Над “Жовтнем” уже давно сгущались тучи, равно как и над ЛГБТ-программой “Молодости” “Солнечным зайчиком”. Что из этих двух вещей было настоящей целью поджигателей, выяснить с ходу не представляется никакой возможности. Вполне вероятно, что инцидент во время показа фильма на ЛГБТ-тематику был не случаен. Не менее вероятно, что пожар был связан не с “Молодостью” и ее программами, а с многолетними судебными тяжбами кинотеатра “Жовтень” и тех, кто хочет освоить землю, на которой он стоит. Как бы то ни было, инцидент нужно расследовать немедленно и очень эффективно: ведь в результате пожара не только пострадало культовое культурное заведение столицы, но и были поставлены под угрозу жизни людей, находившихся в кинотеатре. Многие опасаются, что на месте "Жовтня" теперь соорудят "свечку" или торговый центр, в котором кинотеатр появится лишь для успокоения общественности, но если эта самая общественность будет контролировать процесс расследования и восстановления кинотеатра, можно быть уверенным, что "Жовтень" больше никто не тронет.
Вместе с этим, кинофестиваль продолжает жить параллельной жизнью, со своими радостями и трагедиями. Народу на показах значительно прибыло, многие фильмы собирают полные залы – кроме скандинавского "Туриста", зрительским ажиотажем может похвастаться украинская документальная картина "Жива ватра" Остапа Костюка о гуцулах. Вчера на премьере этого фильма в Красном зале был аншлаг.
Среди радостей нынешней “Молодости” – новый фильм канадского режиссера Дени Коте, показанный вне конкурса прессе в среду утром. “Пускай твоя радость продолжается” – документальный фильм о слиянии человека с машиной в вечном и зацикленном процессе производства вещей. Кто-то усмотрит в этом экранизацию идей известного философа Жиля Делеза о желании как производительной силе экономики, а кто-то просто поймет, что шутливая поговорка о том, что можно вечно смотреть, как другие люди работают, действительно имеет под собой основания.
В этой документальной картине Коте показывает разных людей за работой на разных машинах – кто-то делает мебель, кто-то – собирает фортепиано, кто-то готовит материал для матрацев, а кто-то чистит одежду для рабочих соседней фабрики. Все эти профессии присутствуют в нашей жизни незримо, мы как будто обезличиваем процессы, которые происходят внутри фабрик и заводов, хотя на самом деле за каждой машиной стоит человек, из плоти и крови.
Кому-то может не хватить в “Пускай твоя радость продолжается” выхода из ситуации – мол, если все работники так несчастливы, почему не предлагается решение их проблемы, – но, на наш вкус, фильму Коте решений и не надо: цикличность и ритмичность производственных процессов, как бы занудно это ни звучало, способны самостоятельно превратиться в произведение искусства. Дени Коте лишь вовремя выхватывает их из непрерывного потока и обрамляет в рамку кинокадра.
Менее удачным оказался другой внеконкурсный фильм из франкоязычной программы – мелодрама “Позорный столб”. Название, к сожалению или к счастью, более пугающее, чем сюжет. Главный герой – неудачник, который не может довести до конца ни одно дело. Жена его бросила, работа у него не ахти, да еще и ремонт в доме доделать никак не может. Единственное – у него хорошие отношения с дочерью, да и те он рискует навсегда испортить после того, как его пригласили участвовать в соревнованиях по триатлону.
Фильм Паскаля Рабате – традиционный фильм европейских режиссеров, не страдающих от признания международными кинофестивалями. “Позорный столб” (несмотря на свою премьеру на кинофестивале в Карловых Варах) мог бы украсить собой вечерний эфир любого телеканала, но на кинофестивале, показывающем новинки авторского кино, эта картина смотрится, как минимум, странно. Мелодраматичность сюжета компенсируется хорошей игрой актеров, но, к сожалению, наивность визуальных находок и сценарных решений берут свое и фильм тонет вместе с амбициями главного героя.
Конкурсная программа полнометражных дебютов вчера была представлена тремя фильмами, два из которых – разного рода спекуляции на животрепещущие темы. “Форт Бьюкенен” – донельзя странная франко-тунисская картина о сообществе геев и лесбиянок, обитающих в лесу в ожидании пришествия некоего Фрэнка, который служит в Тунисе. Мотивации поступков главных геров нарочито бессмысленны, и никакой логики между составляющими фильмами в принципе не предвидится. Кого-то подобный хаос очаровывает, но в целом “Форт Бьюкенен” остается тонкой сатирой с интеллектуальными подтекстами только в глазах своих создателей – на сеансе понимающе смеялась только продюсер картины, все остальные обнаруживали смешные моменты в сюжете либо от неловкости, либо от отчаяния.
Интрига швейцарско-венгерской драмы “Виктория: История о добродетели и жадности” выболтана в самом названии. Это история о Виктории, которая живет в Будапеште и мечтает заработать много денег. Насмотревшись на пышных соседок, вернувшихся из Швейцарии в леопардовых платьях, блестящих сережках и нарощенными ногтях со стразами, Виктория принимает решение сама отправиться на заработки в Цюрих. Она становится проституткой.
Сценарист фильма, по ее собственному заверению, долго исследовала проблему проституции в Швейцарии, но, судя по написанному ею сценарию, не смогла превратить этот материал в цепляющую за живое историю. Реалии, в которых живет Виктория, действительно ужасны, это с трудом можно отрицать, но описывая их, режиссер “Виктории” забывает о мотивации поступков своих героев, причинно-следственных связях и прочих, важных для сюжета вещах. Все это в итоге делает этого конкурсанта натужной, спекулятивной и, что самое обидное, неубедительной драмой.
Впрочем, спорные фильмы международного конкурса не так огорчают зрителей, как участники национальной программы, слабость которой отметили за последние дни не в одном разговоре. Нам удалось попасть на два короткометражных фильма украинского конкурса – “Улитки” Марины Вроды и “Апофеоз” Ильи Макаренко.
“Апофеоз” – очень слабая, банальная работа, которую не хочется даже комментировать. Очень жаль, что “Молодость” считает достойным своего уровня отбирать подобные фильмы, пусть даже снятые украинскими режиссерами.
“Улитки” Марины Вроды интересны были, в первую очередь, тем, что это первый фильм режиссера после получения ею “Золотой пальмовой ветви” за “Кросс”, который, как вы помните, тоже был короткометражным. “Кросс”, к слову, в свое время не снискал успеха на “Молодости”, хотя и был отобран в международный короткометражный конкурс. “Улиткам”, которые являются смысловым продолжением "Кросса" и второй частью некой трилогии, приз “Молодости” тоже вряд ли улыбается. В них Врода предлагает зарисовку из жизни пацанов, живущих в депрессивной части Днепропетровской области – Желтых водах. Пацаны занимаются тем, чем им и положено заниматься: страдают от безделья – играют в футбол подручными средствами, попивают пивко, гуляют по окрестностям, оглашая все громогласным хохотом и остроумными, на их взгляд, комментариями. В один прекрасный момент стайка ребят сталкивается не с статичным миром железа и бетона, а с живым миром – не в пользу последнего, надо сказать.
Примечательно, что одну из ролей в фильме сыграл Дмитрий Ярошенко – бывший актер столичного театра “ДАХ”, нынче подавшийся в молодое украинское кино, уроженец этих самых Желтых Вод. Дима – отличный актер с потенциалом Роберта Де Ниро (с поправкой на разницу киноиндустрий, конечно же), но, к сожалению, в “Улитках” выглядит как белая ворона. Даже в очень реалистичных матерных диалогах парней “с района” (реалистичность диалогов в украинском кино – вещь вообще очень редкая, здесь Марине Вроде нужно отдать должное) интеллигентный с виду Дима выглядит неестественно.
В целом кажется, что Врода уже давно выросла из короткометражных штанишек. Сейчас она снимает свой полнометражный дебют – “Степное”, получивший было государственное финансирование, но из-за пертурбаций в Госкино производство этого фильма, по всей видимости, отложилось. “Улитки”, к сожалению, не добавляют и не убавляют ни грамма от портрета Марины Вроды как режиссера, поэтому ждем “Степное”, ничего с этим не поделаешь.