ГлавнаяКультура

Симфонии Донбасса

С 28 октября по 11 ноября в музее «Духовні скарби України» будет проходить Национальный форум «Донкульт – мистецькі надра», посвященный донбасской культуре в самом широком смысле этого слова. Отталкиваясь от идеи выставочного проекта, охватывающего около 200 произведений визуального искусства ХІХ-ХХІ веков, организаторы пришли к концепции мультикультурного фестиваля, что для стен музея (да еще и подобной комплектации), как минимум, ново. В течение двух недель тут будут ежедневно проводиться литературные чтения, кинопоказы, театрализованные музыкальные перформансы и концерты классической, народной и экспериментальной музыки, объединенные донбасской тематикой.

Фактически, это первая масштабная попытка взглянуть на происходящее на Востоке процессы через призму культуры. И уже сам контент ясно показывает, что миф о Донбассе как о промышленном районе, не располагающем к сантиментам, далек от реальности. Пожалуй, наименее изученной в культуре Донбасса является ее музыкально-театральная составляющая – кстати, одна из наиболее событийно насыщенных программ фестиваля, гид по которой мы и предлагаем.

Фото: Facebook / Донкульт

28 и 29 октября состоятся два разных события, объединенные общим названием – «pOST bLOCK». Само название подобно кубику Рубика, так как является продуктом комбинаторики и благодаря перестановке элементов позволяет освобождать из себя все новые и новые смыслы. В нем запрятан Ostblock (в переводе с немецкого – Восточный блок) – термин, который использовался на Западе для обозначения стран «совка». Простой перестановкой составляющих получаем слово «блокпост» – нет смысла пояснять его значение для карты современного украинского Востока. Также освобождаем «post» («после») – неизменную приставку ко всем культурным явлениям конца XX века, обозначение из исчерпанности – постмодернизм, постиндустриализм, постгуманизм и т.д. Видим и английское lock («закрытый», «заблокированный») и буквы p и b в начале каждого из слов, похожие на поворот ключа. Комбинаторную игру можно продолжать бесконечно долго, и аудиовизуальная составляющая будет этому всячески способствовать.

В первый вечер (единственный, когда вход будет ограничен пригласительными, во все другие дни попасть на любое мероприятие можно свободно) выступит Luna Ensemble (художественный руководитель – Максим Коломиец) с музыкой эпохи барокко и актеры творческой мастерской Aparté (режиссер – Диана Айше). Музыкально-театральный перформанс обещает открыть перед зрителями ворота придуманного ими города, болезненно похожего на тысячи реальных украинских городов, сел и поселков. Актеры пригласят гостей посетить парки и скверы, кафе, библиотеки и базары этого города. Все вместе будут создавать историю, финал которой будет зависеть как от артистов, так и от зрителей.

Luna Ensemble
Фото: masterklass.ua
Luna Ensemble

В следующий вечер пройдет аудиовизуальный перформанс «pOST bLOCK. ТОЧКА СХОДУ». Во второй части заголовка обыгрывается такое понятие, как точка схода перспективы – один из азов рисования, которому обучают еще в художественной школе. Одновременно это еще и «точка Сходу», т.е. «точка Востока». Истории жизни беженцев и жителей региона, которые остались в зоне АТО, в этом аудиовизуальном перформансе войдут в резонанс с произведениями композиторов второй половины XX – начала XXІ ст. Совместный проект художницы Дарьи Кузьмич, музыкального руководителя Максима Коломийца, Ensemble Nostri Temporis, Tenpoint (виджеинг, видео арт) и Front Pictures нанижет человеческие истории на остросовременную музыку Владимира Раннева, Жоржа Апергиса, Янниса Ксенакиса и Максима Коломийца.

В четверг, 30 октября проект экспериментальной музыки «Supremus» перебросит очередной мостик между мирами популярной и академической музыки. Помимо других в концерте прозвучат две революционные для XX века партитуры, полностью изменившие представление о музыкальном произведении. Первая – «4′33″» Джона Кейджа, своеобразный «черный квадрат» музыкального искусства. Ее музыканты исполнят в качестве реквиема по погибшим во время событий на Донбассе. Другая – композиция Терри Райли «IN C», фундамент музыкального минимализма, произведение из 53 до-мажорных фрагментов, которые могут повторяться вечно. Солнечная жизнерадостность пьесы, ее потенциальная бесконечность и объединение инструменталистов во время игры в живую музыкальную цепь будут символом жизни в мире и единстве, а также движения к самосовершенствованию.

Вечером 1 ноября выступят хедлайнеры Форума – Сергей Жадан и харьковская ска-группа «Собаки в космосі» с новым альбомом-книгой «Бийся за неї». Кстати, Жадан – один из тех уроженцев Донбасского региона (он родом из Старобельска Луганской области), которых с Донбассом упорно не ассоциируют.

Фото: www.chytomo.com

Другому выходцу из этих широт – композитору Сергею Прокофьеву – в честь которого названа не только Донецкая музыкальная академия, но и новенький, а теперь уже разрушенный аэропорт, посвящено сразу несколько концертных программ. Его «Десять мимолетностей» и Сонату №7 29 октября сыграет молодой преподаватель Донецкой музакадемии, не далее как четыре года тому назад ставший бронзовым призером киевского конкурса молодых пианистов имени Владимира Горовица – Алексей Коваленко.

Днем 4 ноября на сцене Муниципальной оперы покажут балет Прокофьева «Петя и волк» – лучший гид по оркестру для детей. Достаточно один раз сходить на спектакль, чтобы ребенок навсегда запомнил, что флейта поет как птичка, кларнет – это ловкая кошка, гобой – неуклюжая утка, фагот – ворчащий дедушка, а валторны – голодный волк. После этого он будет практически безошибочно определять эти голоса в симфоническом оркестре.

Еще один фортепианный речиталь с музыкой Прокофьева состоится 5 ноября. Студенты Киевского института музыки имени Рейнгольда Глиера Надежда Саковская и Александр Леонов, успевшие к своим двадцати годам обзавестись роскошными биографиями с десятками конкурсных побед, сыграют прокофьевские сонаты. В них, кажется, сквозит степной ветер, волновавший маленького Сережу в родной Сонцовке (сейчас село называется Красным). Между прочим, композитор и в зрелом возрасте называл себя «степным парнем», чувствуя связь с родным краем.

В связи с впечатляющим количеством музыки Прокофьева на квадратный метр фестиваля блестящая донецкая пианистка Дина Писаренко отказалась от исполнения очередной сонаты классика в пользу произведений Иоганна Себастьяна Баха, Левка Ревуцкого и Александры Карастояновой-Херментин. Дина – еще одно свидетельство того, как мало мы знаем о культуре Донбасса. Ее деликатная, умопомрачительно тонкая игра выдает пианистку за выпускницу Венской консерватории, хотя на самом деле у нее донецкое образование. Не понятно, как Дине такое удается, но она способна заставить слушать себя даже в гуле других голосов – например, во время Гогольфеста, когда звукорежиссеры отказывались прикрутить уровень громкости на уличной сцене, Писаренко извлекала из рояля такое алмазное piano, что уличное гоцанье просто оставалось за бортом внимания слушателей.

Фото: www.horowitzv.org

Свой сольный концерт пианистка отыграет в субботу, 3 ноября, а 4-го они совместно с донецким композитором Евгением Петриченко устроят лекцию на тему «Пессимистические размышления оптимистического человека, или чего не следует ждать от музыкального искусства Донбасса». Петриченко – это тот человек, который год назад довел-таки волну фестивалей новой музыки до Донецка. Фестиваль прошел успешно и с размахом, а весной этого года по понятным причинам не состоялся. Сам Евгений, украиноязычный патриот, так и остался в Донецке, а на попытки вытащить его в Киев во время бомбежек отвечал, что он должен пережить происходящее вместе с родным городом. В Киев он приезжает всего на одну ночь, чтобы рассказать об исторических предпосылках формирования донбасской культуры, социально-культурных процессах ХХ-ХХІ веков и резонансных музыкальных проектах последних лет.

7 ноября произойдет сразу несколько разноплановых музыкальных мероприятий. Днем выступит замечательная домристка Светлана Колесник, разрушающая представление о домре как об инструменте, годящемся исключительно для псевдофольклора. Она, кстати, - участница уникального донецкого оркестра домр, руководимого композитором Валерием Ивко и прославляющего не только этот щипковый инструмент, но и донецкую композиторскую школу. Несколько пьес современных донецких авторов попадет и в киевскую программу.

Следом за этим камерным концертом слушателям предложат очередной фрагмент (предыдущий был показан в рамках Гогольфеста) новой оперы «Кориолан», режиссером которой выступил Влад Троицкий. Особенность действа заключается в том, что у него нет композитора. «Мы пишем музыку музыкантами, а не нотами», - откровенничает режиссер, имея в виду импровизационную природу новой оперы. Впрочем, насколько Шекспиру к лицу спонтанность – решать зрителю.

Фото: cultprostir.com.ua

8 ноября состоится симфонический концерт New Era Orchestra с программой из произведений донбасских авторов. В этот раз помимо Прокофьева прозвучат произведения Ивана Карабица – композитора и общественного деятеля родом из села Ялта Донецкой области, сделавшего для развития новой музыки в столице больше любого из его сверстников-киевлян, а также бывшей донетчанки Анны Корсун, в этом году впервые завоевавшей для Украины победу в одном из самых престижных композиторских конкурсов – нидерландском «Gaudeamus».

9 ноября отдано на откуп фольклорным коллективам. Днем с программой из греческой народной музыки (одного из самых распространенных на Донбассе этносов) выступит известная по проекту «Голос країни» певица Иллария. Вечером же киевляне познакомятся с настоящей донбасской аутентикой от театра фольклорной песни «Дивина», собранной ими во время собственных этнографических экспедиций по области.

Фото: news.donnu.edu.ua

10 ноября сопрано Елена Гребенюк, чередуясь с тенором Дмитрием Иванченко, исполнит романсы Прокофьева, произведения из репертуара «шахтерского герцога» Анатолия Соловьяненко и песни, известные по записям солиста Донецкого, Киевского и московского Большого театра, баритона Юрия Гуляева. Следом камерный ансамбль «Киевские солисты» под управлением американско-израильского дирижера Дмитрия Яблонского исполнит печальные и трагические пьесы Петра Чайковского и Дмитрия Шостаковича.

Завершит фестиваль долгожданная премьера мистериальной драмы TRANSFORMA – совместного проекта композитора Виктории Полевой и режиссера-постановщика Александра Крыжановского. Гигантский состав участников – то, что нужно для иллюстрации космогонии. Как утверждают ее авторы и инициаторы, она отражает «творческий акт сотворения мира и человека из бушующего хаоса, путь разрушений и падений созданного, в результате которого возникает «переживание света, чуда и неуничтожимости мира».

Любов МорозоваЛюбов Морозова, журналістка, музичний критик
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram