ГлавнаяМир

Внешние и внутренние факторы, которые мешают получению Украиной Томоса об автокефалии Украинской Православной Церкви

В начале июня 2018 состоится Синод Константинопольского патриархата, который будет рассматривать украинский вопрос (предоставление Томоса об автокефалии). Какие внешние и внутриукраинские факторы влияют на принятие и реализацию его решений?

Фото: facebook/Oleksandr Drabinko

За сто лет, которые украинцы борются за свое каноническое право иметь собственную автокефальную и признанную православную Церковь, основные внешние и внутренние факторы противодействия становлению Поместной православной Церкви практически не изменились. За исключением разве что не колониального, а нынешнего постколониального статуса Украины.

Внешние факторы

Среди внешних обстоятельств противодействия украинской православной автокефалии доминирует московский фактор.

Он состоит из религиозной и светской составляющей, разделение на которые, правда, в условиях нынешней России является условным. Однако формально Московская патриархия является самостоятельной институтом, а поэтом может иметь и собственные амбиции.

Для Российской (а с 1943 г. - Русской) Православной Церкви потеря Украины - это не просто отминусовывание нескольких тысяч православных общин. Это - потеря истоковой истории, потеря основ тех амбиций, которые в Московской патриархии (руководящий орган Московского патриархата) достигают планетарного масштаба. Потеряв Украину, Московская патриархия вынуждена будет полностью пересмотреть концепцию своей миссии в мире. Не случайно московский патриарх Кирилл на праздновании своего 70-летия в 2016 заявил, что Российская ПЦ никогда не согласится «на смену священных канонических границ нашей Церкви, потому что Киев - это духовная колыбель святой Руси, как Мцхета для Грузии или Косово для Сербии».

Фото: EPA/UPG

Кроме того, признание автокефалии православия в Украине приведет к тому, что:

- Российская ПЦ вынуждена будет начинать свою историю не с крещения Киевской Руси-Украины (988 г.), а с 1448 г - когда под давлением московских князей она самопровозгласила свою автокефалию.

- Московская патриархия получает угрозу возникновения цепной реакции отступничества от нее других периферийных национальных Церквей, которые, согласно православным канонам, также имеют право на автокефалию (Молдова, Беларусь, Казахстан и т.д.). И хотя сейчас эта возможность выглядит несколько нереальной, однако успех Украины может кардинально изменить ситуацию уже в ближайшие годы.

- Российская ПЦ за короткое время может потерять статус крупнейшей православной Церкви с точки зрения количества. Сейчас треть приходов этой Церкви находится на территории Украины. Следует учесть, что количественно и качественно это лучшие общины.

- Закроется канал кадрового наполнения клира Московского патриархата. В советские времена 70% студентов Московской и Ленинградской духовных семинарий/академий составляли выходцы из Украины.

- Закроется рынок сбыта предметов культового обихода, значительно уменьшаться доходы Московской патриархии, а, следовательно, ограничатся ее возможности.

Фото: www.patriarchia.ru

Такие имиджевые потери Московской патриархии не выгодны и российской светской власти, которая все годы независимости Украины владела через УПЦ МП надежными каналом духовно-политического влияния на украинцев. Поэтому к отстаиванию интересов Российской ПЦ уже подключены политические и экономические возможности Российской Федерации. Речь идет о рычагах влияния на тех политиков и церковных деятелей, от которых может зависеть решение Константинопольского патриарха.

В своем противодействии украинской автокефалии московский патриархат обратился к откровенным угрозам и провокациям. Речь идет о заявлениях руководства Московской патриархии о неизбежности раскола Вселенского православия в случае подписания Томоса для Украины (нечто вроде раскола христианства 1054). Или о провоцировании высших иерархов Поместных Православных Церквей для заявлений о «гонениях» на УПЦ МП или непризнания новопровозглашенной автокефалии для православия в Украине если это произойдет.

Не следует игнорировать также турецкий фактор в вопросе украинской автокефалии. В свое время великий визирь Османской империи имел власть и полномочия существенно влиять на ликвидацию или восстановление/создание автокефалий Церквей на Балканах.

 Вселенский Патриарх Варфоломей (в центре) благословляет украинских верующих во время службы возле памятника князю Владимиру во
время визита в Киев, 27 июля 2008.
Фото: EPA/UPG
Вселенский Патриарх Варфоломей (в центре) благословляет украинских верующих во время службы возле памятника князю Владимиру во время визита в Киев, 27 июля 2008.

И хотя времена существенно изменились, этот фактор, как утверждают некоторые аналитики, и стал решающим в церковных событиях 2008 во время визита патриарха Варфоломея с визитом в Украину. В то время Путину удалось применить свои политико-экономические рычаги и убедить турецкие власти в том, что украинская автокефалия станет катализатором беспокойства в Стамбуле и Турции в целом.

В 2018 сценарий противодействия будет, скорее всего, более прагматичным. В давлении на турецкие власти в ход могут пойти, например, уникальные скидки на энергоносители (как вариант - применены к годам, которые уже прошли, чем создаются условия для получения изысканной взятки). Или закрытие курортов Турции для российских туристов или рынка России для турецких товаров и т.п. Не исключается также, что российские агенты влияния пытаются работать индивидуально с каждым членом Константинопольского Синода, от которого будет зависеть решение.

К заметным факторам внешнего противодействия украинской автокефалии можно отнести и активность лоббистов московских интересов. Среди них есть, к сожалению, как иерархи отдельных Поместных Православных Церквей (Сербия, Болгария, Антиохия), так и представители признанных православных духовных центров вроде Афона. Фактически речь идет о циничном шантаже Константинопольского патриарха - угрозы не признать новосозданную автокефалию, игнорировать инициированные Константинопольским патриархатом мероприятия. Или вообще разорвать с ним отношения и т.п.

Внутренние факторы

Колониальное прошлое Украины не могло не отразиться на местной православной Церкви. За три века пребывания в юрисдикции Московской патриархии в Украине искусственно культивировались абсурдные церковные мифы, которые сейчас стоят на страже интересов России. Поэтому к внутренним препятствиям получения и признания Константинопольского Томоса следует отнести т.н. постколониальный (Стокгольмский) синдром. Усиленный к тому же синдромом «русского мира» - наличием большого числа украинцев, которые «привыкли» ходить именно в эту Церковь; которые убеждены, что Церковью-Матерью для православия в Украине является Московская патриархия. Или что украинский язык не настолько благодатен, что Господь на нем их «не услышит». Или что автокефалия противоречит православным канонам и тому подобное.

И речь идет не только о рядовых православных верующих, но, прежде всего, о клириках (епископат, священники, диаконы, монахи и монахини). Многие из последних имеют московское воспитание и духовное образование, а, следовательно - искаженное представление о православных канонах и их применении в исторической ретроспективе. А также не обладают критическим отношением к двойным стандартам Московской патриархии в решении одних и тех же проблем и тп.

Крестный ход в День крещения Руси, Москва, 28 июля 2017.
Фото: EPA/UPG
Крестный ход в День крещения Руси, Москва, 28 июля 2017.

Другим фактором противодействия автокефалии является собственно большое количество этнических русских, пораженных имперским синдромом. Именно они являются активными проводниками «русского мира» в Украине. Эти люди принципиально не воспринимают украинской культуры, государственности. Они не учат и не говорят на украинском языке (поскольку он же «искусственно создан австрийским/немецким Генштабом». Или, как вариант – является испорченным диалектом русского языка). И хотя они сами являются прихожанами автокефальной православной Церкви (Российской, которая 141 год добивалась этого статуса), однако украинскую автокефалию они, в большинстве своем, никогда не признают как «благодатную» и, следовательно, как такую, которая дает спасение. Поэтому их выбор - прямое подчинение Московскому патриарху или вхождение в структуры Российской ПЦ на территории Украины.

Другой вопрос - эти институты в Украине должны быть четко обозначены именно как московские (сейчас они маскируются под украинские с неопределенным статусом).

Важным фактором православной церковной жизни в Украине советская номенклатура, которая на заре независимости пережила этап неофитства и, имея общие с московской патриархией пророссийские симпатии, тесно переплелась личностными связями с клириками этой Церкви.

Толчком к этому стала идея предыдущих президентов Украины строить украинскую поместную православную Церковь на базе УПЦ МП. Поэтому по сей день происходит искусственное торможение развития УАПЦ и УПЦ КП. В то же время УПЦ МП предоставляются значительные преференции: приоритетная передача культовых помещений, выделение государственных средств на строительство и ремонт храмов, программы благотворительной помощи и т.п. Это и привело к нынешнему фактическому доминированию УПЦ МП в большинстве регионов Украине. Поэтому для противодействия институционального становлению украинской поместной ПЦ сейчас включены значительные силы и внутри Украины.

Подводя итог можно отметить, что все указанные факторы противодействия становление поместной православной Церкви смогли только притормозить, однако не остановить ее появление. Украинская православная автокефалия является «канонически оправданной и исторически неизбежной». Поэтому факторы противодействия носят временный характер, а их нейтрализация или локализация будут в значительной степени зависеть от способности центральной украинской власти добиться четкого соблюдения действующего украинского законодательства во всех областях страны.

Томос, как утверждает отец Кирилл Говорун, уже написан. Поэтому мы ожидаем, что историческая и церковная справедливость в отношении православия в Украине будет восстановлена в ближайшее время. А православие в Украине получит, наконец, свое духовное самоуправление. Именно оно должно завершить становление политической независимости Украины.

Олександр СаганОлександр Саган, релігієзнавець
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram