Переполненные залы, раскупленные билеты задолго до всех сеансов — с таким успехом в Таллинне состоялись показы снятой в Северной Корее новой картины известного кинорежиссёра-документалиста и директора фестиваля документального кино «Артдокфест» Виталия Манского. Международная премьера фильма, которую ждали многие, прошла в рамках главной конкурсной программы кинофестиваля PÖFF.
Идея создания картины о жизни в одной из наиболее закрытых стран в мире режиссёру пришла несколько лет тому назад. После долгих переговоров удалось, наконец, договориться с северокорейской стороной и приступить к съёмкам. Однако фильм получился совсем не таким, каким его задумывали авторы: во время работы представители КНДР ежесекундно перекраивали будущую картину, вмешиваясь буквально в каждый её кадр. Но даже в таких условиях полностью отснять задуманный материал съёмочной группе не удалось.
- Меня интересовала сама возможность сделать фильм в стране, которая, как мне казалось, напоминает мне наше далёкое прошлое. И моя идея была в том, чтобы попытаться разобраться в нашей истории. Ведь если говорить о самой северокорейской жизни, то я о ней знал, в сущности, то же, что и все мы, - комментирует Виталий Манский.
По словам продюсера фильма Натальи Манской, началу съёмок в КНДР предшествовала скрупулёзная работа. Договор с северокорейской стороной прописывался до мелочей. Но в конечном итоге именно она его и нарушила, не впустив съёмочную группу в страну в последнюю экспедицию, которая должна была длиться 45 дней. «Таким образом они не обеспечили нам 50% съёмочного периода», - говорит Наталья.
- КНДР прописывала все нюансы, вплоть до сценария, несмотря на то, что у нас был свой сценарий, - продолжает Виталий Манский. - По первоначальному замыслу во второй половине фильма наша юная героиня должна была участвовать в крупнейшем празднике в мире — Ариран, и создавать во время его знаменитые на весь мир живые картины из цветов. Но нас не впустили. Причём официальной причиной запрета съёмочной группы на въезд было введение карантина в стране в связи с какой-то свиной лихорадкой.
Режиссёр признаётся, что представители КНДР — а именно отдела по внешним связям Министерства культуры — не только обеспечивали пребывание съёмочной группы в Пхеньяне: «В приставленной к нам группе были разные люди. В том числе, те, которые выстраивали документальную жизнь такой, какой она должна была попасть в наш кадр. Вначале мы сопротивлялись этому как могли, а потом смирились, и просто начали документировать то, что происходит».
Действительность в «стране народного счастья» по замыслу северокорейских кураторов режиссёр должен был показать при помощи своих главных героев - «среднестатистической» семьи и их дочери-школьницы. Так, отец юной героини Зин Ми, журналист по профессии, в документальном фильме «изображает» инженера образцовой швейной фабрики. Да и живут главные герои в действительности в небольшой квартирке, а не в просторных апартаментах с видом на местный театр. Однако подобная манипуляция пропагандистов КНДР в фильме Манского выстраивает новый сюжет и превращается в «фильм о фильме», смело манипулирующий отснятым материалом.
- Во время пребывания в КНДР мне показалось, что сходство этой страны с Советским Союзом 1930-х годов носят исключительно внешний характер. Глубинные же отличия между этими двумя системами, скорее, фундаментальные, - делится Виталий Манский. - СССР, при всех ужасах сталинского строя, дал великий кинематограф, театр, литературу, науку, замечательные имена — Эйзенштейна, Родченко, Ахматову и целый ряд других. В Северной Корее же ничего подобного нет как класса. При Сталине в СССР люди ещё имели историческую память до событий 1917 года, а в КНДР выросло не одно поколение, которое не имело такой памяти. И мне показалось важным снять фильм об этом. Показать, как такая система репродуцируется, как она функционирует.
Важно ещё понимать то, что в том нашем советском прошлом хватало недовольных. А в северокорейском обществе недовольных нет. По крайней мере, я таких не встречал. Вот, скажем, частного в этой стране нет ничего. Даже одежды. Например, частных велосипедов я там точно не встречал. В Северной Корее абсолютная вертикаль власти в её самой идеальной форме. И все граждане КНДР абсолютно довольны существующим положением дел. Когда в фильме человек просит детей танцевать патриотичнее, мы смеялись, потому что не понимали, как это. А вот дети прекрасно всё поняли! И я увидел, что в следующий раз они станцевали действительно патриотичнее, - продолжает режиссёр. - В КНДР кардинально иная и культура. Если в России Министерство культуры постепенно превращается в Министерство пропаганды, то в Северной Корее это давно стало реальностью. В этом смысле, если у России с КНДР нет общего прошлого, то, возможно — и не дай Бог — у нас может быть общее будущее.
Получение такого фильма как «В лучах Солнца» в главную конкурсную программу на правах международной премьеры — большая удача для PÖFF, в прошлом году ставшим международным кинофестивалем категории «А». Причём, в сетке показов «Тёмных ночей» можно было найти немало и других картин, которые отсылают к советскому прошлому — разные как по своему жанру, так и по уровню режиссёрского мастерства.
Показанная вне конкурса азербайджанская картина «Кровавый январь» Вахида Мустафаева заинтересовала самой своей тематикой. Это довольно дорогостоящее полотно посвящалось событиям второй половины января 1990 года, когда подразделения Советской Армии получили приказ расстреливать жителей Баку, выступавших за свободу и независимость своей республики. Вторжение в столицу Азербайджана советских войск и отрядов специального назначения сопровождалось особой жестокостью. Военным приказывали расстреливать «всё, что движется», и они с неистовым рвением устроили кровавую баню на бакинских улицах.
Судя по увиденному на экране, на производстве фильма денег не экономили: Гораздо хуже обстояли дела с содержанием. В этой слепленной по подобию голливудских боевиков и турецких мыльных опер гремучей смеси переплелось всё на свете: фальшивая театральщина, любовные стенания с заламыванием рук и великодержавный пафос. К концу ленты ждёшь, когда тебе покажут в кадре действующего азербайджанского президента и азербайджанский государственный флаг. И в нужный момент это происходит.
Честно говоря, на подобных фильмах я до конца никогда не высиживаю. Но с одной стороны, переходить в другой кинозал совсем не хотелось, а с другой, было всё же интересно досмотреть азербайджанскую ленту о событиях, предшествовавших распаду СССР. Увы, воспринимать всерьёз показанное на экране не позволяло даже то, что картина основана на реальных, поистине трагических событиях. Мешали этому даже сцены с расстрелами мирных граждан — снятые хоть и с размахом, но в совсем неуместной для темы картины стилистике b-movie.
Кстати, в самом Азербайджане фильм приняли крайне неоднозначно. На местных форумах можно встретить уничижительные отзывы в адрес его создателей. Приведу один из них: «Нравы в фильме переданы не совсем правильно. Героизм главных героев зашкаливал: на шестерых убили около 20 военных, сожгли танки, сделали спецоперацию и уничтожили командующего пехотой, ворвались в генштаб армии, всех убили, дошли до комнаты командующего штабом и т. д.!» - пишет пользователь disput.az Tural Badi Kube. Не «Кровавый январь», а прямо «Терминатор» какой-то.
Впрочем, откровенно конъюнктурная и лишённая художественных качеств азербайджанская лента в программе «Тёмных ночей» - скорее исключение из правил. На днях здесь стартовали обе главные конкурсные программы фестиваля: кроме основного в нынешнем году здесь представлен также конкурс дебютных фильмов. Киноманам будет где развернуться. Главное — вовремя запастись нужным билетом. В этом году, несмотря на резкое уменьшение фильмов, снабжённых русскими субтитрами и довольно внушительную русскоязычную фестивальную аудиторию, зрителей на «Тёмных ночах» меньше не стало. А билеты на многие фильмы уже раскуплены до единого.
Также в эти дни в рамках фестиваля проходит саммит #Digital Future For Film. Одним из главных его событий станет встреча представителей Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF), Британского института кино (BFI), Французского национального центра кинематографии CNC, Гильдии продюсеров Америки (PGA), Эстонского фонда кинематографии, Хорватского аудиовизуального центра, организаций Europa International, ICM & Partners, EuroVOD, Distrify и многих других. На ней будут обсуждаться перспективы цифрового рынка в Европе и будущее аудиовизуального бизнеса. Количество гостей и участников PÖFF в эти дни должно увеличиться до 1 тысячи — это настоящий рекорд для Таллиннского кинофестиваля!
Ну а тех, кому ближе всё-таки кино, нелишним будет познакомить с фильмами, которые вошли в обе конкурсные программы PÖFF
Основная конкурсная программа:
«28:95 по местному времени» - режиссер Давид Сафарян (Армения-Голландия-Германия)
«Лавина» - режиссер Мортеза Фаршбаф (Иран).
«Black» - режиссеры Адиль эль Арби, Биляль Фаллях (Бельгия).
«Невеста» - режиссер Паула Ортис (Испания).
«Рассвет» - режиссер Лайла Пакалниня (Латвия-Эстония).
«Эпитафия» - режиссеры Рубен Имаз, Юлен Олайзола (Мексика).
«Happy Hour» - режиссер Франц Мюллер (Германия-Ирландия).
«Инсайт» - режиссер Александр Котт (РФ).
«Пусть поплачет» - режиссер Asoka Handagama (Шри-Ланка).
«Горизонт» - режиссер Мариан Крисан (Румыния).
«Бродяга» - режиссер Йермек Турсунов (Казахстан).
«Инстинктивная ненависть» - режиссер Джастин Лернер (США).
«Райская сюита» - режиссер Йоост ван Гинкель (Голландия-Швеция-Болгария).
«Обвинитель, защитник, отец и сын» - режиссер Иглика Трифонова (Болгария-Швеция-Голландия).
«Лето замерзших фонтанов» - режиссер Вано Бурдули (Грузия-Россия).
«Трон» - режиссер Ли Йоон-Ик (Южная Корея).
«В лучах Солнца» - режиссер Виталий Манский (Россия-Германия-Северная Корея-Чехия-Латвия).
«Цветок Циннии» - режиссер Том Линь (Тайвань).
Tridens First Features
«Роды» - режиссёр Мартин Мехир Ругелес (Колумбия).
“Лавка старьёвщика» - режиссёр Пол Айрленд (Австралия).
«Двое» - режиссёр Сохейла Голестани (Иран).
«Трудности Белого города» - режиссёры Таннер Кинг Барклоу и Жиль Кофман (США).
«Не смотри на меня так» - режиссёр Уйзенма Борху (Монголия — ФРГ).
«Лоев» - режиссёр Судхансу Сарья (Индия).
«Road-Movie» - режиссёр Мартин Елинек (Чехия).
«Гуарани» - режиссёр Луис Зорракин (Парагвай — Аргентина).
«Находка» - режиссёр Виктор Демент (РФ).
«Чёрный альпинист» - режиссёр Урмас Э. Лийв (Эстония - РФ).
«Выживание» - режиссёр Агнес Киттельсен (Норвегия).
«Пища и кров» - режиссёр Хуан Мишель дель Кастильо (Испания).
«Анна» - режиссёр Жак Тулемонд Видал (Франция — Колумбия).
«A.K.A. Nadia» - режиссёр Това Ашер (Израиль).
«Снежный путь» - режиссёр Ли Нйонг (Южная Корея) — вне конкурса.
«Трое нас» - режиссёр Керон (Франция) — вне конкурса.