ГлавнаяБлогиБлог Кати Куницкой

«Молодость», день 3: короткий метр, «Сестра ZO», «Крестный путь»

Фестиваль набирает обороты. Третий день «Молодости» на утренних показах собрал, пожалуй, наибольшее число любителей короткого метра, сравнительно с первыми днями. Сегодня стартовал еще один конкурсный киноблок – программа короткометражек.

Истории, рассказанные в лентах, самые различные: бесконечные прозрения отца и сыновей в аргентинском роуд-муви «Потом» Валерии Перес Дельґадо, анимационный французский фильм «Рождение осени» Карлоса Де Карвайо о компромиссах, начало отношений Андре и Элиды в бразильском фильме «Около месяца» и многое другое.

Открывал секцию аргентинский фильм «Плоть и кровь». Сьемки сцены фильма в мясной лавке заставляют актера заблуждаться: он уже не понимает, где кино, а где реальность. Актер начинает действовать по собственному сценарию, а плоть и кровь перестают быть бутафорскими. В целом, не самый худший фильм-открытия программы, который, не смотря на мрачность и отталкивающую картинку, смог позабавить зрителей. Этого ли добивался режиссер ленты Федерико Эскуэрро?

В этом же блоке представила свой фильм «Дань» украинский режиссер Татьяна Войтович. Это один из двух украинских фильмов, отобранных в этом году в международный короткометражный конкурс. «Дань» – фильм о дне, проведенном в доме, в котором когда-то жила прабабушка самой Татьяны. Ленту считают поэтическим кино, но куда больше она напоминает видеоклип, что вполне логично: операторскую работу выполнял клипмейкер Иван Кваша. Фильм визуально красив, но вот сама идея в последнее время заезжена в украинском кино: через пейзажи заброшенных украинских домов в деревнях автор взывает к сентиментальности зрителя.

Кадр из фильма "Дань"
Кадр из фильма "Дань"

В блоке, где демонстрировались «Дань», была еще и французская картина «Последний звонок» Ками Деламар. Это фильм о солдате: он слышит щелчок – мина, пришло время сделать последний звонок. Хорошая режиссура, лаконичность, точность формы, без наигранности и излишней сентиментальности – все это выделяет «Последний звонок» на фоне остальных картин. И если этого и недостаточно для «Скифского оленя», то не затеряться в программе режиссеру Ками Деламар удалось.

Кадр из фильма "Последний звонок"
Кадр из фильма "Последний звонок"

Секция «Украинские премьеры» – одна из самых ожидаемых на 44-й «Молодости», а фильмы этой программы у многих в списке того, что не стоило бы пропустить на фестивале.

Сегодня показ второй из шести украинских премьер на фестивале – «Сестра ZO» Алисы Коваленко и Любови Дураковой.

ZO, она же Зося – двоюродная сестра режиссера Алисы Коваленко Ирина. В прошлом она - футболистка женской команды «Луганочка», но ее карьера не сложилась – теперь моет автомобили. Сегодня ее жизнь – это разваленный дом, разбитая алкоголем семья, бедность и разочарование. ZO надеется вырваться и изменить свою жизнь. Она едет сыграть свой последний футбольный матч, который поможет снова поверить в себя.

Кадр из фильма "Сестра ZO"
Кадр из фильма "Сестра ZO"

Жанр «Сестры ZO», по словам режиссеров, - откровенное документальное кино.

Фильм Алисы Коваленко как с жанровой, так и с идейной точки зрения, куда логичнее вписался бы в программу фестиваля DocuDays UA, который, вероятнее всего, покажет картину еще раз. Аудитории фестиваля документального кино «Сестра ZO» была бы более понятна с ее широким срезом острых социальных проблем, с личной драмой главной героини и любительским форматом.

Но все же бесспорный must see фестивального дня и нынешней «Молодости» – это «Крестный путь» немецкого режиссера Дитриха Брюггеманна – обладатель «Серебряного медведя» на Берлинале за лучший сценарий.

«Крестный путь» – антиклериальная драма о 14-летней Марии. В школе она - обычный подросток с типичными проблемами взросления, а дома, в семье религиозных фанатиков, – заложница одного из самых строгих католических направлений. Мария живет под гнетом матери и в постоянном страхе перед Божьим судом.

Кадр из фильма "Крестный путь"
Кадр из фильма "Крестный путь"

Композиционно картина построена так, что Мария повторяет крестный путь и шаги Иисуса Христа. Опасность фанатической веры, неврастения религиозных догм приводят Марию к участи мученицы. Она беспрекословно следует заповедям, сомневается в правильности поступков, в каждом из которых видит грех и препятствие на пути к Христу. В том время как сверстники Марии слушают поп-музыку, поют и смотрят телевизор, она мечтает стать святой, а каждая метафора в Евангелие воспринимаются ею как буквальная догма и закон поведения. Ее роль и финал картины – неизбежны.

Немецкая драма Дитриха Брюггеманна проводит параллель между божественным и земным, сакральным и реальным. Действие в фильме происходит не в монастыре или храме, и не в далекие времена, а в современном городе, и это превращает “Крестный путь” в некий урок, предостережение или даже проповедь.

«Крестный путь», без преувеличения, - самое яркое и радикальное событие нынешней «Молодости», нашедшее своего зрителя. 

Катя Куницкая Катя Куницкая , Журналист
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram