ГлавнаяКультура

“Молодость”: Горький октябрь

Четвертый день “Молодости” закончился плохой новостью – неизвестные подожгли один из залов старейшего кинотеатра “Жовтень” в Киеве во время показа фильма из программы “Солнечный зайчик”. В результате кинотеатр выгорел изнутри, сгорели копии некоторых фильмов, которые должны были показать на “Молодости”. Из зрителей и сотрудников кинотеатра, к счастью, никто не пострадал.

Фото: Макс Требухов

Над “Жовтнем” уже давно сгущались тучи, равно как и над ЛГБТ-программой “Молодости” “Солнечным зайчиком”. Что из этих двух вещей было настоящей целью поджигателей, выяснить с ходу не представляется никакой возможности. Вполне вероятно, что инцидент во время показа фильма на ЛГБТ-тематику был не случаен. Не менее вероятно, что пожар был связан не с “Молодостью” и ее программами, а с многолетними судебными тяжбами кинотеатра “Жовтень” и тех, кто хочет освоить землю, на которой он стоит. Как бы то ни было, инцидент нужно расследовать немедленно и очень эффективно: ведь в результате пожара не только пострадало культовое культурное заведение столицы, но и были поставлены под угрозу жизни людей, находившихся в кинотеатре. Многие опасаются, что на месте "Жовтня" теперь соорудят "свечку" или торговый центр, в котором кинотеатр появится лишь для успокоения общественности, но если эта самая общественность будет контролировать процесс расследования и восстановления кинотеатра, можно быть уверенным, что "Жовтень" больше никто не тронет.

Вместе с этим, кинофестиваль продолжает жить параллельной жизнью, со своими радостями и трагедиями. Народу на показах значительно прибыло, многие фильмы собирают полные залы – кроме скандинавского "Туриста", зрительским ажиотажем может похвастаться украинская документальная картина "Жива ватра" Остапа Костюка о гуцулах. Вчера на премьере этого фильма в Красном зале был аншлаг.

Среди радостей нынешней “Молодости” – новый фильм канадского режиссера Дени Коте, показанный вне конкурса прессе в среду утром. “Пускай твоя радость продолжается” – документальный фильм о слиянии человека с машиной в вечном и зацикленном процессе производства вещей. Кто-то усмотрит в этом экранизацию идей известного философа Жиля Делеза о желании как производительной силе экономики, а кто-то просто поймет, что шутливая поговорка о том, что можно вечно смотреть, как другие люди работают, действительно имеет под собой основания.

В этой документальной картине Коте показывает разных людей за работой на разных машинах – кто-то делает мебель, кто-то – собирает фортепиано, кто-то готовит материал для матрацев, а кто-то чистит одежду для рабочих соседней фабрики. Все эти профессии присутствуют в нашей жизни незримо, мы как будто обезличиваем процессы, которые происходят внутри фабрик и заводов, хотя на самом деле за каждой машиной стоит человек, из плоти и крови.

Кадр из фильма "Пускай твоя радость продолжается"
Фото: МКФ Молодость
Кадр из фильма "Пускай твоя радость продолжается"

Кому-то может не хватить в “Пускай твоя радость продолжается” выхода из ситуации – мол, если все работники так несчастливы, почему не предлагается решение их проблемы, – но, на наш вкус, фильму Коте решений и не надо: цикличность и ритмичность производственных процессов, как бы занудно это ни звучало, способны самостоятельно превратиться в произведение искусства. Дени Коте лишь вовремя выхватывает их из непрерывного потока и обрамляет в рамку кинокадра.

Менее удачным оказался другой внеконкурсный фильм из франкоязычной программы – мелодрама “Позорный столб”. Название, к сожалению или к счастью, более пугающее, чем сюжет. Главный герой – неудачник, который не может довести до конца ни одно дело. Жена его бросила, работа у него не ахти, да еще и ремонт в доме доделать никак не может. Единственное – у него хорошие отношения с дочерью, да и те он рискует навсегда испортить после того, как его пригласили участвовать в соревнованиях по триатлону.

Фильм Паскаля Рабате – традиционный фильм европейских режиссеров, не страдающих от признания международными кинофестивалями. “Позорный столб” (несмотря на свою премьеру на кинофестивале в Карловых Варах) мог бы украсить собой вечерний эфир любого телеканала, но на кинофестивале, показывающем новинки авторского кино, эта картина смотрится, как минимум, странно. Мелодраматичность сюжета компенсируется хорошей игрой актеров, но, к сожалению, наивность визуальных находок и сценарных решений берут свое и фильм тонет вместе с амбициями главного героя.

Кадр из фильма "Позорный столб"
Фото: МКФ "Молодость"
Кадр из фильма "Позорный столб"

Конкурсная программа полнометражных дебютов вчера была представлена тремя фильмами, два из которых – разного рода спекуляции на животрепещущие темы. “Форт Бьюкенен” – донельзя странная франко-тунисская картина о сообществе геев и лесбиянок, обитающих в лесу в ожидании пришествия некоего Фрэнка, который служит в Тунисе. Мотивации поступков главных геров нарочито бессмысленны, и никакой логики между составляющими фильмами в принципе не предвидится. Кого-то подобный хаос очаровывает, но в целом “Форт Бьюкенен” остается тонкой сатирой с интеллектуальными подтекстами только в глазах своих создателей – на сеансе понимающе смеялась только продюсер картины, все остальные обнаруживали смешные моменты в сюжете либо от неловкости, либо от отчаяния.

Интрига швейцарско-венгерской драмы “Виктория: История о добродетели и жадности” выболтана в самом названии. Это история о Виктории, которая живет в Будапеште и мечтает заработать много денег. Насмотревшись на пышных соседок, вернувшихся из Швейцарии в леопардовых платьях, блестящих сережках и нарощенными ногтях со стразами, Виктория принимает решение сама отправиться на заработки в Цюрих. Она становится проституткой.

Сценарист фильма, по ее собственному заверению, долго исследовала проблему проституции в Швейцарии, но, судя по написанному ею сценарию, не смогла превратить этот материал в цепляющую за живое историю. Реалии, в которых живет Виктория, действительно ужасны, это с трудом можно отрицать, но описывая их, режиссер “Виктории” забывает о мотивации поступков своих героев, причинно-следственных связях и прочих, важных для сюжета вещах. Все это в итоге делает этого конкурсанта натужной, спекулятивной и, что самое обидное, неубедительной драмой.

Кадр из фильма "Виктория"
Фото: МКФ "Молодость"
Кадр из фильма "Виктория"

Впрочем, спорные фильмы международного конкурса не так огорчают зрителей, как участники национальной программы, слабость которой отметили за последние дни не в одном разговоре. Нам удалось попасть на два короткометражных фильма украинского конкурса – “Улитки” Марины Вроды и “Апофеоз” Ильи Макаренко.

Апофеоз” – очень слабая, банальная работа, которую не хочется даже комментировать. Очень жаль, что “Молодость” считает достойным своего уровня отбирать подобные фильмы, пусть даже снятые украинскими режиссерами.

“Улитки” Марины Вроды интересны были, в первую очередь, тем, что это первый фильм режиссера после получения ею “Золотой пальмовой ветви” за “Кросс”, который, как вы помните, тоже был короткометражным. “Кросс”, к слову, в свое время не снискал успеха на “Молодости”, хотя и был отобран в международный короткометражный конкурс. “Улиткам”, которые являются смысловым продолжением "Кросса" и второй частью некой трилогии, приз “Молодости” тоже вряд ли улыбается. В них Врода предлагает зарисовку из жизни пацанов, живущих в депрессивной части Днепропетровской области – Желтых водах. Пацаны занимаются тем, чем им и положено заниматься: страдают от безделья – играют в футбол подручными средствами, попивают пивко, гуляют по окрестностям, оглашая все громогласным хохотом и остроумными, на их взгляд, комментариями. В один прекрасный момент стайка ребят сталкивается не с статичным миром железа и бетона, а с живым миром – не в пользу последнего, надо сказать.

Кадр из фильма "Улитки"
Фото: МКФ "Молодость"
Кадр из фильма "Улитки"

Примечательно, что одну из ролей в фильме сыграл Дмитрий Ярошенко – бывший актер столичного театра “ДАХ”, нынче подавшийся в молодое украинское кино, уроженец этих самых Желтых Вод. Дима – отличный актер с потенциалом Роберта Де Ниро (с поправкой на разницу киноиндустрий, конечно же), но, к сожалению, в “Улитках” выглядит как белая ворона. Даже в очень реалистичных матерных диалогах парней “с района” (реалистичность диалогов в украинском кино – вещь вообще очень редкая, здесь Марине Вроде нужно отдать должное) интеллигентный с виду Дима выглядит неестественно.

В целом кажется, что Врода уже давно выросла из короткометражных штанишек. Сейчас она снимает свой полнометражный дебют – “Степное”, получивший было государственное финансирование, но из-за пертурбаций в Госкино производство этого фильма, по всей видимости, отложилось. “Улитки”, к сожалению, не добавляют и не убавляют ни грамма от портрета Марины Вроды как режиссера, поэтому ждем “Степное”, ничего с этим не поделаешь.

Дарія БадьйорДарія Бадьйор, критикиня, журналістка
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram