Утром 31 октября неравнодушным киноманам пришлось оторваться от мягких сидений залов кинотеатра “Киев” и выйти на акцию в поддержку другого культового места – кинотеатра “Жовтень”. После еще одного выступления против ЛГБТ-программы "Молодости" – на сей раз в кинотеатре "Кинопанорама" – не исключено, что киноманам придется выйти на улицы неоднократно.
Впрочем, после исполнения своего гражданского долга многих участников акции под зданием Киевсовета можно было увидеть на показе российского участника основного конкурса – фильм Ивана И. Твердовского “Класс коррекции”.
Пока что “Класс коррекции” – один из фаворитов полнометражного конкурса. Главная героиня фильма – молодая девушка Лена с ограниченными возможностями. Долгое время она училась в домашнем режиме, и только дойдя до 11-го класса пошла учиться в школу. Там ее определили в “класс коррекции” – отдельный класс, в котором учатся дети с определенными физическими или ментальными расстройствами. Класс коррекции изолирован от остальной школы (которая не оборудована даже пандусом) – у них даже есть “свой коридор”, о чем с гордостью заявляет директриса. Правда, коридор отгорожен от остального пространства дверью из железных прутьев, но кто будет вдаваться в детали – “класс коррекции нужен для того, чтобы вам помочь”. Но именно в этом классе Лена найдет друзей и первую любовь, пока в нем, как и в любой среде подростков, растущих в нестабильном обществе, не откроются ворота ада.
Первая половина “Класса коррекции” смахивает на hard-“Ералаш” – с черным юмором и довольно бойким развитием сюжета. Но потом группа выброшенных на обочину общества подростков начинает поступать с Леной так же, как общество поступает с ними. Удивительно, что класс коррекции дружит против отличающийся от остальных девочки с таким же энтузиазмом, с которым готово солидализироваться, если в поле зрения появляется враг из доминирующей, “нормальной” части общества.
При этом Твердовский не спекулирует и не заламывает руки в трагической позе, а снимает универсальное кино, которое вполне может быть а) успешным в широком прокате (недаром его наградило жюри прокатчиков на “Кинотавре”) и б) аккуратно показать зрителям их отражение в зеркале. А это, согласитесь, дорогого стоит.
Тема вытеснения из общества меньшинств раскрыта и в другом конкурсном фильме – австро-венгерской “Стране бурь”. Главный герой этого фильма – совсем не тот парень, о котором пишут в синопсисе. По сути, футболист Сабольч, который страдает от неопределенности и занятия не той профессией, о которой мечтал, является лишь поводом для изменений в жизни другого парня – Арона из венгерской деревни, куда Сабольч возвращается после неудачно сыгранного матча. Арон не знает, что он гей, пока Сабольч не нанимает его на работу. Между парнями завязываются отношения, которые приносят неприятности обоим. Сабольча избивают местные жители, а Арона они попросту начинают потихоньку вытеснять из общественной жизни – причем как мягкими, так и радикальными способами. Сабольч может в любой момент вернуться в футбольную команду (хоть и не хочет этого делать), а Арону бежать некуда.
“Страна бурь” – очень неровное кино, местами сильно провисающее и как будто за это извиняющееся потрясающей работой оператора и художника-постановщика.
Еще одна картина из Австрии – “Макондо”, участвовавшая в основном конкурсе Берлинского кинофестиваля. Это еще одна социальная драма – на этот раз о семье чеченских беженцев, ожидающих решения комиссии по предоставлению политического убежища. Старшему сыну – Рамазану – всего одиннадцать, но он уже ухаживает за матерью, присматривает за младшими сестрами и вовсю готовится к роли главы семьи. Отец Рамазана погиб на войне, но его место ненавязчиво пытается занять его друг, также приехавший в Австрию просить убежища. Рамазан не знает, как относиться к пришельцу и выбирает наиболее понятный способ, а потихоньку разжимающаяся пружина агрессии, засевшая у него внутри, всячески этому способствует.
Как и “Класс коррекции”, “Макондо” не спекулирует на проблематике, выбранной режиссером, но и не опускается до виноватой клоунады, как, к примеру, член жюри Петер Луизи в своем фильме “Швейцарские герои”, о котором мы уже писали. Вполне возможно, что “Макондо” на “Молодости” ничего не получит, но ожидания перед его просмотром он, бесспорно, оправдал.
Очень трогательную картину снял призер “Молодости” 2009 года – грузинский режиссер Георгий Овашвили. Его “Кукурузный остров”, снятый в ко-продукции аж с пятью странами, Грузия выдвигает на “Оскар” в категории “лучший иностранный фильм”. Это молчаливая история о дедушке с внучкой, занявших остров, находящийся на границе Грузии и Абхазии, чтобы посеять там кукурузу и заработать денег на ее урожае.
Предыдущая работа Овашвили (за которую он и получил статуэтку в номинации “лучший полнометражный фильм”) – “Тот берег” – была о маленьком мальчике, который искал отца, а нашел собственную идентичность. “Кукурузный остров” – о цикличности жизни, взрослении и каких-то общечеловеческих принципах, на которых продолжает держаться мир, несмотря на различные конфликты.
На 31 октября пришлась дата показа украинского участника полнометражного конкурса – фильма “Братья” Виктории Трофименко, но из-за большого ажиотажа не всем журналистам удалось его посмотреть. Виной ли тому недостаточное количество залов для “Молодости” (пожар в “Жовтне” заставил кинофестиваль потесниться еще сильнее), или же недосмотр продюсеров картины, забывших о показе для журналистов, сказать сложно, да и не хочется. Спрос на украинское кино, наблюдаемый на нынешней “Молодости”, не может не радовать (исключение составляет разве что Национальный короткометражный конкурс, средний уровень которого оставляет желать лучшего), спору нет, но без критики фильмов, которые с таким трудом в Украине снимаются, тоже не обойтись.
1 ноября станет известно, снискал ли украинский фильм аналогичного расположения у международного жюри, а 2-го ноября “Братьев” можно будет посмотреть на повторном показе в кинотеатре “Киев”.