ГлавнаяЭкономикаФінанси

5 историй экономического успеха после войны: мировой опыт для Украины

После полутора месяцев войны все чаще звучат различные идеи, мнения и видения, как восстанавливать разрушенную инфраструктуру и экономику Украины. Экономисты и эксперты обсуждают и ищут вариант «плана Маршалла» для Украины.

Разработать подобный план для Украины поможет опыт стран, у которых получилось «восстать из пепла» войны и даже войти в учебники истории со своим «экономическим чудом». 

Всемирная история имеет множество примеров реконструкции стран после боевых действий. После окончания Второй Мировой Войны в мире произошло более 30-ти крупных войн и свыше 250-ти военных конфликтов, участниками которых стало не менее 60 стран. 

Но даже при такой, казалось бы, немаленькой выборке успешные примеры восстановления стран можно посчитать на пальцах рук. Каждый из них уникален и зависит от множества факторов – начиная с банального наличия природных ископаемых и заканчивая стечением обстоятельств в регионе. Единственный общий знаменатель успеха – это уровень внешней поддержки и умение не упустить свой шанс.

Фото: EPA/UPG

Случай Украины тоже уникален. Наш уровень экономического развития, наличие сформированных государственных институций и легитимной власти, налаженные производственные процессы, стабильность финансовой системы значительно отличают перспективы восстановления Украины от того же Афганистана, Ирака и Анголы. Нашей стране ближе примеры стран Европы, а также некоторых восточных и азиатских стран после 1945 года. 

Чтобы разработать план для Украины, логичнее всего анализировать «план Маршалла» и сценарии восстановления 5 стран – ФРГ, Италии, Японии, Южной Кореи и Израиля. Эти примеры совершенно разные между собой по инструментам достижения цели, но одновременно похожи исходным состоянием стран и результатом. Каждая из проанализированных стран столкнулась с колоссальными разрушениями (по этой причине нам нет смысл говорить, например, об Испании), и каждая из них смогла не просто восстановиться, а совершить экономический прорыв (поэтому в списке нет тех же Анголы, Хорватии, Боснии и Герцеговины). 

Как минимум три страны, которым пришлось восстанавливаться после войны, сейчас входят топ-5 экономик мира. Период их восстановления называют «экономическим чудом», что явно свидетельствует о новых возможностях послевоенного времени для экономик пострадавших стран. 

Слева направо: президент США Гарри Трумэн, генерал Джордж Маршалл, Пол Хоффман и Аверелл Гарриман обсуждают план Маршалла в Овальном кабинете, 29 ноября 1948 года.
Фото: Abbie Rowe / Wikimedia Commons
Слева направо: президент США Гарри Трумэн, генерал Джордж Маршалл, Пол Хоффман и Аверелл Гарриман обсуждают план Маршалла в Овальном кабинете, 29 ноября 1948 года.

1. Восстановление Европы и «план Маршалла» (1948-1953)

Состояние после войны: 

Европейские страны были значительно повреждены войной, пострадала инфраструктура и промышленность. Производство сельскохозяйственной продукции составляло 83% от уровня 1938 года, промышленное производство составило 88%, а экспорт – только 59%. Были разорваны экономические связи между странами Европы. 

«План Маршалла»:

«Программу восстановления Европы» (как официально назывался «план Маршалла») начали реализовывать в 1948 году как ответ на значительные экономические и социальные вызовы в Европе, среди прочего пять миллионов разрушенных домов и голод. Одним из инструментов помощи были финансовые вливания со стороны США, которые за четыре года составили более 17 млрд долларов (по нынешним временам это около 210 млрд дол). 20% от суммы составляли дешевые кредиты, а 80% были переданы в виде безвозмездной финансовой помощи. 

Важно учитывать, что «план Маршалла» был направлен в первую очередь на восстановление промышленности. До него с 1945 по 1947 Европа получила 14 млрд непосредственно на восстановление инфраструктуры.

Хотя план восстановления был предусмотрен для шестнадцати стран Европы, основными получателями помощи стали Великобритания, Франция, Италия, Западная Германия и Нидерланды – на эти четыре страны ушло 2/3 всех средств. 

Деньги не шли в бюджеты стран напрямую, а выделялись на целевое приобретение промышленной и сельскохозяйственной продукции. Например, согласно плану, в первый год его действия 60% помощи было выделено на продовольствие.

Передача помощи Греции от США в рамках 'плана Маршала'
Фото: gmfus.org
Передача помощи Греции от США в рамках 'плана Маршала'

Действовал механизм так: правительство США поставляло странам-реципиентам товары и услуги в рамках помощи согласно плану. Правительства этих стран, в свою очередь, продавали товары предприятиям и частным лицам, которые оплачивали долларовую стоимость товаров в местной валюте. Дальше эти деньги использовались на потребности стран.

В целом большинство денег были потрачены на товары из США: $3,4 млрд долларов – на импорт сырья и полуфабрикатов, $3,2 млрд – на продукты питания, корма и удобрения, $1,9 млрд – на транспортные средства и оборудование, $1,6 млрд – на топливо.

Накопленные средства можно было использовать для инвестиций в реконструкцию, как сделали во Франции и Германии, или для погашения военных долгов правительства, как это произошло в Великобритании.

Аккумулировали и контролировали средства специальные фонды под совместным управлением органов власти стран-реципиентов и США. Эти же фонды вели учет потребностей страны и контролировали расходы.

Кроме непосредственно экономических, «план Маршалла» преследовал и политические цели. Во-первых, одним из главных условий было полное отсутствие коммунистов в управлении страны. Италия, например, смогла получить помощь только после проигрыша коммунистов на выборах в стране.

Вторая политическая цель – это интеграция экономик стран Европы и налаживание сотрудничества между ними. Собственно, благодаря кооперации между рурским углем и лотарингской железной рудой и получился в итоге Европейский Союз.

Фото: gmfus.org

Результат. В целом можно сказать, что план сработал. По итогам его реализации экономики стран-реципиентов выросли на 30% в сравнении с довоенным временем. Успешнее всего прошло восстановление Западной Германии (хотя на нее ушло лишь 9% от всего фонда) и Италии. Чтобы понять, что этому способствовало, эти два примера стоит рассматривать отдельно .

2. Экономическое чудо Западной Германии (1948-1960):

Состояние после войны:

Поверженная Германия после войны была в полной разрухе. Производство сократилось в 7 раз по сравнению с довоенным уровнем. Разрушено 25% жилья, 20% промышленных объектов, 40% транспортной инфраструктуры. Только каждый пятый ребёнок мог лечь в свою кровать, при этом каждый третий немец имел возможность лечь в собственный гроб. Каждый второй житель Германии оказался безработным. Финансовая система потерпела коллапс из-за огромной инфляции и госдолга. 

Немецкое «экономическое чудо» 

Началом расцвета страны можно считать 20 июня 1948 года, когда отец «чуда» Людвиг Эрхард отменил государственный̆ контроль за ценами на товары и отменил 90% регуляторных ограничений бизнеса. Идеология немецкого «экономического чуда» в целом была либеральной: отмена госмонополий и в то же время – стимулирование конкуренции и инвестиций, запуск механизмов приватизации.Вторым важнейшим этапом стало проведение денежной реформы. Действующую на тот момент рейхсмарку, вместо которой население использовало валюту, сигареты или кофе из-за гиперинфляции, заменили на немецкую марку по курсу 100:6,5. В результате объем денежной массы в стране сократился более чем на 93%.

Немецкие беженцы с востока в Берлине в 1945 году.
Фото: Bundesarchiv
Немецкие беженцы с востока в Берлине в 1945 году.

Примечательной особенностью восстановления было то, что предприятия получали средства на выплату только первой̆ заработной̆ платы – дальше они должны были работать за счет собственной выручки. 

В основе экономического роста лежало восстановления и переориентация военных предприятий на легкую, пищевую, текстильную промышленность, производство бытовой техники и автомобилей.

Существенную роль сыграла и помощь США. Во-первых, Штаты позволили Западной Германии восстановить запрещенное до того времени производство, в частности алюминия и станков. Во-вторых, из Америки в Германию было поставлено товаров на суму в $3,8 млрд (из них $1,5 млрд – в рамках «плана Маршалла»), средства от реализации которых направлялись в специальные фонды и банки на развитие экономики страны. 

Большую роль сыграли прямые иностранные инвестиции, тоже в основном американские. За период с 1950 по 1957 г. объем инвестиций в Германии увеличился на 81%.Отдельное внимание в послевоенной Западной Германии уделяли фискальной политике. Государство и местные органы власти минимизировали свои бюджеты. 

Валютные ограничения снимали очень постепенно – в этой сфере либерализма не было. Были выпущены государственные облигации, ресурсы от продажи которых направляли на поддержку предприятий. Основная масса расходов госбюджета была направлена на развитие бизнеса. В рамках налоговой реформы высокую дифференцированную ставку корпоративного налога (около 65%) заменили на единую ставку в 50%. 

Был также использован метод ускоренной амортизации производственных помещений (в первые два года можно было списать 50% их стоимости).

Строители в Западном Берлине работают над проектом, финансируемым ‘Планом Маршалла’, 1952 год.
Фото: National Archives and Records Administration
Строители в Западном Берлине работают над проектом, финансируемым ‘Планом Маршалла’, 1952 год.

Для стимулирования экспорта правительство давало налоговые льготы, а под крупные контракты – финансирование. Физлица, чьи доходы были ниже 2 400 марок в год, платили 18% налога, а вот ставку налога на доходы свыше 250 тыс. марок в год подняли до 95%. Кроме того, были снижены налоги на доходы по ценным бумагам. Не последнюю роль в восстановлении экономики Западной Германии сыграло немецкое «большое строительство». 

Разруха и 12 млн беженцев из восточных земель требовали больше жилья, поэтому существовала отдельная программа стимулов для строительства жилищной и коммерческой недвижимости, которая включала как налоговые стимулы, так и возможности совместного финансирования с государством. 

Результат: В 1962 году уровень промышленного производства в Западной Германии превзошел довоенные показатели втрое. ФРГ занимала второе место по величине золотовалютных резервов, третье место после США и Англии по объему промышленного производства. Среднегодовые темпы экономического роста в 1950 - 1966 гг. составили около 9,2%.

3. Итальянский бум (1953-1973)

Состояние после войны: 

Италия оказалась в числе наиболее пострадавших и разрушенных европейских стран. ВВП был на уровне бедных стран, а военноориентированная промышленность в упадке.

«Монополистическое восстановление». 

История послевоенного восстановления Италии уникальна и характерна государственно-монополистическим капитализмом (ДМК), который в Италии, в частности, проявилась также в существовании гигантских государственных объединений.

Италия получила $1,5 млрд помощи в рамках от «плана Маршалла». В основном в виде товаров и оборудования.

Характерной особенностью было то, что большую часть этой помощи распределили между компаниями-монополистами. Например, из выделенных на закупку импортного оборудования $154 млн половину получили всего 6 компаний: «Фиат», «Эдисон», «Монтекатини», «Фальк», «Сме», «Саде».

Фото: cvce.eu

В 1951 г. итальянское правительство разработало и начало реализовывать так называемую «систему приоритета». Эта система устанавливала порядок распределения правительством сырья, так, чтобы крупные монополисты первыми получали сырье, которое, по их мнению, было дефицитными в тот или иной период времени. 

Тот же принцип работал и в выдаче кредитов: монополии получили в кредит 85 млрд итальянских лир, а мелкий и средний бизнес – в 8 раз меньше. Тот же «Фиат» получил 35% кредитов в рамках «плана Маршалла».

Мелким и средним компаниям был недоступен и внутренний финансовый рынок. Из 600 млрд лир, собранных с 1948 по 1952 г. путем выпуска акций и облигаций, большую часть опять же получили крупные концерны. В результате итальянские монополисты начали быстро развиваться и захватывать внешние рынки, что привело к росту промышленного производства. 

Кроме поддержки монополий важным шагом стала аграрная реформа 1950-1955 годов. Ее суть состояла в том, что государство выкупало земельные наделы площадью более 100 га, а потом продавало гражданам в рассрочку. Всего было продано 1,5 млн га земли, что помогло увеличить эффективность аграрного производства и создать спрос на производство аграрной техники.Значительную роль в восстановлении экономики Италии сыграла и Корейская война (1950-1953), поскольку США закупали материалы для производства военной техники именно у Италии. 

Результат: Италия полностью восстановилась после войны уже к началу 50-х, а в период с 1953 по 1962 года объём промышленного производства вырос втрое.Правда, существенная монополизация экономики привела к тому, что уровень зарплат не особо вырос. Проблемы, которые вызвала чрезмерная монополизации экономики, проявились уже в конце 60-х годов вместе с коррупцией и диспропорциями в развитие отдельных регионов Италии.

4. Экономическая экспансия Японии (1948-1962):

Состояние после войны:

Япония не просто проиграла войну – она была уничтожена. Уровень промышленного производства составлял 20% от показателей 1939 года. 70% всех промышленных мощностей стояли в руинах. Страна потеряла все захваченные территории, от которых зависела поставка сырья, топлива и продовольствия. 

«Восстановление величия». 

Сразу важная вводная: основа «экономического чуда» Японии – это, собственно, сама особенность культуры и уклада жизни. Поэтому повторить опыт Японии в полном объеме невозможно. У Японии получился микс либеральной, плановой и «самобытной» экономики.

Во-первых, Япония с 1945 по 1952 год находилась под полным контролем США, что позволило сделать непопулярные, но важные либеральные изменения, без которых, собственно, Япония не смогла бы восстановиться.

Открытие сверхскоростного пассажирского экспресса Токайдо Синкансэн, 1964
Фото: ochimusyadrive.com
Открытие сверхскоростного пассажирского экспресса Токайдо Синкансэн, 1964

Во-вторых, после проигрыша в Китае, Япония стала для США главным геополитическим «оружием» в регионе, поэтому Штаты максимально помогали стране, в том числе за счет потери ряда своих позиций. Единственной сферой, развитие которой ограничивал заокеанский патрон, была военная промышленность.

На создание сильного успешного партнера в Азии США выделили более $3 млрд – большинство стран Европы получили гораздо меньше финансовой помощи.

Таким образом, «экономическое чудо» Японии можно условно разделить на два этапа: «демилитаризация и либерализация» при США до 1951 года и «японская модель» после ухода американцев.

«Демилитаризация и либерализация» (1945-1952):

Первым делом в 1945 году вышел закон о ликвидации дзайбацу – промышленных картелей. Они сосредоточили в своих руках акции крупнейших компаний ВПК, которые были основой японской экономики до войны. Таким образом США условно установили антимонопольный контроль. 

В 1949 году в Японии была проведена налоговая реформа. Снижены корпоративные налоги, но увеличено налогообложение населения (до этого его практически не было). 

В то же время проведена аграрная реформа и открыта продажа земли. Государство конфисковало сельскохозяйственные земли у довоенных землевладельцев и по весьма льготным ценам продало их фермерам, которые ранее работали на этой земле. Сельскохозяйственные земли составляют только 15% территории страны, поэтому упор сделали на эффективность и производительность земли. Появились зажиточные аграрии, которые начали вкладываться в банковскую систему и новые технологии. К тому же, убрали ограничение на переезд в города.

Фото: owlcation.com

В 1950 году была проведена бюджетная реформа, которая заключалась в остановке выплат компенсации военным заводам и безвозмездных субсидий убыточным предприятиям. Японцы решили не восстанавливать разрушенную промышленность, а строить ее с нуля.

Тут проявилась особенность японцев: они сравнительно мало тратили на себя, а сэкономленные деньги вкладывали в банки или покупали акции промышленных предприятий.

В 1949 году США ограничивает импорт иностранных авто в страну как протекционистский шаг. 

Корейская война (1950-1953) тоже помогла: Штаты начали делать крупные заказы у Японии, что подстегнуло промышленность. 

«Японская модель» (1952-1962):

После ухода США японцы начали снова свободно руководить страной и привнесли в управленческие процессы и решения все особенности японской культуры. 

Это привело к построению плановой экономики «по-японски». Одна из ключевых особенностей – определение приоритетных отраслей. Если в середине 1950-х это были классические металлургия, энергетика и судостроение, то уже в 1960-х их заменили новые приоритеты – электроника и автомобилестроение. 

Национальные особенности проявлялись в том, что хоть государственное планирование имело индикативный и рекомендательный характер, ему следовала вся страна. 

Компании из приоритетных отраслей получали максимальную господдержку: субсидии, льготные кредиты, высокие таможенные пошлины на импорт готовой конкурирующей продукции, ограничения иностранных инвестиций и откровенные демпинговые инструменты. 

Тут снова сыграли роль особенности страны: в составлении планов активно участвуют представители финансовых групп и корпораций, но при этом злоупотребления были минимальными. 

Огромное значение имела и культура пожизненной привязанности работника к предприятию, а также сумасшедшая трудоспособность и самопожертвование японцев ради процветания корпорации.

Фото: nippon.com

Ключевым элементом успешного восстановления экономики страны стала ставка на высокотехнологичное производство. Понимая ограниченность своих природных ресурсов, японцы начали инвестировать в «мозги» и активно скупали патенты по всему миру. 

Только за период с 1950 по 1960 год японские компании приобрели более 30 тысяч патентов на сумму около $1 млрд. В результате производили технологичную продукцию, фокусируясь только на товарах, которые можно экспортировать на большие рынки сбыта. На научно-технические разработки тратилось более 3% ВВП. 

Такой подход позволил Японии быстро захватить мирового рынок потребительской электроники. 

Результат: В 1956 году, всего за десять лет, показатель ВВП на душу населения превысил довоенный уровень. В период восстановления средний годовой прирост ВВП на душу населения составлял 7,1%. Еще через двенадцать лет, в 1969 году Япония вышла на второе место в мире по объему ВВП и промышленного производства, а экономика стала хрестоматийным примером успешного восстановления после войны.

5. Южнокорейское чудо (1945-1980)

Состояние после войны. В результате войны стана оказалась не просто разрушена, а разделена на две части. ВВП на душу населения в 1961 году составлял всего $80 долларов – по этому показателю страна уступала даже многим странам Африки. В городах не было электричества – основная промышленность осталась в Северной Корее.

«Чудо на реке Ханган». В истории Южной Кореи главным фактором роста стала помощь США. С 1945 по 1976 год Корея получила более $ 12,6 млрд экономической помощи. Больше получил только Израиль. 

Однако, в эффективности использования внешней финпомощи до 1960-х годов Южная Корея была примером того, как не надо делать. Основную инфраструктуру в основном восстановили, но в остальном деньги США активно разворовывала и использовала на политические цели политическая элита страны. 

В период 1945-1960 годов единственные фундаментальные реформы, которые были проведены, это земельная реформа и массовое образование.

6255d1be6d524.jpeg

В экономике власть пыталась проводить политику «импортозамещения», которая оказалась провальной – у страны не было достаточных объемов природных ресурсов и внутреннего рынка. В результате промышленное развитие было незначительным, но породило большие промышленные кланы. Экономика же полагалась на импортные товары, купленные на финпомощь США, деньги, потраченные американскими солдатами в стране, и процветающий черный рынок товаров, предназначенных для тех же американских войск. 

В какой-то момент американская помощь составляла почти 80% всех государственных доходов и обеспечивала значительную часть всего ВНП Южной Кореи. Правительство использовало ее еще и для накопления доллара, который потом продавало по официальному курсу по лицензии привилегированным бизнесменам.

Вместе с тем, страна мало экспортировала. В 1956 году экспорт составил $25 млн, тогда как импорт – $389 млн. Дефицит торгового баланса тоже покрывался за счет финансовых вливаний США.

В следствие такой экономической политики до 1957 большую часть бюджета Южной Кореи наполняла продажа товаров, которые страна получала в рамках помощи США, а правительство допустила значительную эмиссию. Естественно, к ожидаемому экономическому роста это не привело. 

В итоге, США пересмотрели свой подход, сократили финпомощь и вынудили Южную Корею поменять политику. С приходом в 1961 году диктатуры военного правительства генерала Пак Чон Хи Южная Корея сменила экономическую политику на «экспортоориентированную». Хоть параллельно и были снижены импортные пошлины, но бизнес, который выполнял установленные экспортные квоты, получал доступ к субсидированным кредитам и другим финансовым бонусам.

Диктатура позволяла использовать абсолютно нерыночные методы: пятилетки, национализацию банков и ставить госзадачи для всех крупных бизнес-конгломератов (чеболей).

6255d40feb36c.jpeg

Вместе с тем, были предприняты и либеральные шаги, такие как налоговые каникулы и упрощение процесса инвестирования в страну. 

Важную роль для экономического подъема Южной Кореи сыграла и Вьетнамская война, поскольку США стали крупным заказчиком. Доходы страны от военных контрактов в 1967 году составили $185 млн, что составило около 4% годового ВВП страны. Помогло и развитие Японии. Дешевая южнокорейская рабочая сила и японский капитал с технологиями стали формулой экономического успеха. В итоге, товары легкой промышленности, совместно производимые в Южной Корее, составляли более 70% экспорта страны, а Япония стала крупным иностранным инвестором в Южной Корее. 

В 1970-х экономика Южной Кореи полностью перестала быть сырьевой и перешла на технологичные продукты, начала развивать тяжелую и химическую промышленности, но к послевоенному восстановлению это уже не имело отношения.

Результат:С 1960 по 1980 года у Южной Кореи был стабильный рост экономики в среднем 8%, ее ВВП в разы превышал ВПП Северной Кореи. В 1963-1969 годах средний ежегодный прирост ВВП вообще достигал 35%. Этот рост заложил фундамент для того, что Южная Корея стала одной из ведущих мировых экономик уже к 2000 году.

6. Становление Израиля (1948-1962):

Состояние после войны: Территория страны была разрушена «войной за независимость». Экономика перегружена огромным (800 тысяч) наплывом эмигрантов из арабских стран. Затраты на армию составляли 40% от всех расходов страны. Сельское хозяйство обеспечивало лишь около 50% потребностей в продуктах питания, а доходы от экспорта покрывали не более 30% расходов на импорт.

Давид Бен-Гурион провозглашает независимость Израиля в Тель-Авивском музее изобразительных искусств, 14 мая 1948 года.
Фото: Israel Government Press Office
Давид Бен-Гурион провозглашает независимость Израиля в Тель-Авивском музее изобразительных искусств, 14 мая 1948 года.

«Чудо в пустыне» 

В процессе становления независимости в условиях войны со странами Арабской лиги, Израиль искал дополнительные ресурсы. Ими стали кредиты и гранты США, а также выпуск гособлигаций («Заём независимости), которые размещались в других странах. Кстати, Израиль стал единственной страной, которой США для послевоенного восстановления разрешили разместить свои облигации. Ресурсом стали также репарации от Западной Германии ($112 млрд в современном эквиваленте), которые составили до 55 % дополнительных доходов бюджета в 1952-1965 годах. 

В то же время с 1952 года Израиль начал внедрять «Новую экономическую политику». Она заключалась в значительной либерализации экономики, в том числе отмене распределительной системы и госрегулирования цен. Также Израиль отказался от эмиссии денег для покрытия расходов.

Одновременно страна запускала большие инфраструктурные проекты, как строительство Национального израильского водопровода, энергетических заводов и портов. Значительные инвестиции государства шли в аграрный сектор и легкую промышленность.

Строительство водопровода Израиля (1953 - 1964 гг.) стоило около 420 миллионов израильских лир, в нем приняли участие более 4000 рабочих.
Фото: zionistarchives.org.il
Строительство водопровода Израиля (1953 - 1964 гг.) стоило около 420 миллионов израильских лир, в нем приняли участие более 4000 рабочих.

Главное сходство Украины и Израиля проявляется в том, что обе страны имеют весьма недружелюбных соседей. Именно поэтому высокая доля расходов на военную сферу неизбежна. Еще две войны – «Шестидневная война» (1967) и «Война судного дня» (1973) – дали важный импульс к развитию военно-промышленного комплекса Израиля. Именно сфера ВПК стала главным работодателем, страна – лидером военной промышленности, а экспорт вооружения стал важным источником бюджета.

Результат: С 1954 по 1964 год ВВП Израиля демонстрировал рост на уровне 10% (чуть меньше темпов роста экономики Японии), потребление на душу населения выросло на 221%, страна практически достигли нулевой безработицы. А главное – за этот период Израиль привлек инвестиции и смог заложить основы своей промышленности. 

Вместо выводов.

Война ломает не только человеческие судьбы, но и целые страны. Рецепт восстановления у каждой страны разный и зависит от ее экономических, геополитических и даже культурных особенностей даже в довоенное время.

Но есть ряд инструментов, общий для всех успешно восстановленных после войны стран: либерализация экономики, создание большого количества рабочих мест государством, ориентация экономики на экспорт и значительное вливание внешних финансовых ресурсов. 

Но даже имея в своем распоряжении все инструменты для роста экономики, важно эффективно их использовать. От этого зависит, добьется ли страна успеха или пополнит огромный список неудачных примеров, таких как Афганистан или Ирак. 

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram