В последнее время все больше и больше наше правительство напоминает коварных китайских средневековых мандаринов: то говорит иносказаниями, то что-то недоговаривает, но мало чего делает. Вот и сейчас вместо того, чтобы предпринимать реальные шаги и реализовывать промышленную политику, способствует «медиа-вбросам», т.е. отвлечению внимания читающей публики на бесчисленные статьи и комментарии о «долге Януковича» и последствиях его неуплаты. То есть, делает все то, что предписывает китайская стратагема №11 - «Сливовое дерево засыхает вместо персикового». Создается впечатление, что не хочет Кабмин заниматься своими прямыми обязанностями и выполнять обещания, которые его члены давали на Майдане! Ведь благосостояние страны не может зависеть от того, взыщет ли Россия долг у Украины в английском суде или нет. Кстати, замечу, что Англия выстроила целую бизнес-империю на судебных процессах, и мы знаем, что независимость английских судей от других ветвей власти, наверное, максимальная в мире. И решение, основанное на английском частном праве, скорее всего, будет в сильной степени свободно от любой международной политической целесообразности.
Еще раз акцентирую внимание на политической, моральной, философской логичности решения о невыплате долга по облигациям, купленных Россией для стимулирования Януковича отказаться от курса на евроинтеграцию Украины. Но хочу предостеречь от той эйфории, в которую погружают общественность в данном вопросе. Россия наверняка тщательно готовится к судебному разбирательству в Лондонском арбитражном суде, имея неслабую юридическую позицию по данному долгу. Кроме того, хочется верить, что Минюст Украины знает о том, что в рамках данного судебного процесса, вслед за иском, может последовать попытка России добиться международного замораживания имущества, принадлежащего Украине за рубежом. Конечно, это не арест имущества, но тоже ничего приятного не предвещает.
Но сумма долга, из-за которой в отечественных СМИ столько «сломано копий», невзирая на нынешнее тяжелое положение нашей страны, несопоставима с масштабами украинской экономики, да и с суммарным долгом Украины тоже - 2,38 % от 126 млрд. долл. внешнего долга на данный момент (по данным Справочника ЦРУ). Не пустяк, но и не критично! В то же время от коррупции Украина несет убытков, по мнению Михаила Саакашвили (у нас он сейчас главный специалист по коррупции), на сумму около 5 млрд. долл. в год. Но реальных дел мы не видим. Зато говорят и пишут про «долг Януковича».
Потери же украинской экономики от отсутствия у нас промышленной политики – а это прерогатива Кабмина - намного больше. Южная Корея с населением 51,4 млн человек имела ВВП в 2014 году - 1410 млрд. долл., мы же с населением в 42,6 млн. человек - всего 131 млрд долл. (по данным МВФ). Южная Корея по размеру ВВП превосходит нас более, чем в 10 раз (!). В то время, как по населению превосходит всего в 1,2 раза. Кроме того, ВВП Южной Кореи постоянно растет, а наш ВВП стабильно падает (например, в 2013 году в Южной Корее ВВП составлял 1306 млрд. долл. у нас - 180 млрд. долл.). По кумулятивному росту/падению ВВП за 1991-2015 годы мы - предпоследние в мире (на последнем месте Корея, только на этот раз Северная).
Пусть и с большой долей условности, но можем посчитать - сколько стоит отсутствие промышленной политики в Украине, если сравнить ее с Южной Кореей. Для этого разделим ВВП Южной Кореи в 2014 году -1410 млрд. долл. на 1,2 (во столько раз насколько население Южной Кореи больше населения Украины). Получаем цифру в 1175 млрд. долл., которая гипотетически показывает - каково бы было ВВП Южной Кореи, если бы в ней жило столько же людей, сколько в Украине. Если от этой цифры мы отнимем украинский ВВП в этом же 2014 году - 131 млрд. долл., - то мы получим условную разницу ВВП, который мог бы быть у нас, если бы в Украине, как в Южной Корее, была промышленная политика. Итак - 1044 млрд. долл. Более триллиона долларов - вдумайтесь в эту цифру! Это же почти 8 нынешних ВВП Украины! Понятно, что для получения такого результат нужно в течении многих лет проводить грамотную промышленную политику. Понятно, что за 5-7 лет разрыв с Южной Кореей нам не сократить. Но, тем не менее, если бы у нас была все эти годы промышленная политика, то разрыв, если бы и был, не мог бы быть таким колоссальным!
Еще раз - почему Южная Корея растет, а Украина падает? Потому что у них правительство занимается развитием страны, наши же правительства – преимущественно разборками с целью манипуляторным PR-ом в прессе. И отнюдь не в последнюю очередь Южная Корея добивается таких успехов в результате осуществления национальной промышленной политики. Я уже писал, как корейцы осуществили семь Промышленных планов с 1962 по 1996 годы, которые применяли, в основном, к частной по характеру собственности экономике. Сколько еще мне надо написать колонок об этом, чтобы хоть кто-то в правительстве озаботился вопросом промышленной политики? Если я неправ, пусть кто-нибудь из членов правительства опровергнет эти данные! Должна же быть обратная связь с обществом и публичная научная дискуссия по этой важной проблеме?!
Но вместо этого нам навязывают различные статьи и комментарии про не столь уж значимый для экономической судьбы страны долг, от выплаты или невыплаты которого, по сути, не так уж много чего изменится. В то же время от наличия (или отсутствия) в стране промышленной политики изменится многое, если не все. И кстати, нам ничего не известно об исках к России в международные суды за аннексию Крыма, которые могли бы существенно поправить финансовое положение нашей страны. Если учесть, что по «делу ЮКОСа» возмещение составило 50 млрд. долл., то за Крым Украина могла попытаться отсудить у оккупантов сумму, которая на порядок больше. Например, 500 млрд. долл.! Более того, юридическая позиция Украины в предстоящем судебном процессе относительно невозврата России 3 млрд. долл. была бы значительно сильнее, если бы к моменту подачи Россией иска в международные суды уже были бы поданы иски нашей страны к РФ относительно убытков в связи с аннексией Крыма. То есть вместо того, чтобы владеть инициативой, для чего имелись все предпосылки, мы отдали ее противнику.
Так где же иски в международные арбитражи по поводу аннексии Крыма (брали бы, в конце концов, пример с украинских нефтяных и газовых компаний, среди которых и более чем наполовину принадлежащая государству «Укрнафта»?
Или правительство уже перестало чувствовать, что мандат на правление оно получила от народа, и скоро этот мандат народом же может быть отозван. Мы живем не в Азии, а в Европе. Европейским политикам свойственен более прямой стиль общения, чем в Азии. Поэтому хватить «пудрить мозги» народу всякими малосущественными проблемами, давайте обсуждать реальные проблемы. Скоро нам, обычным украинцам, если ВВП страны будет снижаться такими темпами, наверное, придется вставать вместе с правительством в одну очередь за международной гуманитарной помощью.
Канадский теоретик средств массовой информации Маршал Маклюэн еще в 1962 году сказал, что «медиа есть - сообщение» («The medium is the message»). В современную эпоху посредством медиа правительство разговаривает с народом, и посылает ему те сигналы, которыми он руководствуется в своей повседневной жизни, и с помощью которых правительство хочет его мотивировать для достижения серьезных и масштабных экономических целей. Кабмину нужно перестать ставить перед народом и перед самой собой мелкие цели, которые ничего не значат, и которые никуда не ведут. Существующая ситуация не делает чести Кабмину и опасна, в конце концов, для него самого. Потому что, когда народу станет нечего есть, он предъявит правительству счет, который оно вряд ли сможет оплатить. Почему же не заняться реальной экономической политикой, а не ее симуляцией? В конце концов я не верю, что в правительстве у нас сплошь одни парвеню и дилетанты, должны же быть и трезвомыслящие грамотные люди. Или я все-таки ошибаюсь?