При этом - несмотря на то, что Буш-старший всегда был участником и руководителем семейного нефтяного бизнеса, его можно назвать одним из самых опытных и профессиональных политиков в Овальном кабинете за всю историю Соединенных Штатов. Сейчас, когда президент США - профессиональный бизнесмен, а не политик, это может и не выглядеть преимуществом. Однако когда президентом США стал человек, который прекрасно понимал, как работает конгресс, как функционирует дипломатическая служба, как действует национальный кабинет Республиканской партии и как устроено ЦРУ, это не могло не отразиться на качестве президента. Но одновременно это и мешало воспринимать Джорджа Буша как яркого публичного политика. На протяжении целого ряда лет от был функционером, лояльным к республиканским президентам, обычно такие политики сами не стают лидерами страны. Но Бушу помог, можно сказать, последний период его лояльности - когда он работал вице-президентом в администрации Рональда Рейгана и был, можно сказать, профессиональным лицом этой администрации на фоне яркого харизматичного главы государства, настоящего любимца нации. Когда эпоха Рейгана завершилась, речь шла уже не о яркости - потому что конкурировать с ним не мог никто из тогдашних республиканских политиков, но о преемственности.
Мы привыкли говорить, что именно Рональд Рейган и другой великий политик ХХ века, британский премьер Маргарет Тэтчер, предприняли усилия, которые привели к краху Советского Союза. Это действительно так, точные и непримиримые действия Рейгана заложили фундамент самого большого после разгрома нацизма цивилизационного достижения ХХ века - уничтожения большевистской «империи зла». Однако Советский Союз приказал долго жить не в президентство Рейгана, а в президентство Буша.
В этой связи украинский читатель, конечно же, вспомнит знаменитую «котлету по-киевски» (определение, которое долгие годы омрачало воспоминание Буша о его президентстве) - речь президента США в Верховном Совете УССР, во время которой он призывал депутатов поддержать «обновлённый Союз» - идею, безуспешно продвигаемую тогда Михаилом Горбачёвым. И это буквально за несколько недель до провозглашения украинской независимости!
Нам сейчас легко обвинять Джорджа Буша-старшего в недооценке реальности. Однако хотелось бы напомнить, что США готовы были поддержать стремление народов СССР к независимости - тогда, когда сами народы этого хотели. Буш выступал перед парламентом, избранным на первых в истории демократических выборах - и большинство депутатов этого парламента, в отличие от большинства в тех же балтийских странах, составляли коммунисты, противники украинского будущего. Вряд ли американский политик - и даже соответствующие американские службы - могли представить себе, что настроения этих людей кардинально изменятся буквально за несколько дней, и вчерашние участники референдума об «обновлённом Союзе» пойдут с таким же энтузиастом голосовать на референдуме за независимость.
Та речь Буша так и останется в истории примером того, что исторические процессы никому не дано ни предвидеть до конца, ни остановить - даже американскому президенту. Но мне бы хотелось, чтобы в нашей памяти Джордж Буш-старший, этот настоящий джентельмен в большой политике, остался бы не как человек, который призывал украинцев остаться в империи, пусть и обновлённой. А как первый американский президент, который выступил в украинском парламенте - и это уже был сигнал того, что жизнь Советской империи подходит к концу. И как президент, чья администрация признала украинскую независимость и установила дипломатические отношения с Украиной. И как президент, который вместе с российским коллегой подписал документ об окончании «холодной войны» - войны, в которой демократический Запад одержал победу над Советской империей и тем самым содействовал провозглашению независимости Украины и утверждению нашей государственности.