Тяжкое наследие «тефлонового президента»
Три недели назад в одной из наиболее значимых стран африканского региона – Южно-Африканской Республике произошла смена власти. После периода противостояния с босами собственной партии – Африканский национальный конгресс (АНК) – уже бывший президент Джейкоб Зума оставил свой пост. В обращении к нации он указал, что несогласен с позицией партии, но принимает ее решение, т.к. является дисциплинированным членом.
Правление Зумы сопровождалось многочисленными коррупционными скандалами, но ему почти 10 лет удавалось удерживать свою власть в АНК и во главе республики. За это его прозвали «тефлоновым президентом». При том, что в 2006 году его даже обвиняли в изнасиловании, но это сошло ему с рук.
Прискорбно, но родившейся в ЮАР для женщины вероятность стать жертвой изнасилования выше, чем вероятность научиться читать.
По данным ООН страна занимает верхние строчки рейтинга по числу изнасилований на душу населения. Как утверждают женские правозащитные группы уровень изнасилований в ЮАР в 3,5 раза выше, чем в США.
Кроме этого, против Зумы парламент ЮАР иницировал 6 вотумов недоверия, которые базировались на 783 эпизодах обвинений в корупции. В частности, бывшего президента обвиняли даже в «захвате государства» в интересах олигархического клана братьев Гупт, имеющих индийское происхождение.Весьма плачевными стали и экономические итоги правления Зумы. Уровень безработцы в стране вырос с критических 23% до невиданных ранее 28%, при этом страна пережила период экономической рецессии и слабого роста ВВП на уровне 1,5%. И это в условиях относительно благополучного развития горнорудного сектора страны.
Стабильность страны сильно подрывает и вопиющее неравенство в обществе. В некоторых гетто до сих пор нет воды и электричества при том, что АНК стоит у власти уже 20 лет, и недовольство его курсом растет. Многим людям удается выжить лишь благодаря социальным пособиям, выплаты которых в последнее месяцы стали нестабильными, а ведь доля сверхбедного населения достигла показателя 14%. ЮАР имеет один из самых высоких в мире показателей расслоения населения, если исходить из индекса Джини. Профессор Университета Стеленбош Анна Ортофер подчеркивает, что 90% национальных богатств страны сконцентрированы в руках 10% населения.
Есть ли шанс у «партии белого населения»
Картина жизни в ЮАР после правления Зумы действительно выглядит удручающе, что ведет к стремительному падению рейтинга правящей партии АНК. Индикатором этого стали местные выборы 2016 года на которых был утрачен контроль партии над такими городами как столица страны Претория, многомиллионным Йоханесбургом и значимым городским округом Бухта Нельсона Манделы (Порт-Элизабет, Эйтенхахе, Диспатч).
АНК продолжает утрачивать поддержку активных избирателей выборы за выборами. Так, в 2006 году АНК получил 65% голосов, в 2011 - 63%, в 2016 - 54%. Совокупная картина вырисовывется печальная для АНК. Одновременно крепчают позиции оппозиционной партии – «Демократический альянс». У нее позитивная динамика народной поддержки: 2006 год - 16%, 2011 год - 24%, 2016 - 27%. При этом «Демальянс» является полным антиподом АНК и еще до недавнего времени воспринимался как «партия белого населения».
По данным электорального опроса, проведенного компанией Ipsos в мае 2017 года, рейтинг АНК упал до 47%. Тогда как союз «Демальянса» и радикальной партии Дж.Малемы пользуются поддержкой 26% избирателей. Существующие тенденции ведут АНК к вероятной потере абсолютного большинства в парламенте уже на выборах 2019 года, что будет означать в итоге крах старейшей политической организации африканского населения ЮАР.
Демоны и бесы «черного апартеида»
Осознавая приближающийся крах под руководством «токсичного Джейкоба Зумы» политический совет партии начал стремительно от него избавлятся. В декабре 2017 года новым руководителем АНК был избран вице-президент, 65-летний Сирилл Рамафоса. Уже через 58 дней он смог занять президентское кресло.
Рамафоса относится к молодому поколению сторонников Манделы, которые примкнули к нему уже в 1970-х гг. При этом он является одним из наиболее богатых людей страны, его капитал достигает $450 млн. Свое состояние Рамафоса заработал на сделках с Coca-Cola и McDonald’s, которым для ведения бизнеса в ЮАР после падения режима апартеида были необходимы местные «небелые» партнеры.
Одним из наиболее темных эпизодов в его биографии является расстрел рабочих платинового рудника компании Lonmin в Марикане. В ходе противостояния с полицией тогда погибли 34 шахтера, а ранения получили 78 человек. Следствие установило, что большинство жертв было убито выстрелами в спину при попытке убежать от полицейского оцепления. Данный инцидент стал самым крупным по количеству жертв со времён режима апартеида, в частности речь идет о расстреле мирной демонстрации чернокожих 21 марта 1960 года в Шарпевиле, когда погибло 69 человек.
За расправой над шахтерами стоял Рамафоса, который входил в число акионеров Lonmin и призвал применить силу против протестующих, их он назвал «преступниками». Экспертная комиссия во главе с бывшим судье Верховного апелляционного суда Йеном Фарламом, расследующая данный инцидент, официально признала ответственность Рамафосы за трагедию и после вступления в должность он в очередной раз подчеркнул свою готовность искупить вину за Марикану.
«Убейте буров, убейте фермеров»
Главными критиками Рамафосы, спекулирующими на теме шахтерской трагедии, выступают «Борцы за экономическую свободу» (БЭС) во главе с молодым радикальным политиком Джулиусом Малемой. Но именно этой политической силе, опирающейся на «поколение рожденных свободными», Рамафоса обязан приходом к власти – ведь БЭС более двух лет проводила компании за отставку Зумы. Малема даже призывал к вооруженному свержению Зумы: «Мы избавимся от этого правительства с оружием в руках», говорил он журналистам катарского канала Al-Jazeera.
Партия БЭС стоит на позициях «черного расизма» и Малема не боится распевать песню «Убейте буров, убейте фермеров». Сторонники Малемы носят красные рубахи, береты и каски, и действуют сообща, как партизанский отряд. Сам Малема присвоил себе титул «верховнй главнокомандующий» и призывает молодежь к завершению революции. Она должна наконец-то сломить доминирование белых, которые после прошествия почти четверти века сохраняют свои позиции. А это значит, что апартеид с их точки зрения не побежден и дело Нельсона Манделы не завершено.
БЭС хочет отобрать у белых землю без какой-либо компенсации и распределить ее между безземельными черными южноафриканцами. Малема хочет национализировать банки, энергетический сектор и рудники; и здесь компенсации также не предвидятся. Именно эти «большевистские меры», по его мнению, должны увенчать «черную революцию», как это уже произошло в Зимбабве.
Малема не скрывает, что ему очень импонирует земельная реформа в формате «черного передела», проведенная уже бывшим зимбабвийским президентом-диктатором Робертом Мугабе. Он утверждает, что через 10 лет Зимбабве будет в куда лучшем положении, чем сейчас, и при этом станет единстенной страной Африки, где африканцы владеют землей. Тем, кто беспокоится состоянием экономики Малема говорит, что они взволнованы состоянием того, что даже им не принадлежит. «Зимбабвийцы лучше, ведь у них по крайней мере есть своя земля. Без существенных сбоев в работе экономического механизма его изменить нельзя. Но если африканцы боятся нарушать работу экономики, то белые всегда будут владеть землей», - подчеркивает Малема.
Лидер БЭС не исключает, что радикальное решение земельного вопроса может привести к гражданской войне. Но по мнению радикала, этого можно избежать, если все будут следовать закону. Правда, даже его партия боится конфликта.
Земельная политика Рамафосы: «просто взять и конфисковать»
Учитывая довольно перефирийное положение радикальной партии БЭС их инспирации к земельной реформе можно было бы упустить из поля зрения. Но ситуация стала радикально менятся, когда проводником «черного передела» стал новый президент ЮАР Сирилл Рамафоса.
В своем обращении к нации в день вступления на пост он сказал, что в текущем году будут предприняты решительные действия для реализации огромного сельскохозяйственного потенциала ЮАР и меры будут включать экспроприацию земель без компенсации. «Поскольку сельское хозяйство требует земли, т.к. земля – это базовый ресурс – мы будем ускорять программы перераспределения земель. И не только для преодоления серьезной исторической несправедливости, но также для привлечения большего числа производителей в аграрный сектор, чтобы сделать больше земель доступными для обработки нашими людьми», - говорит Рамафоса.
Новоизбранный президент с оптимизмом смотрит на будущее конфискационной земельной реформы, называя АПК «сектором, переживающим экономический рассвет». Также он призвал финансовые институты ЮАР стать правительственными парнерами в ускоренной реализации программ земельного перераспределения.
Заявления Рамафосы могли бы рассматриватся в качестве популисткой риторики в предверии выборов 2019 года, если бы не решительность парламентариев страны в их реализации. 27 февраля Национальная ассамблея ЮАР проголосовал за инициативу, позволяющую внести поправки в Конституцию для проведения конфискации земель белых фермеров без компенсации. Инициаторами законопроекта стала радикальные БЭС, но в целом его поддержали 60% депутатов.
Теперь парламентский комитет по пересмотру Конституции до 30 августа будет должен сделать свое заключение о правомерности внесения изменений в 25-й раздел основного закона ЮАР.
Так де-факто состоялся политический союз АНК и радикалов, ведь Сирилл Рамафоса сделал земельные конфискации фундаментом своей политической платформы.
По сути планируется возвращение к доколониальной структуре владения землями. Джулиус Малема в свете этого с удовлетворением отметил: «Время примирения закончилось. Сейчас настало время для правосудия». В оппозиционном «Демократическом альянсе» заявили, что экспроприация будет лишь прикрытием для коррупции и хронического недофинансирования, а также подорвет национальную экономику, еще больше повредив бедным чернокожим людям.
После более чем 20 лет со времен падения режима апартеида 72% сельхозземель находятся в руках белых фермеров. При этом доля земель в собственности государства и «цветных вледельцев» в период с 1994 по 2017 гг. возросла с 14,9% до 26,7%, если верить данным аудита асоциации AgriSA, представляющей интересы 70.000 фермерских хозяйств.
В свою очередь белые фермеры также не собираются сидеть сложа руки: лоббисткая группа AfriForum предупредила, что поправки к Конституции относительно конфискации земель могут развязать конфликт внутри страны. Кроме того, организация объявила о старте всеобъемлющей международной компании по информированию иностранных правительств об угрозе правам частной собственности в стране. Представители AfriForum очень опасаются, что ЮАР может превратиться во второе Зимбабве и погрузится в нищету.
Их опасения не беспочвенны, хотя может и несколько превеличены. Если в Зимбабве на момент проведения массовых конфискаций земель АПК давал более 20% ВВП, то в ЮАР в настоящее время доля данного сектора в структуре экономики не превышает 2%. Но только в ближайшие 30 лет население страны возрастет на 10 млн. человек (+17%), что соответственно будет требовать все большего обеспечения продовольствием.
Важно указать, что страна уже сильно страдает от повторяющихся засух, вызванных природным эфектом «Эль-Ниньо». Любые неосторожные действия правительства в сфере земельной политики могут поставить ЮАР перед лицом масштабной продовольственной катастрофы и голода. А значит сильно возрастет и внутренняя напряженность.
Радикальная земельная реформа от Рамафосы должна, по его мнению, раз и навсегда закрыть земельный вопрос, и чтобы ЮАР двигалась вперед просто необходимо устранить этот первородный грех, унаследованный от колонизаторов.
Действия президента Рамафосы по конфискации земель белых фермеров возможно станут вторым по значимости событием в современной истории страны после отмены апартеида. При этом в час тяжелых испытаний страна оказалась в руках популистов, мыслящих лишь своими узкополитичекими интересами.
Грустно осознавать тот факт, что во времена президента Манделы ЮАР смогла осуществить переход от апартеида к нерасовой демократии без гражданской войны. Сейчас же политические наследники покойного Мадибы, как только могут разрушают «радужную нацию», где должны были мирно сосуществовать представители всех цветов и оттенков кожи. Непродуманная политика залечивания ран прошлого вполне может лишить страну не только обеспеченного, но даже мирного будущего.