины с признанием «Л/ДНР» и попыток интегрировать Херсонскую область, цхинвальский референдум довольно логично вписывался в предполагаемый сценарий Кремля, кульминацией которого могла бы стать попытка представить россиянам миф о «собирании земель» вокруг Москвы.
С другой стороны, какой смысл в повторном референдуме, когда тема воссоединения уже является практически решенным вопросом, а в Цхинвали и Москве при этом могут сослаться на результаты референдума 1992 года? Именно на него и ссылался так называемый новоизбранный президент Алан Гаглоев, который засомневался в своевременности проведения нового референдума. А в Москве инициатива Бибилова вызвала недоумение – первый зампред комитета госдумы РФ по делам СНГ Константин Затулин спросил: зачем этот процесс России?
Подобная реакция не свидетельствует о том, что в Москве потеряли интерес к возможности присоединения Южной Осетии. Дело скорее в личности уходящего главы непризнанной республики.
За время своего «президенства» с 2017 года Анатолий Бибилов умудрился настроить против себя большинство населения. Авторитарные методы правления фактически лишили его поддержки среди электората. Последним таким примером стало дело 28-летнего Инала Джабиева, задержаного по подозрению в покушении на де-факто главу МВД Южной Осетии Игоря Наниева. Джабиев погиб два года назад от рук силовиков в отделении криминальной милиции. Его смерть повлекла за собой акции протеста в Цхинвали. Бибилову тогда пришлось лично урегулировать конфликт и отправить в отставку ряд местных силовиков.
В прошлом году Федеральная таможенная служба России обвинила руководство самопровозглашенной республики в крышевании схем контрабанды табачных изделий. Причем данную информацию в Москве для оглашения передали представителям местной оппозиции.
Но самое большое недовольство граждан вызвала поддержка Бибиловым решения командования 4й военной базы отправить на войну в Украину местных военнослужащих. В результате около 300 человек вскоре покинули зону боевых действий, сославшись на плохое обращение со стороны командования ВС РФ. Сама идея мобилизации осетин для войны в Украине не находит отклика среди людей. На сегодняшний день официальное число уроженцев Северной и Южное Осетии, погибших в ходе российско-украинской войны, составляет более 50 человек.
Поэтому попытка объявить референдум о присоединении к России, по мнению Бибилова, могла стать главным предвыборным козырем на фоне падения популярности. Но в Москве прекрасно осознавали токсичность де-факто руководителя республики, что могло только негативно сказаться на самой идее волеизъявления по данному вопросу. При этом новоизбранный де-факто президент Алан Гаглоев все же подтвердил решение не отменять назначенное на 17 июня волеизъявление. И это говорит о том, что данная инициатива нацелена на аудиторию далеко за пределами Цхинвали.
Грузия и «второй фронт»
Последние девять лет правящая команда Грузии в вопросах сепаратистских регионов выбирала единственную четкую линию поведения – не нервировать Москву. В случае с Цхинвальским регионом, как официально в Тбилиси принято называть Южную Осетию, ситуация еще усугублялась постоянными попытками ползучей аннексии. Начиная с 2013 года, российские пограничники совместно с местными силами безопасности активно устанавливают заграждения, которые проходят по территории грузинских сел в зоне конфликта. Причем это происходит на глазах Миссии наблюдателей ЕС в Грузии. Официальный Тбилиси традиционно ограничивается выражением обеспокоенности и недопустимости «бордеризации» региона.
С началом широкомасштабного вторжения России в Украине, подобная позиция в отношении Кремля сохраняется. Правительство Грузии продолжает осторожничать даже на фоне полной солидарности и беззаговорочной поддержки Украины со стороны грузинского общества.
Действительно, в Тбилиси очень хорошо помнят последствия августовской войны 2008 года, когда российская армия в течение недели заняла ключевую автомагистраль, соединяющую западную и восточную части страны, а российские танки были практически в двух километрах от грузинской столицы. Расстояние от Цхинвали до Тбилиси составляет около 120 км. Контроль над Рокским тоннелем, связывающим Цхинвальский регион с Северной Осетией, позволяет российской армии в любое время перебросить в сторону Грузии дополнительные силы. Плюс присутствие 7й российской военной базы (около 4 000 военнослужащих) на территории оккупированной Абхазии еще больше усиливает страхи повторения событий 2008 года.
Поэтому ситуация с так называемым референдумом показывает, как в Кремле дальше планируют использовать сепаратистские регионы. Речь идет не только о перманентной военной угрозе, но и последствиях для двусторонних отношений Украины и Грузии. Именно нежелание официального Тбилиси вводить собственные санкции в отношении России породило проблемы в отношениях с руководством Украины. Ни для кого не секрет, что коммуникация с Киевом для грузинской правящей команды уже давно перешла в категорию далекую от дружественной. Об этом свидетельствуют взаимные претензии, когда в Офисе Президента Украины обвиняют власти Грузии в слабости и нежелании действовать более агрессивно в отношении России, а в ответ из Тбилиси слышны обвинения в адрес украинских коллег о попытке затянуть Грузию в войну.
В Москве прекрасно видят эти тенденции и могут продолжать играть на противоречиях между давними партнерами. И это уже на самом деле происходит. К примеру, на сегодня между Украиной и Грузией уже не наблюдается синхронизации процессов, направленных на вступление в ЕС и НАТО. Обе стороны движутся в этом направлении отдельными треками.
Правящая партия «Грузинская мечта» прежде не раз подвергалась критике за действия в пользу России. Основатель «мечты», олигарх Бидзина Иванишвили, пришел в большую политику на родине после того, как заработал свои активы на территории РФ. Несмотря на то, что Иванишвили уже давно не занимает постов в системе исполнительной или законодательной власти, он до сих пор продолжает оказывать влияние на принятие решений в стране. Недавно была опубликована запись телефонного разговора между ним и российским олигархом Владимиром Евтушенковым, где можно услышать о попытке наладить канал связи с попавшими под санкции российскими бизнес-структурами. Данный факт не стал поводом для массового недовольства. Однако не стоит забывать, как два года назад Тбилиси захлестнули массовые акции протеста после появления на мероприятии в парламенте Грузии депутата Госдумы РФ Сергея Гаврилова.
Последние опросы общественного мнения, проведенные NDI в Грузии, уже показали низкий уровень доверия граждан к руководству страны. Поэтому возможное вхождение сепаратистского анклава в состав РФ может подогреть антиправительственную риторику. «Грузинскую мечту» могут обвинить в полном бездействии и потере территорий, что может привести к досрочным парламентским выборам и возможной смене власти. Учитывая настроения в обществе, ни одна из политических сил не сможет получить преимущества. Такая ситуация создаст предпосылки для затяжного политического кризиса и будет иметь негативные последствия для системы государственного управления. Последнее ещё больше развяжет руководству РФ руки для осуществления агрессии. Пока правящая партия сдерживает недовольство граждан путем запугивания российской угрозой и наличием административного ресурса.
Поэтому, как ни парадоксально, но именно от Вооруженных Сил Украины и их успехов на поле боя сегодня зависит то, насколько Россия будет ограничена в ресурсах и возможностях проводить агрессивную политику против соседей.