После начала агрессии со стороны РФ против Украины и до 2017 года Киев был существенно ограничен в экспортных возможностях. Но сейчас наблюдается прорыв на самые перспективные рынки. Продвижению продукции украинского ОПК на мировой рынок зачастую мешали украинско-российские договора, которые впору назвать “лагерными”. Эти соглашения оставляли за российскими компаниями проектное и авторское право на большинство видов техники бывшего СССР и ее модификаций.
И вот в конце прошлого года Украина денонсировала такие соглашения с РФ. Это развязало руки украинским производителям, которым нужны валютные поступления для апгрейда и новых разработок.
Правда, разрыв “лагерности” украино-российских технических соглашений также толкнул российскую сторону на экзотические и даже крайние меры недобросовестной конкуренции - от информационных атак до различных провокаций, чтобы не пустить украинцев на определенные сегменты внешних рынков, где сами россияне уже по полной зарекомендовали себя не с лучшей стороны, но их терпели в связи с отсутствием альтернативы.
Последний пример такой недобросовестной конкуренции – это информационная кампания вокруг контракта на поставку и ремонт самолетов семейства МиГ для ВВС Хорватии.
При этом, данный скандал также имеет определенную проекцию на ситуацию в Болгарии, куда россияне всеми правдами и неправдами пытаются не допустить украинских спецэкспортеров для участия в тендере по капитальному ремонту истребителей МиГ-29 болгарских ВВС.
Эти непрерывные информационные атаки осуществляются, в первую очередь, через размещение манипуляционных (или даже дезинформационных) текстовых материалов, где содержатся заангажированные комментарии ответственных за оборонную промышленность лиц Российской Федерации (начиная лично с Дмитрия Рогозина).
Как правило, это речи о том, что украинская военная промышленность «полностью уничтожена под тяжестью гражданской войны», «Украина не способна выполнить те или иные обязательства» или «выполняет, поставляет старую и некачественную технику», «не имеет опыта и технологических возможностей в оказании таких услуг» по ремонту или модификации, или вообще «торгует с террористами по всему миру» и является «спонсором терроризма».
И таких примеров множество от Кувейта до Индии. Просто каждый из них со своим колоритом.
Не благодаря, а вопреки
Пока что эти усилия россиян существенных результатов им не дали, в том числе и в Индии, которая считается одним из самых быстрорастущих в мире покупателей военных технологий.
Еще в 2012 году украино-индийское сотрудничество в военной сфере приносило $120 млн в год. В 2015-17 годах ежегодный объем реализации увеличился до $120-$140 млн.
Например, в прошлом году был успешно завершен флагманский проект украино-индийского сотрудничества — долгосрочный контракт на ремонт Ан-32 стоимостью $400 млн. Интересно, что успешное завершение этого контракта между Украиной и Индией произошло на фоне неспособности России реализовать подписанный еще в 2007 году контракт на производство индийского военно-транспортного самолета МТА. Его до сих пор нет.
В 2017 году Украиной также успешно реализован еще один задел прошлых лет — это контракт 2013 года между компаниями «Спецтехноэкспорт» и индийской HAL на поставку балочных держателей для вооружения боевых самолетов.
Это направление сейчас продолжает обновляться: в декабре 2017 года в Киев пришел дополнительный запрос минобороны Индии на поставки балочных держателей госпредприятием «Жулянский машиностроительный завод «Визар».
Для Украины в Индии пришло время новых соглашений. Только в прошлом году было заключено новых украино-индийских контрактов на сумму $37млн.
Кроме того, по словам руководства "Спецтехноэкспорта", у компании на данный момент в Индии порядка 400 контрактов в работе - как на стадии реализации, так и в процессе согласования и проведения переговоров, достигающих сумм и в размере $500 млн.
Продвижению же украинского оборонного машиностроения на индийский рынок помогли и определенные факторы гибридного украино-российского военного противостояния.
Так, за время российско-украинской войны Украина радикально перестроило как схему работы национального оборонно-промышленного комплекса, так и увеличило финансирование оборонных предприятий. В итоге у индийской стороны появилось больше уверенности в своевременном исполнении украинской стороной своих обязательств.
Кроме этого, разрыв из-за российской агрессии ранее подписанных договоров между Украиной и РФ поставил российскую сторону перед фактом невозможности выполнения подписанных РФ контрактов на поставку в Индию военной техники. В первую очередь это касается вертолетных двигателей, а также корабельных турбин, прямой экспорт которых в РФ был запрещен решением украинского правительства. Украинская сторона для выхода из положения предложила Индии прямые поставки из Украины. Россия при этом лишилась не только доходов от выполнения контрактов, но и доходов от перепродажи, в которых помимо всего была самая высокая маржа и коррупционная составляющая.
К вытеснению российских компаний с одного из самых устойчивых сегментов мирового рынка вооружений — продаже техники советских и постсоветских образцов, приводит также стремительно меняющаяся расстановка сил в мире. Речь идет о международных санкциях против РФ, которые углубляются сразу по четырем линиям: украинской, сирийской, северокорейской и внутрироссийской (правозащитной).
Под давлением этих новых обстоятельств все меньше индийских покупателей российских товаров решаются идти на потенциальные санкционные риски со стороны США, Канады, ЕС и Японии. Поэтому Индия все больше отдает предпочтение тем вооружениям и ремонтным услугам, которые предлагает не Россия, а другие страны бывшего “советского лагеря”.
И даже любого размера ресурсы, брошенные на антирекламу конкурентов, не помогут побороть этот фактор.
Перевод стрелок
Конечно, для Кремля потерять и сотни миллиардов долларов — не скандал. Но реакция Москвы на прогресс в украино-индийских отношениях стала какой-то уж слишком чувствительной.
В частности, российскими координаторами в медиа была развернута стандартная в целом кампания по дискредитации абсолютно всех индийских достижений украинского ОПК: например, что индусы якобы не могут найти 5 своих самолетов Ан-32, отправленных на ремонт в Украину. Или что торговля техникой и запчастями велась через фиктивные фирмы.
Но на этот раз информ-атаки имели определенное новшество: если раньше они концентрировались, как правило, вне Украины – непосредственно на самих внешних рынках, то сейчас они начинались и тиражировались СМИ нашей же страны.
И если бы действительно такие публикации носили формат объективной критики. Но, как правило, дело ограничивается банальным злорадством.
Бревно в глазу не заметно
Помогут ли России информ-атаки на Украину спасти свою долю на индийском рынке? Далеко не факт. Ведь Украина, например, совершенно не имеет отношения к стратегическим ошибкам политики РФ по отношению к Индии, которые предопределили уход российских вооружений с индийского рынка.
Например, во время проведения в РФ соревнований по танковому биатлону Армейских международных игр-2017 в 2017 году из-за поломки техники были дисквалифицированы индийские экипажи двух танков Т-90С «Бхишма», которые разработаны в РФ и собираются в Индии. И российские власти после этого случая не придумали ничего лучшего, чем обвинить самих индусов во всех их бедах и еще параллельно на них показательно давить. Это дескать, чтобы Индия особо не выступала.
Другой пример — истребители Су-30МКИ, которые больше простаивают в ангарах, дожидаясь постоянного ремонта, нежели патрулирует воздушное пространство страны. А также МиГ-29 КУБ, которые прибыли в Индию вообще в бракованном состоянии.
По линии ВМФ – скандал с подводной лодкой, которую Индия купила в России и на которой вскоре случилась крупная авария, так что понадобилось возвращение в РФ для ремонта.
Так что перекладывать на Украину вину за подобного рода российские художества на индийском рынке тяжело. Намного легче просто дискредитировать украинских производителей — в общем и целом, чтобы списать на кого-то другого собственные проколы.